Руссо Жан-Жак
Руссо́ Жан-Жак (Jean-Jacques Rousseau) (28.6.1712, Женева – 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа; в 1794 прах Руссо был перенесён в Пантеон), французский писатель, философ, композитор.
Сын часовщика-кальвиниста. Самостоятельно обучался различным ремёслам, много читал; служил лакеем, гувернёром, учителем музыки, домашним секретарём. Во время странствий сблизился со швейцарской дворянкой Л. де Варан, в доме которой жил с перерывами в течение 1730-х гг., изучал историю, философию, математику, ботанику и музыку и под влиянием которой принял католицизм. До конца жизни зарабатывал перепиской нот.
В 1741 г. приехал в Париж. В 1743–1744 гг. секретарь французского посла в Венеции. С 1749 г. писал для «Энциклопедии», издававшейся Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбером (преимущественно статьи о музыке, которые вызывали возражения Ж.-Ф. Рамо), однако философские и общественные взгляды Руссо отличались от представлений старших энциклопедистов. В то время как просветители связывали социальный и нравственный прогресс с развитием науки, Руссо противопоставил природу и цивилизацию, «естественное состояние» и «общественное», утверждая, что чем ближе человек к природе (где нет промышленности, наук и искусств), тем он чище и добродетельнее: трактат «Рассуждение о науках и искусствах» («Discours sur les sciences et les arts», 1750, русский перевод 1768), принёсший ему известность. Руссо осудил предложение Вольтера открыть театр в Женеве и оспорил утверждение Д’Аламбера о том, что театральные представления способствуют очищению нравов («Письмо Д’Аламберу о зрелищах», «Lettre à M. D’Alembert sur les spectacles», 1758).
Разорвав отношения с Дидро, Д’Аламбером и Вольтером, Руссо сосредоточился на критике существующих социальных норм как противоречащих природе и на утверждении необходимости возврата в «естественное состояние», которое мыслилось им как первоначальный этап существования человечества, отмеченный свободой, равенством и добродетелью: трактат «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» («Discours sur l’origine et les fondements de l’inégalité parmi les hommes», 1755, русский перевод 1770). Причину социального неравенства Руссо усматривал в ставшей основой гражданского общества частной собственности, которая отсутствовала в «естественном состоянии». Осознавая, однако, что вернуться к этому состоянию нельзя и что только владение частной собственностью превращает индивида в ответственного члена общества, Руссо в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» («Du contrat social ou principes du droit politique», 1762, русский перевод 1903), принёсшем ему наибольшую, хотя и посмертную, славу, обосновал необходимость заключения договора между людьми во время перехода от естественного состояния к общественному. В отличие от других концепций общественного договора 17–18 вв., Руссо предлагал не договор правителя с подданными, но соглашение равных лиц друг с другом или общества как целого с каждым из индивидов, его составляющих («все они принимают на себя обязательства на одних и тех же условиях и все должны пользоваться одинаковыми правами»). Главные понятия трактата – «суверен» и «общая воля». Народ, несущий бремя законодательной власти, объявлялся Руссо «сувереном», власть которого неделима и неотчуждаема; депутаты признаются лишь уполномоченными народа, обладающими исключительно совещательным голосом. Для принятия законов – актов «общей воли» – требуется собрание всех граждан (прямая демократия), при этом народ не может быть созидателем законов: ему нужен законодатель, понимающий человеческие слабости, но не подверженный ни одной из них. Когда монархия превращается в деспотию, а равенство всех граждан оказывается равенством всех перед тираном, возможно насильственное ниспровержение деспотизма: в качестве необходимых для спасения отечества мер Руссо допускал и революцию, и диктатуру, однако считал их крайними и кратковременными средствами. Взгляды и сочинения Руссо были осуждены Парижским парламентом, а затем и властями Женевы; он укрылся от преследований в Мотье (близ Невшателя), а в 1766 г. по приглашению Д. Юма уехал в Англию. Вернувшись в 1767 г. в Париж, Руссо в последние годы жизни страдал манией преследования, жил под попечительством маркиза Р.-Л. де Жирардена в его замке в Эрменонвиле.
