Опера-буффа
О́пера-бу́ффа (итал. opera buffa), итальянская разновидность комической оперы.
В широком смысле понятие охватывает все разновидности итальянской музыкальной комедии с 1660-х гг. и до конца 18 в., в строгом смысле относится только к комической опере 2-й половины 18 в. Термин (в строгом значении) вошёл в обиход в последней трети 18 в. (одновременно с термином «опера-сериа») и использовался наряду с другими обозначениями – «весёлая драма» (dramma giocoso), музыкальная комедия и т. п.
Непосредственный предшественник оперы-буффа – неаполитанская музыкальная комедия конца 1720–1730-х гг., которая постепенно вышла за пределы Неаполя и с большим успехом ставилась по всей Италии. К композиторам неаполитанской школы постепенно примкнули и североитальянские авторы (Б. Галуппи, Ф. Бертони, Дж. Сколари и др.).
Историю собственно оперы-буффа открывают венецианские опыты драматурга К. Гольдони – «Бертольдо, Бертольдино и Какасенно» с музыкой В. Чампи и «Аркадия на Бренте» с музыкой Б. Галуппи (обе – 1749). Последующим сочинениям Галуппи на либретто Гольдони – «Лунный мир» (1750), «Деревенский философ» (1754), «Чертовка» (1755) и др. – сопутствовал большой успех не только в Италии, но и за её пределами. В них утвердились основные черты оперы-буффа 1750-х гг.: воплощение в сценических образах разнообразных социальных типов, тонко выписанная антиаристократическая сатира и особая роль т. н. среднего характера (mezzo carattere), равноудалённого как от условно-возвышенных благородных героев (innamorati – влюблённые, чета аристократов; партии чаще всего обозначались как serie – серьёзные), так и от карикатурных слуг, комических стариков, шарлатанов, обанкротившихся авантюристов (партии buffe). Гольдони воплощает на сцене образ героя третьего сословия, проникнутый идеями Просвещения.
К. Гольдони в 1749–1763 гг. создал 57 либретто комических опер, музыку к которым писали Дж. Скарлатти, Д. Фискьетти, Н. Пиччинни, Т. Траэтта, Ф. Л. Гассман и др. Многие из этих либретто использовались неоднократно (на одно из наиболее популярных – «Лунный мир» – было создано 8 опер).
В операх Б. Галуппи и его современников постепенно сложились специфический «буффонный» музыкальный язык и приёмы музыкальной драматургии (в частности, развёрнутые финалы-кульминации актов), способствовавшие превращению музыки в носительницу драматического действия.
Особую, сентиментальную разновидность оперы-буффа, в которой нашли преломление те же тенденции, что и во французской «слезливой комедии» (comédie larmoyante) и просветительском нравоучительном романе, открыла поставленная в 1760 г. «Чеккина, или Добрая дочка» Н. Пиччинни (либретто К. Гольдони).
С середины 1760-х гг. опера-буффа развивалась менее активно, что было во многом вызвано сменой поколений либреттистов и композиторов. Среди новой плеяды авторов (начиная с середины 1770-х гг.) самыми известными были драматурги Дж. Бертати (Венеция), Дж. Паломба и Дж. Б. Лоренци (Неаполь), композиторы Дж. Паизиелло, Д. Чимароза.
Плодотворные традиции оперы-буффа сложились за пределами Италии, в частности в Вене, где соперничество либреттистов Дж. Б. Касти и Л. да Понте, композиторов Дж. Паизиелло, А. Сальери, В. Мартина-и-Солера и В. А. Моцарта при наличии первоклассной труппы исполнителей привело в 1783–1790 гг. к созданию ряда шедевров.
Итальянская опера-буффа последней трети 18 в. (наряду с французской комической оперой) повлияла на формирование национальных оперных традиций в Австрии и Германии (северонемецкий и австрийский зингшпиль), в России (с конца 1770-х гг.). Существенное структурное отличие итальянской оперы-буффа составляет музыкальная однородность – музыка звучит не только в развёрнутых музыкальных номерах (ариях, ансамблях), но и в остальное время действия (в речитативах), в то время как в других национальных комических жанрах актёры-певцы в диалогах переходят на обычную сценическую речь.
Последние яркие образцы жанра – оперы Дж. Россини, поставленные в 1813–1817 гг.