Пуленк Франсис
Пуле́нк Франси́с, Франсис Жан Марсель Пуленк (Francis Jean Marcel Poulenc) (7.1.1899, Париж – 30.1.1963, там же), французский композитор и пианист.
Жизненный и творческий путь
Игре на фортепиано учился у Р. Виньеса (1914–1917), систематического музыкального образования не получил. Композиторский дебют («Негритянская рапсодия» для голоса и инструментального ансамбля на стихи Макоко Кангуру, FP 3) состоялся в Париже в 1917 г. Успешными были первые исполнения (также в Париже) других камерных сочинений Пуленка – фортепианной сюиты «Вечные движения» («Les mouvements perpétuels», FP 14, 1918) и вокального цикла «Бестиарий» на слова Г. Аполлинера («Le bestiaire», FP 15, 1919). В 1921–1924 гг. брал уроки композиции у Ш. Кёклена.
Один из наиболее значительных французских композиторов 20 в. Входил в «Шестёрку», принимал участие в коллективных сочинениях этой группы (написал 2 части балета «Новобрачные на Эйфелевой башне»; Париж, 1921). По заказу С. П. Дягилева написал одноактный балет «Лани» («Les biches», FP 36; по мотивам картин А. Ватто), который был поставлен в Монте-Карло в 1924 г. (балетмейстер Б. Ф. Нижинская). В дальнейшем создал ещё два сочинения в балетном жанре: «Утренняя серенада» («Aubade», FP 51; Париж, 1929, балетмейстер Нижинская) и «Примерные животные» («Les animaux modèles», FP 111; по басням Ж. де Лафонтена; Париж, 1942, балетмейстер С. Лифарь).
Фортепианные партии собственных сочинений Пуленк зачастую исполнял сам, в том числе в 1948 и 1950 гг. солировал в Карнеги-холле. С 1935 г. до конца 1950-х гг. гастролировал на концертной эстраде как аккомпаниатор певца П. Бернака, друга и одного из своих первых биографов. В 1950-е и в начале 1960-х гг. дружил с певицей Д. Дюваль, аккомпанировал ей при исполнении своей и чужой музыки.
Композиторское творчество
С середины 1930-х гг. значительное место в творчестве Пуленка заняла духовная (преимущественно хоровая) музыка в католических традициях: «Литании Чёрной мадонне» («Litanies à la Vierge noire», FP 82; имеется в виду деревянная статуя во французском г. Рокамадур; 1936), Месса соль мажор, FP 89 (1937), 4 покаянных мотета («Quatre motets pour un temps de pénitence», FP 97; 1939), «Stabat mater», FP 148 (1951), 4 рождественских мотета («Quatre motets pour le temps de Noël», FP 152; 1952), мотеты «Salve regina», FP 110 (1941), и «Ave verum corpus», FP 154 (1952), «Gloria», FP 177 (1960), Семь респонсориев Тёмной утрени («Sept répons des Ténèbres», FP 181; 1962). В годы оккупации Парижа германскими войсками Пуленк написал кантату для двойного смешанного хора а капелла «Лик человеческий» («Figure humaine», FP 120; 1943, на текст П. Элюара из сборника «Поэзия и правда 1942 года»; посвящена П. Пикассо), в которой отразил патриотические настроения французов. Кантата впервые исполнена 25 марта 1945 г. на английском языке по радио BBC, впервые во Франции прозвучала в 1947 г.
