Опера-балет
О́пера-бале́т (франц. opéra-ballet), французский музыкально-театральный жанр эпохи барокко.
Термин стал употребляться в 1770-е гг., когда жанр сошёл со сцены. Более ранние и аутентичные обозначения: «балет» (ballet) или, если в произведении действуют боги и благородные герои-полубоги, «героический балет» (ballet héroïque). Оперы-балеты состоят из пролога и 2–4 актов (entrées). Как во всех французских музыкально-театральных жанрах эпохи барокко, в опере-балете сочетаются пение и танец. Особенность жанра в том, что в каждом из актов развивается новый сюжет. Акты объединены общей идеей, которая раскрывается в прологе. Предшественником оперы-балета был «балет в выходах» (ballet à entrées) – разновидность французского придворного балета (ballet de cour). Он не имел единого сюжета и состоял из отдельных «выходов», или сцен (entrées), число которых могло доходить до 40. В операх-балетах entrées выросли до размеров акта, их число сократилось, также исчезли типичные для придворного балета разговорные диалоги.
Первый образец жанра – «Времена года» П. Колласса (1695, Париж, Королевская академия музыки). Первая опера-балет, получившая широкое признание, – «Галантная Европа» А. Кампра (1697, там же). Пролог посвящён спору Любви и Распри. Эта тема раскрывается в четырёх актах, действие которых происходит во Франции, Испании, Венецианской республике и Османской империи. В соответствии с традициями придворного балета отдельные сцены поются на разных языках: французском, испанском, итальянском и лингва франка.
Среди наиболее значительных образцов: «Венецианские празднества» Кампра (1710, там же), «Летние празднества» М. П. де Монтеклера (1716, там же), «Стихии» А. К. Детуша (1721, Тюильри). К вершинам жанра принадлежат оперы-балеты Ж.-Ф. Рамо. В «Галантных Индиях» (1735, Париж, Королевская академия музыки) по-новому развита тема «Галантной Европы». В прологе за внимание европейской молодёжи спорят Амур и Беллона. Амур терпит поражение и отправляется за новыми победами в Османскую империю, Перу, Персию и Северную Америку. После успеха «Галантных Индий» Рамо создал оперы-балеты «Празднества Гебы, или Музыкальные дарования» (1739, Париж, Королевская академия музыки), «Празднества Полигимнии» (1745, Париж, там же), «Храм славы» (1745, Версаль), «Празднества Гименея и Амура, или Боги Египта» (1747, там же) и «Сюрпризы Амура» (1748, там же). Последний образец барочной оперы-балета – «Союз Любви и Искусств» Э.-Ж. Флоке (1773, Королевская академия музыки, Париж).
Структура акта оперы-балета соответствует структуре акта главного оперного жанра французского барокко – музыкальной трагедии (tragédie en musique, tragédie lyrique): за действенными сценами (преимущественно речитативными) следует дивертисмент с участием хора и балета. Однако в дивертисментах опер-балетов заняты главные герои, в то время как в дивертисментах музыкальной трагедии вплоть до 1740-х гг. – эпизодические персонажи. Если источниками сюжетов музыкальной трагедии служили античная мифология и рыцарские романы, то круг сюжетов опер-балетов значительно шире. Популярности жанра способствовали лёгкость и разнообразие интриги, менее сложные и дорогостоящие, нежели в музыкальной трагедии, декорации и машинерия, возможность видоизменять произведения, исключать не пользующиеся успехом акты и вводить вновь сочинённые. Практика комбинировать в одном спектакле фрагменты разных сочинений привела к распаду оперы-балета и появлению жанра одноактного балета или «балетного акта» (acte de ballet).
Кроме того, опера-балет – род оперы со значительной ролью балетных сцен. Первым подобным образцом стала парижская редакция «Осаждённой Цитеры» К. В. Глюка (1775, Королевская академия музыки, Париж), появившаяся в результате расширения одноактной венской комической оперы (1759) до трёх актов, в том числе за счёт введения балета. Жанр интенсивно развивался во Франции в начале 19 в., затем распространился в других странах.
Среди многочисленных романтических и современных опер-балетов: «Немая из Портичи» (1828, Королевская академия музыки и танца) и «Бог и баядера» (1830, там же) Д.-Ф.-Э. Обера, «Гамадриады» А. Адана (1840, Берлин, Придворная опера), «Торжество Вакха» А. С. Даргомыжского (1848; постановка 1867, Москва, Большой театр), «Млада» Н. А. Римского-Корсакова (1892, Санкт-Петербург, Мариинский театр), «Шпаличек» Б. Мартину (1933, Прага), «Снежная королева» М. Р. Раухвергера (1969, Москва, Большой театр), «Русалочка» С. П. Баневича (1992, Сыктывкар, Государственный театр оперы и балета Республики Коми).