Барокко (в музыке)
Баро́кко (итал. barocco, предположительно от португ. barroco – жемчужина неправильной формы или от лат. baroco – мнемоническое обозначение одного из модусов силлогизма в традиционной логике), стиль, преобладающий в европейской профессиональной музыке в 17 – 1-й половине 18 вв.
Границы эпохи барокко, как и традиционное разделение на этапы раннего (1-я половина 17 в.), зрелого (2-я половина 17 в.) и позднего (1-я половина 18 в.) барокко, весьма условны, т. к. одноимённый стиль утверждался в музыке разных стран неодновременно. В Италии барокко заявило о себе на рубеже 16–17 вв., т. е. примерно на два десятилетия раньше, чем в Германии, а в русскую музыку оно проникло лишь в последней четверти 17 в. в связи с распространением партесного пения.
В литературе о музыке термин «барокко» появился во 2-й половине 18 в. у Ж.-Ж. Руссо (Rousseau J. Dictionnaire de musique. Paris, 1768. P. 41). Долгое время термин имел явно негативный оттенок, фиксируя внимание на определённых «странностях», выпадавших из норм музыкальной классики; как эстетическая категория и обозначение стиля эпохи начал использоваться лишь в 20 в.
В современном представлении барокко – комплексный стиль, объединяющий многообразные манеры композиции и исполнительства, т. е. собственно «стили» в понимании музыкальных теоретиков 17–18 вв. («церковный», «театральный», «концертный», «камерный»), стили национальных школ и отдельных композиторов. Как и в предшествующие музыкально-исторические эпохи, музыкальное в барокко тесно связано с внемузыкальным (словом, числом, танцевальным движением). Однако возникает и новое явление – обособление сугубо музыкальных способов организации, сделавшее в том числе возможным расцвет жанров инструментальной музыки.
Эпоху барокко в музыке нередко называют эпохой генерал-баса, отмечая тем самым широкое распространение и важную роль этой системы сочинения, записи и исполнения музыки. Возможность различной расшифровки генерал-баса свидетельствует о важной специфической особенности барочных сочинений – их принципиальной вариантности и существенной зависимости от конкретного исполнительского воплощения, при котором исполнителям (как правило, при отсутствии подробных авторских указаний в нотном тексте) приходится самим определять темп, динамические нюансы, инструментовку, возможность использования мелодических украшений и т. д. В барочных жанрах значительную роль играла импровизация, например в «нетактированных» прелюдиях французских клавесинистов 17 в. (Л. Куперен, Н. Лебег и др.), в каденциях солистов в инструментальных концертах 1-й половины 18 в., в репризных разделах арий da capo.
Барокко – первый стиль в истории европейской музыки с очевидным господством мажорно-минорной тональной системы (см. Гармония, Тональность). Именно в рамках барокко впервые заявила о себе гомофония, подразумевающая разделение музыкальной фактуры на главный мелодический голос и сопровождение. Тогда же сформировался и достиг своей вершины (в творчестве И. С. Баха и его современников) свободный стиль имитационной полифонии и его высшая форма – фуга. В большинстве случаев в музыке барокко используется смешанный тип фактуры, сочетающий элементы имитационной полифонии и гомофонии.
Именно в это время складывается индивидуализированный музыкальный тематизм. Как правило, барочная музыкальная тема состоит из яркого начального интонационного ядра, за которым следует развёртывание, приводящее к краткому завершению – кадансу. Барочным темам, как и целым сочинениям, по сравнению с классическими, опирающимися на довольно жёсткий песенно-танцевальный каркас, свойственна гораздо бо́льшая метроритмическая свобода.
