Гардель Максимильен
Гарде́ль Максимилье́н, Максимильен Леопольд Филипп Жозеф Гардель (Maximilien Léopold Philippe Joseph Gardel) (18.12.1741, Мангейм – 11.3.1787, Париж), французский артист балета, балетмейстер.
Отец – Клод Гардель (Claude Gardel; год рождения неизвестен, ум. 1774, Париж), танцмейстер при дворе польского короля Станислава Лещинского. Мать – Жанна Луиза Камар Дартенэ (Jeanne Louise Cahart Darthenay, или Dartenay, или d'Arthenay, около 1691 – 1719), певица и танцовщица.
С 1755 г. учился в Париже в Королевской академии музыки (ныне Парижская опера), на сцене которой дебютировал в 1759 г. В 1764 г. стал солистом труппы. Танцовщик эпохи классицизма, с успехом выступал в героических партиях (Александр – «Апеллес и Кампаспа» Ф. Аспельмайра, и др.). Переходя от пантомимы к танцу, добивался точности и изящества пластики. Конкурируя с Г. Вестрисом в «благородном» амплуа и не желая, чтобы его путали с соперником, впервые на французской сцене отказался от маски, парика и устаревшей формы балетного костюма (танцевальная партия Аполлона в опере «Кастор и Поллукс» Ж.-Ф. Рамо, 1772).
В 1773–1781 гг. помощник балетмейстера, в 1781–1787 гг. главный балетмейстер Королевской академии музыки и танца. Создал балеты-пантомимы «Искательница остроумия» («La Chercheuse d'esprit», 1777; первый постановочный опыт М. Гарделя, балет пользовался наибольшей популярностью в эпоху Людовика XVI), «Нинетта при дворе» В. Л. Чампи («Ninette à la cour»; в 1777 – премьера при дворе, в 1778 – в Королевской академии музыки и танца), «Мирза и Линдор» Ф.-Ж. Госсека (1779), «Юная француженка в серале» («La Jeune Française au sérail», 1782), «Скромница» («La Rosière», 1783, композитор неизвестен), «Первый мореплаватель» А.-Э.-М. Гретри («Premier navigateur», 1785), «Дезертир» П.-А. Монсиньи («Le Déserteur», 1786), «Дикари, или Сила танца» («Les Sauvages ou le pouvoir de la danse», 1786), «Первый парень на деревне» Ш.-С. Фавара («Le Coq du village», 1787), «Суд Париса» («Le Jugement de Pâris», 1789) и др. Премьеры большинства балетов сначала представлялись при дворе, позднее – на сцене Академии. Постановки Гарделя пользовались большим успехом, многие годы оставаясь в афише театра. В различных редакциях ещё и в начале 19 в. шли в европейских столицах и крупных городах – Лондоне, Дублине, Стокгольме, Турине, Неаполе и др.
Брат – Пьер Гардель.