Энеску Джордже
Эне́ску Джо́рдже (рум. George Enescu, франц. Georges Enesco) (19.8.1881, Ливени-Вырнав, ныне Джордже-Энеску – 4.5.1955, Париж), румынский композитор, скрипач, дирижёр и пианист, академик Румынской академии (1932).
Поступил в Венскую консерваторию (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства) в 1888 г., учился игре на скрипке у Й. Хельмесбергера-младшего (до 1893). В 1895–1899 гг. занимался в Парижской консерватории у М.-П. Марсика (скрипка), Ж. Массне и Г. Форе (композиция). В 1893 г. дебютировал как скрипач в Вене, в 1898 г. – как дирижёр в Бухаресте. С 1895 г. жил преимущественно в Париже. Раннюю композиторскую славу ему принесли две Румынские рапсодии для оркестра (1901).
В первой половине 20 в. вёл активную просветительскую работу на родине: регулярно выступал как дирижёр, исполнял сочинения румынских авторов, осуществил ряд премьер (в том числе Симфонии № 9 Л. ван Бетховена, 1914), был основателем и первым президентом Общества румынских композиторов (1920; с 1949 Союз композиторов Румынии), участвовал в создании государственного театра «Румынская опера» (ныне Румынская национальная опера в Бухаресте; открыт в 1921 постановкой оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера под управлением Дж. Энеску). Учредил на собственные средства ежегодную премию для молодых румынских композиторов (премия имени Дж. Энеску, 1913–1946).
Гастролировал как скрипач и дирижёр, с 1923 г. выступал в США, в 1947–1953 гг. – в Великобритании. Вёл педагогическую деятельность, давал мастер-классы в Париже – в частной консерватории «Эколь нормаль» (1928) и «Эколь инструменталь» И. Астрюк (1938–1939), после Второй мировой войны преподавал в школе музыки Д. Маннеса (Нью-Йорк; ныне в составе университета «Новая школа»), Музыкальной академии Киджи (Сиена), вёл летние курсы в Брайтоне и Брайанстоне (Великобритания); среди учеников – И. Менухин.
Опера «Эдип» (либретто Э. Флега по Софоклу; Парижская опера, 1936) – самое грандиозное сочинение Дж. Энеску, работа над ней длилась около 20 лет (с перерывами); для её стиля характерны симфонизация тематического материала, использование лейтмотивной техники, утончённая оркестровка со значительной ролью солирующих инструментов. Гармонический язык Энеску испытал влияние Г. Форе (Соната № 2 для скрипки и фортепиано), Р. Вагнера (Симфония № 1, 1905), Р. Штрауса (Симфония № 2, 1914). Тенденции неоклассицизма проявились в Сюите № 2 для оркестра (1915), импрессионизма – в симфонической поэме «Vox Maris» (1954) и др. В камерных сочинениях Энеску прибегал к сложной тематической и контрапунктической разработке материала в духе И. Брамса. Композитор нередко опирался на фольклор, среди сочинений подобного рода – «Румынская поэма» с хором без слов (1897), Концертная увертюра «на темы в румынском народном духе» (1948); на поздние сочинения в особенности повлияли стилистика старинной румынской народной музыки, традиции виртуозной скрипичной игры лэутаров; протяжная мелодика дойны и элементы гетерофонии слышны в Сонате № 3 для скрипки и фортепиано, Оркестровой сюите № 3 (1938), сюите для скрипки и фортепиано «Впечатления детства» (1940).
Записывался с 1920-х гг., среди записей: Концерт для 2 скрипок И. С. Баха (с И. Менухиным, Симфонический оркестр Парижа, дирижёр П. Монтё, 1932; с Д. Ф. Ойстрахом, Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр К. П. Кондрашин, 1946), сонаты и партиты для скрипки соло Баха (1948), собственные сонаты для скрипки с фортепиано № 2 (сочинена в 1899) и № 3 (сочинена в 1926; с Д. Липатти; Липатти записал Сонату для фортепиано № 3 Дж. Энеску, сочинённую в 1935).
В 1958 г. учреждён фестиваль имени Дж. Энеску (проводится в Бухаресте, Сибиу, Яссах, с 2001 раз в 2 года).