В эпоху барокко музыка расширила свои выразительные возможности, в особенности в стремлении передать многообразие душевных переживаний человека; они представали в виде обобщённых эмоциональных состояний – аффектов (см. Теория аффектов). Однако главной задачей музыки в эпоху барокко считалось прославление Бога. Поэтому в жанровой иерархии, зафиксированной в теоретических трактатах того времени, первенство неизменно отводилось жанрам церковной музыки (мессам, мотетам и др.). На практике светская музыка оказалась не менее значимой, особенно в области музыкального театра. Именно в эпоху барокко сложился и прошёл весьма длительный период своей истории важнейший музыкально-сценический жанр – опера. Основными центрами оперного искусства в эпоху барокко стали Венеция (поздний К. Монтеверди, Ф. Кавалли, Дж. Легренци, А. Вивальди), Неаполь (А. Скарлатти, Дж. Б. Перголези, Л. Лео, Л. Винчи), Париж (Ж.-Б. Люлли, А. Кампра, Ж.-Ф. Рамо), Вена (А. Чести, А. Кальдара, И. Й. Фукс), Лондон (Г. Ф. Гендель, Дж. Бонончини, Н. Порпора). Влиянию оперы подверглись как новые, возникшие в эпоху барокко вокальные жанры (оратория и кантата), так и традиционные жанры церковной музыки (в позднебарочных мессах, мотетах, пассионах активно применялись оперные формы: ария, дуэт, речитатив). Со временем различия между церковной и светской музыкой в стилистическом отношении становились всё менее существенными, что позволяло использовать один и тот же музыкальный материал и в светских, и в церковных сочинениях (многочисленные примеры – в творчестве И. С. Баха).
Эпоха барокко явилась кульминационной для органного искусства, активно развивавшегося в Италии (Дж. Фрескобальди), Франции (Ф. Куперен, Л. Маршан), Испании (Ф. Корреа де Араухо, Х. Б. Кабанильес), но более всего в протестантских землях Германии, где работали С. Шейдт, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, И. С. Бах.
Многие жанры, сложившиеся в условиях церковной исполнительской практики и рассчитанные на исполнение в церкви (фантазия, токката, прелюдия, фуга, хоральные вариации и т. д.), имели в том числе и концертное назначение.
В эпоху барокко активно использовались и другие жанры инструментальной музыки: трио-соната (А. Корелли, Г. Ф. Телеман и др.), танцевальная сюита для различных составов – от клавесина или скрипки соло до больших ансамблей (Ф. Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель), концерт для солирующего инструмента с оркестром (А. Вивальди, И. С. Бах), кончерто гроссо (Корелли, Гендель). В сольных концертах проявились характерные качества музыки эпохи барокко – активное использование принципа концертирования, контрастные сопоставления различных по плотности звуковых масс. Подобными качествами обладают и многие вокальные сочинения эпохи барокко, включая партесные концерты, получившие особое распространение в России в конце 17 – 18 вв.
Музыкальное искусство барокко тесно связано с риторикой, что выражается как в общих композиционных принципах, так и в использовании вполне конкретных интонационных оборотов с устоявшейся семантикой – т. н. риторических фигур, которые в вокальной музыке усиливали значение словесного текста, а в инструментальной в определённой мере позволяли «расшифровать» образное содержание. Впрочем, для раскрытия содержания инструментальных сочинений композиторы той эпохи нередко прибегали к использованию вполне конкретных заголовков (Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо) и даже развёрнутых литературных программ (И. Фробергер, И. Кунау, А. Вивальди). Однако и лишённая поддержки слова инструментальная музыка, во многом ещё сохранявшая свои прикладные функции (как музыка танцевальная, застольная и т. п.), постепенно приобретала эстетическую самоценность, превращаясь в собственно концертную.
Завершение эпохи барокко отнюдь не означало исчезновения одноимённого стиля, элементы которого активно использовались в музыке 2-й половины 18 – начала 19 в. (вплоть до Л. ван Бетховена), а впоследствии – в неоклассицизме. С последней четверти 20 в. при исполнении музыки барокко всё шире используются исторические музыкальные инструменты (подлинные или их точные копии), воссоздаются специфические для неё акустические условия, исполнительские принципы эпохи, зафиксированные в музыкально-теоретических и исполнительских трактатах, а также литературно-художественных памятниках 17–18 вв. (см. Аутентичное исполнительство).