Как писателю известность Руссо принёс эпистолярный роман «Юлия, или Новая Элоиза» («Julie ou la Nouvelle Héloїse», 1761, сокращённый русский перевод 1769, полный – 1803–1804), написанный под влиянием С. Ричардсона и способствовавший развитию сентиментализма во Франции. В нём в русле теоретический воззрений Руссо представлена история любви дворянки Юлии к своему учителю Сен-Пре – человеку незнатному, но благородному и добродетельному, а также история её замужества не по любви, а по воле отца, и гибели; тонкий психологизм романа, описание «жизни сердца» и добродетельной чувствительности главных героев сочетаются с социальной критикой. Психологическую прозу романтизма предвосхитила «Исповедь» («Les Confessions», 1765–1770, издана в 1782–1789, сокращённый русский перевод 1797), в которой Руссо показал себя «во всей правде природы». Во многом автобиографичны также его поздние сочинения: «Руссо судит Жан-Жака» («Rousseau juge de Jean-Jacques», 1772–1775), «Прогулки одинокого мечтателя» («Les Rêveries du promeneur solitaire», 1776). Среди других литературных произведений: поэтические сборники, комедии «Нарцисс» («Narcisse», 1733, поставлена в 1752, издана в 1753), «Военнопленные» («Les prisonniers de guerre», 1743, издана в 1782).
Педагогические воззрения Руссо отразились в книге «Эмиль, или О воспитании» («Émile, ou De l'éducation», 1762, сокращённый русский перевод 1779), сочетающей черты трактата и художественного произведения, в которой на примере истории заглавного героя Руссо, в противовес книжному светскому воспитанию, предлагал особую систему формирования «сердца», а не «ума» посредством труда и общения с природой. Изменить общественный уклад, воссоздать подобие «естественных» порядков может, по Руссо, либо революционное насилие, либо просвещение и надлежащее воспитание; от верного воспитания зависит благополучие не только государства, но и каждого индивида. Разум мудреца, сила атлета, трудолюбие, навыки полезного ремесла, невосприимчивость к соблазнам цивилизации, предрассудкам и дурным влияниям, умение владеть собой, соразмерять желания с возможностями – таковы качества совершенного человека. Каждый человек обладает неповторимым физическим и психическим складом, требующим от педагога индивидуального подхода, поэтому у каждого ребёнка должен быть собственный наставник, являющийся и воспитателем, и учителем. Изложенная в «Эмиле» и других произведениях Руссо модель естественного воспитания была во многом гипотетической. По словам Руссо, он стремился дать не практические рекомендации, а изобразить идеал, к которому нужно стремиться. Педагогическая теория Руссо оказала существенное влияние на системы воспитания в конце 18 – начале 19 вв.
«Музыкальный словарь» Руссо («Dictionnaire de musique», 1768, неоднократно переиздан, в том числе на иностранных языках) – одно из самых авторитетных в 18 в. справочных изданий о музыке. Музыкальная эстетика Руссо близка идеям энциклопедистов: он проповедовал простоту, естественность, непосредственную эмоциональность и утверждал, что основой музыки является мелодия. В разразившейся в 1752 г. в Париже войне буффонов занял проитальянские позиции (издал за свой счёт партитуру «Служанки-госпожи» Дж. Б. Перголези, в 1753 выступил в печати с полемическим «Письмом о французской музыке»). Язвительная критика в адрес французской барочной оперы содержалась и в романе Руссо «Юлия, или Новая Элоиза». В последние годы жизни выступил в поддержку оперной реформы К. В. Глюка. Одноактная опера Руссо «Деревенский колдун» («Le devin du village», на собственный текст; Фонтенбло, 1752) – одно из первых произведений жанра опера-комик. Премьера мелодрамы «Пигмалион» (текст Руссо, музыка в соавторстве с О. Куанье; Лион, 1770) породила моду на этот жанр в Европе. Автор нескольких мотетов, трёх сборников вокальных пьес и др.
Влияние Руссо на западную культуру очень велико. Его учение положило начало широкому идейно-философскому движению – руссоизму, популяризировавшему миф о «добродетельном дикаре». Политические взгляды Руссо способствовали развитию демократии, оказали существенное влияние на Т. Джефферсона и других руководителей Войны за независимость в Северной Америке 1775–1783 гг., явились идейным основанием для радикальных течений Французской революции 18 в. Отдельные формулировки «Общественного договора» были включены в Декларацию прав человека и гражданина. Сочинения Руссо широко известны в России с 18 в.; среди его почитателей: М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, Л. Н. Толстой; А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» назвал Руссо «красноречивым сумасбродом» и «защитником вольностей и прав».