«Комеди Франсез»
«Комеди́ Франсе́з» (Comédie-Française; официальное название – Французский театр, Théâtre-Français), один из старейших национальных драматических театров Европы и мира.
Исторический очерк
Основан в 1680 г. по указу Людовика XIV путём слияния основных театральных трупп, существовавших в Париже на протяжении 17 в.: «Бургундского отеля» и «Отеля Генего», ранее объединившего актёров Мольера и театра «Марэ». Театры объединили в один, а в название вынесли ключевое слово – «французский». Отныне в Париже существовало два драматических театра – французский и итальянский: «Комеди Франсез» и «Комеди Итальен».
Можно обозначить три даты рождения «Комеди Франсез». Первая, 18 августа 1680 г. – день, когда Людовик XIV подписал распоряжение об объединении парижских трупп (Манциус. 1922. С. 167). Эту же дату как дату официального основания «Комеди Франсез» называет, в частности, исследователь Люсьен Дюбек в своём труде «Комеди Франсез сегодня», отмечая, что именно в этот день в Париже остался лишь один привилегированный театр, вобравший в себя три театра и три репертуара классической эпохи: театр «Марэ» с корнелевским репертуаром, «Бургундский отель» с расиновским и «Театр дю Пале-Рояль» («Отель Генего») с мольеровским (Dubech. 1926. P. 14). Да и Лагранж, приведя в своём «Реестре» все документы, связанные с объединением трупп, датой основания новой компании считал 18 августа – день подписания первого указа короля [Registre de La Grange (1658–1685). Paris, 1876, 242].
Вторая дата – 25 августа 1680 г., день первого совместного представления – по сути, первого спектакля «Комеди Франсез» (шли «Федра» Ж. Расина и «Орлеанские экипажи» Ж. де Ла Шапеля).
Третья дата – 21 октября 1680 г. В этот день в Версале подписан основной королевский указ, который юридически закрепил образование единственной труппы, состоявшей из 27 актёров и актрис. Труппа получала монополию на франкоязычные спектакли в Париже и окрестностях: «Именем короля. Его величество распорядилось объединить две труппы актёров – "Бургундского отеля" и "Отеля Генего" в Париже, так что в будущем в Париже будет одна эта труппа. Чтобы сделать представления её более совершенными, силами тех актёров и актрис, которых его величество включило в эту труппу, оно приказало и приказывает, чтобы труппа, составившаяся из этих двух трупп французских актёров, была единственной труппой и состояла из актёров и актрис, список которых, прилагаемый здесь, утверждён его величеством. И чтобы дать этим актёрам средство всё больше и больше совершенствоваться, его величество желает, чтобы в Париже играла одна эта труппа, и запрещает всем другим французским актёрам играть в городе и предместьях Парижа без особого приказа его величества. Озаботиться исполнением настоящего приказа его величество поручает г-ну де Ла Рейни, главному начальнику полиции. Дано в Версале, октября 21-го дня 1680 года. Людовик. Кольбер» (Манциус. 1922. C. 168).
Помимо монополии и королевских привилегий труппа получала ещё и пенсию в размере 12 000 ливров. А спустя несколько месяцев, 5 января 1681 г., актёры «Комеди Франсез» подписали Акт товарищества, который регулировал схему пенсионных выплат и окончательно утверждал структуру нового театра: будучи по сути придворным, он сохранял принципы традиционных актёрских братств, существовавших как товарищества на паях.
Существенные перемены произошли в 18 в. Со смертью Людовика XIV значимую конкуренцию французской труппе составила итальянская, ей благоволил регент Филипп Орлеанский. Затем век Просвещения повлёк за собой серьёзный пересмотр репертуара, который обогатился пьесами нового жанра – слёзной комедии. А вскоре труппа столкнулась с финансовыми трудностями, и лишь вмешательство Людовика XV, списавшего актёрам все долги, позволило театру продолжить работу.
В эпоху Великой французской революции «Декрет о свободе театров», принятый Учредительным собранием в январе 1791 г., отменил монополию «Комеди Франсез». Бывшие актёры короля, которые с 1789 г. стали именоваться Театром Нации, приобрели гражданские права, но лишились королевских привилегий. Это был один из самых тяжёлых кризисов, когда-либо переживаемых труппой. Кризис, который к тому же совпал с годами террора.