Автор трёх опер: «Груди Тиресия», FP 125 (1944, по сюрреалистической пьесе Г. Аполлинера; Париж, «Опера-Комик», 1947), «Диалоги кармелиток», FP 159 (по пьесе Ж. Бернаноса; Милан, «Ла Скала», 1957, на итальянском языке, под управлением Н. Сандзоньо; впервые на французском языке поставлена в том же году в Парижской опере) и «Человеческий голос», FP 171 (на текст Ж. Кокто; Париж, «Опера-Комик», 1959). Из них драматургически и художественно особенно интересна опера «Диалоги кармелиток». В посвящении, среди прочего, Пуленк называет композиторов, музыка которых послужила ему здесь «моделью»: К. Монтеверди, Дж. Верди и М. П. Мусоргского. Пуленк осмысливает секуляризацию в годы Французской революции как трагедию в отечественной истории. В основе сюжета оперы –историческое событие: 17 июля 1794 г., за несколько дней до падения якобинской диктатуры, 16 монахинь кармелитского монастыря в Компьени были приговорены к смерти революционным трибуналом и гильотинированы (в 1906 причислены к лику блаженных). Финал оперы (сцена гильотинирования) – образцовый с точки зрения сочетания духовного и светского начал, типичного для творчества композитора в целом. Молитвословный текст католического антифона «Salve regina» Пуленк положил на собственную музыку, которую структурировал и эффектно инструментовал в соответствии с «натуралистической» драматургией сцены.
Пуленк – автор свыше 160 песен (франц. mélodies; многие написаны в расчёте на голос и технические возможности П. Бернака), в том числе вокальные циклы на стихи Г. Аполлинера («Банальности», «Banalités», FP 107; «Бестиарий»; «Каллиграммы», FP 140; «4 стихотворения», FP 58; и др.), П. Элюара («Прохлада и жар», «La fraîcheur et le feu», FP 147; «Тот день, та ночь», «Tel jour telle nuit», FP 86; «Труд художника», «Le travail du peintre», FP 161; «5 стихотворений», FP 77; и др.), Ж. Кокто («Кокарды», FP 16), М. Жакоба («5 стихотворений», FP 59; «Паризиана», FP 157; и др.), Л. де Вильморен («Метаморфозы», FP 121; «Обручение смеха ради», «Fiançailles pour rire», FP 101), П. де Ронсара («5 стихотворений», FP 38), М. Фомбёра («Деревенские песни», «Chansons villageoises», FP 117), анонимных поэтов 17 в. («Озорные песни», «Chansons gaillardes», FP 42). Часто исполняется песня «Тропы любви» («Les chemins de l'amour», FP 106-Ia; 1940), выполненная в характере ностальгического вальса.
Среди других популярных сочинений: кантата «Бал-маскарад» для баритона и инструментального ансамбля, FP 60 (1932), «Сельский концерт» для клавесина с оркестром («Concert champêtre», FP 49, 1928, посвящён В. Ландовской), Концерт для двух фортепиано с оркестром, FP 61 (1932), Концерт для органа, струнного оркестра и литавр, FP 93 (1938).
В 21 в. произведения Пуленка принято идентифицировать по каталогу Карла Шмидта (Schmidt. 1995; только текстовые описания, без нотных инципитов), в ссылках на него используется аббревиатура FP.
Композиторский стиль
Пуленк писал в традиционных жанрах и техниках. Большинству его сочинений свойственны изящество и элегантность, ироничность и меланхоличность, рельефные мелодии, узнаваемые (иногда на грани банальности) ритмоформулы. В гармонии Пуленк не выходил за пределы расширенной мажорно-минорной тональности с модализмами (например, Бравурная ария и Финал из кантаты «Бал-маскарад», «Petite ronde» из фортепианной сюиты «Деревенские зарисовки», 1933, и многое другое); сознательно держался в стороне от додекафонии и других авангардных техник. На стиль его сочинений 1920-х – середины 1930-х гг. повлияла эстетика «Шестёрки» (использование популярной музыки Парижа) и Э. Сати. Под влиянием И. Ф. Стравинского отдал дань неоклассицизму (Сельский концерт, Утренняя серенада). Песни Пуленка начиная со 2-й половины 1940-х гг. обнаруживают всё большее влияние М. П. Мусоргского, особенно в цикле из 7 небольших «детских» песен «Короткая соломинка» («La courte paille», FP 178, 1960). Оно заметно в мелодике, сочетающей напевность и декламационную выразительность, в трактовке фортепианной партии как равноценной с партией вокалиста, отчасти в гармонии. Эксперимент в области мелодической декламации – моноопера «Человеческий голос» («омузыкаленный» разговор по телефону брошенной женщины с возлюбленным).