Русские сезоны
Ру́сские сезо́ны, выступления артистов русской императорской оперы и балета за границей, организованные С. П. Дягилевым в летние месяцы 1908–1910-х гг.
Театральным Русским сезонам предшествовали выставки, в т. ч. Русская художественная выставка в рамках парижского Осеннего салона (1906) и Исторические русские концерты в Париже (1907). Дягилев преследовал цель познакомить Европу с операми русских композиторов в исполнении наиболее знаменитых русских певцов (в первую очередь Ф. И. Шаляпина), новаторскими постановками М. М. Фокина, искусством артистов императорского балета и сценографией художников «Мира искусства». В 1908 г. была показана опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в редакции Н. А. Римского-Корсакова (художники А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, К. Ф. Юон); в 1909 г. – три программы, включавшие балеты Фокина «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, «Сильфиды» на музыку Ф. Шопена («Шопениана»; оба– художник Бенуа), «Клеопатра» (из балета «Египетские ночи» А. С. Аренского с добавлением номеров на музыку ряда русских композиторов; художник Л. С. Бакст), дивертисмент «Пир» (танцы из опер и балетов русских композиторов; хореография Фокина, М. И. Петипа, А. А. Горского, Н.О. Гольца, Ф.И. Кшесинского, художники К. А. Коровин, Бакст, Бенуа, И. Я. Билибин), опера «Псковитянка» Римского-Корсакова (художники Головин, Н. К. Рерих, Д. С. Стеллецкий), отрывки из опер «Князь Игорь» А. П. Бородина (хореография «Половецких плясок» Фокина, художник Рерих), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (художник Бенуа), «Юдифь» А. Н. Серова (художники В. А. Серов и Бакст). Режиссёром оперных спектаклей выступил А. А. Санин. В 1910 г. были показаны также три программы, куда, наряду с балетами, включёнными в состав прошедшего сезона, вошли балеты Фокина «Карнавал» на музыку Р. Шумана, «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (оба – художник Бакст), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (художник Головин) и «Жизель» А. Адана (в традиционной хореографии, художник Бенуа). Спектакли Русских сезонов имели огромный успех. Особое внимание привлекли декорации и костюмы Бакста и Бенуа, о которых писали не меньше, чем о Ф. И. Шаляпине, В. Ф. Нижинском, Т. П. Карсавиной, А. П. Павловой (участвовала только в сезоне 1909). Увиденное было воспринято как новое слово в мировом оперном и балетном театре. Русские сезоны обозначили начало периода интенсивного влияния русского балета на балет Европы, а позднее Америки и других континентов.
В 1911 г. Дягилев принял решение вместо гастролей артистов императорских театров за рубежом проводить регулярные спектакли сформированной им труппы Русский балет Дягилева.