В эти годы произошёл раскол между сторонниками монархии и республиканцами. Часть труппы под предводительством Ф.-Ж. Тальма основала собственный театр – Театр Республики. Оставшиеся под вывеской Театра Нации продержались недолго: 3 сентября 1793 г. по приказу Комитета общественного спасения театр был закрыт, а труппа арестована и почти в полном составе должна была быть приговорена к гильотинированию. Тогда актёрам лишь чудом удалось избежать казни: мелкий чиновник (некогда актёр-любитель) Лабюссьер, незаметно уничтожая документы приговорённых, за годы террора сумел спасти 1153 человека, в том числе актёров «Комеди Франсез». Лишённые своего театра и средств к существованию, они разошлись по разным театральным труппам, во множестве возникавшим в Париже после отмены монополии.
Восстановлению некогда славной компании содействовал писатель и политический деятель Франсуа де Нёфшато, во времена Директории занявший пост министра внутренних дел. В 1799 г. бывшие Театр Республики и Театр Нации вновь объединились под названием «Французский театр Республики».
17 апреля 1804 г. труппа французской комедии пережила очередную реорганизацию, перейдя под прямое покровительство Наполеона. Наполеон, во многом равнявшийся на Людовика XIV, последовательно отстаивал особый статус «Комеди Франсез» и заметно сократил число парижских театров, чтобы уменьшить конкуренцию. За время правления он около 270 раз смотрел спектакли в своём главном театре. Если Наполеон опаздывал на представление, то с его прибытием спектакль начинали заново.
15 октября 1812 г., находясь в Москве, Наполеон подписал знаменитый Московский декрет («Императорский декрет о надзоре, организации, управлении, бухгалтерии, порядке и дисциплине театра»). 87 статей подробнейшим образом регламентировали организацию и деятельность главного французского театра.
В 19 в. самой значимой революцией для «Комеди Франсез» стала революция художественная. Её центральная битва развернулась 25 февраля 1830 г. и получила название «Битва за "Эрнани"». В этот день на премьере пьесы «Эрнани» В. Гюго сошлись «классики», отстаивавшие строгую иерархию театральных жанров, и сторонники романтизма, стремившиеся к революции в драматическом искусстве и определившие пути художественного развития театра на ближайшие годы.
Рубеж 19–20 вв., открыв Европе режиссёрский театр, внёс дисбаланс в жизнь прославленной труппы. С одной стороны, под влиянием режиссёрских поисков А. Антуана и его последователей актёры «Комеди Франсез» пытались по-новому осмыслить свои роли в классическом репертуаре, с другой, режиссура приживалась на этих подмостках очень медленно. Заметным событием стало приглашение в 1930-х гг. режиссёров Ж. Копо, Л. Жуве, Ш. Дюллена и Г. Бати, которые попытались отойти от архаичного стиля и превратить труппу звёзд в творческий ансамбль. Но настоящий, хотя и недолговременный прорыв осуществил Ж.-Л. Барро [«Атласная туфелька» («Атласный башмачок») П. Клоделя, 1943].
С 1995 г. «Комеди Франсез» находится в ведении Министерства культуры Франции. В 21 в. это государственное учреждение, однако, за исключением некоторых деталей, его деятельность по-прежнему осуществляется в соответствии с Московским декретом Наполеона. В 21 в. главному театру страны удалось найти необходимый баланс между традицией и современностью. Воспитанная многовековой актёрской школой труппа успешно сотрудничает и с самой радикальной режиссурой, здесь ставят спектакли Р. Уилсон, А. А. Васильев, И. ван Хове, Т. Остермайер и др.
Во главе театра (со времён Луи-Филиппа) стоит генеральный администратор (с 2014 это Эрик Рюф). Среди актёров часть – сосьетеры (пайщики, получающие долю прибыли театра в конце года), часть – пансионеры (получающие только зарплату). Чтобы актёр мог изменить свой статус с пансионера на сосьетера, его кандидатура должна быть предложена административным комитетом, утверждена общим собранием и ратифицирована министром культуры.
За три с лишним века «Комеди Франсез» неоднократно менял помещения. В нынешний «Зал Ришельё» – свою основную сценическую площадку – театр перебрался во времена Директории. Роль второй площадки долгое время выполнял театр «Одеон», который после Второй мировой войны несколько раз становился частью «Комеди Франсез», пока в 1990 г. окончательно не получил самостоятельность. С 1993 г. роль второй площадки отводится театру «Старая голубятня», в 1996 г. появилась сцена Театра-студии (расположилась в пространстве «Каррузель дю Лувр»).
В связи с пандемией COVID-19 «Комеди Франсез», как и все остальные театры Франции, на три длительных периода закрывал свои двери в 2020 и 2021 гг. В это время театр запустил ежедневное онлайн-вещание с показом видеоверсий старых и новых спектаклей, многочисленными интервью и встречами с представителями всех театральных профессий. В эти годы осуществлён масштабный проект полного прочтения романа М. Пруста «В поисках утраченного времени», а также уникальный ютуб-проект «Театр за столом» (Théâtre à la table), в рамках которого после недельных репетиций актёры разыгрывают на камеру одну из пьес.
Репертуар
Применительно к «Комеди Франсез» репертуаром называют не все тексты (драматургические, прозаические или поэтические), представленные на площадках театра, но лишь те, что когда-либо разыгрывались или разыгрываются сейчас на его основной сцене. Сегодня это «Зал Ришельё».
В 1680 г. король, создав «Комеди Франсез», по сути, дал этому театру монополию на представление пьес на французском языке в Париже и его пригородах. Именно так изначально и возник репертуар, вобравший в себя всю существующую на тот момент французскую драматическую литературу.
Постепенно репертуар пополнялся современными названиями. Так, в 1716 г. герцог Орлеанский подтвердил монополию французских актёров и их репертуар обновился за счёт первых трагедий Вольтера и комедий П. де Мариво. Позднее на подмостки пришла популярная слёзная комедия, а в 1784 г. после изнурительной борьбы с цензурой к постановке была принята «Женитьба Фигаро» П.-О. де Бомарше. Художественной революцией в 1830 г. стало вхождение в репертуар «Эрнани» Гюго, а за ней и пьес других драматургов-романтиков. Во 2-й половине 19 в. репертуар «Комеди Франсез», который к этому времени в передовой театральной среде воспринимался как «пылесборник», пополнился новыми именами (Э. Ростан) и именами знаменитыми, но прежде на прославленной сцене не появлявшимися (О. де Бальзак). Конец 19 в. открыл дорогу и пьесам зарубежных авторов.
С возникновением режиссёрского театра в репертуар включались новые названия, по-новому интерпретировались названия известные. В результате репертуар «Комеди Франсез» стал энциклопедией французской (а частично и мировой) драматургии. Он насчитывает около 3000 пьес и постоянно пополняется. Дополнить репертуар в 21 в. могут не только современные тексты, но и пьесы далёких времён, если прежде они не были представлены на основных подмостках «Комеди Франсез». Предложение обычно исходит от генерального администратора, который вносит его в повестку обсуждения Le Comité de lecture (Читательский комитет, чем-то напоминающий художественный совет), и последний утверждает или не утверждает включение произведения в репертуар.
Актёры
История «Комеди Франсез» – это история актёрского искусства Франции. Изначально труппа включала лучшие актёрские силы. Статус королевского театра, подразумевающий, помимо прочего, устойчивую материальную базу, позволял и в дальнейшем пополнять её наиболее талантливыми актёрами.
Актёрское искусство «Комеди Франсез» принято делить на две актёрские школы: «расиновскую» и «мольеровскую». Наиболее значимой из ранних представителей первой школы была легендарная создательница расиновской Федры М. Шанмеле. Ярчайший представитель второй школы – лучший ученик Мольера М. Барон.
В дальнейшем противостояние школ вылилось в спор между «трагической мощью» и «естественностью». Естественностью в 1-й трети 18 в. покорила парижскую публику А. Лекуврёр. Вслед за ней пришли вольтеровские актёры А.-Л. Лекен, Дюмениль и Клерон, которые, сохраняя черты актёрской школы классицизма, стремились вместе с тем и к её обновлению – к большей психологической оправданности декламации, к большей естественности сценического поведения. Д. Дидро в своём трактате «Парадокс об актёре» на примере Дюмениль и Клерон провёл новый водораздел. Отныне и за пределами Франции будут спорить о том, что такое школа представления и школа переживания.
В последующие десятилетия и века актёрское искусство «Комеди Франсез» следовало по стопам изменяющихся стилей искусства. На смену классицистам и просветителям пришли представители революционного классицизма (во главе с Тальма), который, в свою очередь, стал предвестником сценического романтизма.
В разные годы в труппу входили: Марс, Рашель, С. Бернар, Ж. Муне-Сюлли, Б. К. Коклен, М. Рено, Ж.-Л. Барро, А. Жирардо, Ж. Моро и многие другие. Однако принцип заключается в том, что в «Комеди Франсез» не существует понятия «звезда» применительно к тому или иному актёру. «Звезда» здесь – вся труппа, её девиз – латинское изречение simul et singulis, что означает «будь вместе и будь самим собой». То есть актёр должен уметь выражать свою индивидуальность, но при этом всё время соотносить себя со всей труппой. Неслучайно эмблемой «Комеди Франсез» является пчелиный улей. Так же (La Ruche) называется театральный магазин, в котором среди прочего продают мёд из пчелиных ульев, расположенных на крыше театра.