#История Французской второй империи
История Французской второй империи
Тег

История Французской второй империи

История Французской второй империи
Найденo 33 статьи
Элементы военной организации
Мобильная гвардия
Моби́льная гва́рдия (Мобильная национальная гвардия, франц. Garde nationale mobile), резервные формирования французской армии, созданные 1 февраля 1868 г. в ходе военной реформы А. Ньеля. Представляла собой подразделения для несения гарнизонной службы в крепостях и городах и для иных вспомогательных задач. Отчасти служила аналогом прусского ландвера. Пополнялась годными к службе призывниками, не попавшими в действующую армию в результате жеребьёвки или отправки вместо себя заместителя. Состоявшие в мобильной гвардии в мирное время не проходили действительную службу, но в течение 5 лет подлежали ежегодным сборам на период, не превышавший 15 дней. К началу франко-германской войны 1870–1871 гг. организация мобильной гвардии не была завершена во многом из-за несочувствия населения и части депутатского корпуса. Приняла участие в боях, особенно заметное – в ходе обороны Парижа и Бельфора. В целом показала себя недостаточно боеспособной. Упразднена законом от 25 августа 1871 г.
Фредерик Регаме. Солдаты Мобильной гвардии в окопах под Страсбуром, 1870 г. 1911
Музыкальный театр
«Опера-Комик» (театр в Париже)
«Опера́-Коми́к», музыкальный театр в Париже. Второй старейший (после Парижской оперы) профессиональный французский музыкальный театр; основан в 1714 г. как временный театр на ярмарке Сен-Жермен. Также известен как Зал «Фавар» (La salle Favart), или Театр «Фавар» (Théâtre Favart), – по названию здания, где он время от времени располагался. История театра «Опера-Комик» тесно связана с одноимённым музыкальным жанром, характерным для французской оперы. Среди наиболее значимых постановок: премьеры комических опер «Белая дама» (1825) Ф.-А. Буальдьё, «Фра-Дьяволо» (1830) и «Черное Домино» (1837) Д.-Ф.-Э. Обера, «Цампа, или Мраморная невеста» (1831) Л.-Ж.-Ф. Герольда, «Кармен» Ж. Бизе (1875), драматической легенды «Осуждение Фауста» (1846) Г. Берлиоза, опер «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1881); «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси (1902), «Испанский час» М. Равеля (1911).
Национальный театр «Опера-Комик» в Париже
Президенты, главы правительств и иных высших органов власти
Карно Сади (государственный деятель)
Карно́ Сади́ (1837–1894), французский политический и государственный деятель. По образованию инженер. Депутат Национального собрания (1871–1887). Секретарь исполнительного бюро парламентской группы Республиканская Левая, председатель группы Демократический союз. Вице-председатель Палаты депутатов – нижней палаты Национального собрания (1883–1885). Занимал ответственные посты в правительствах Третьей Республики: заместитель министра общественных работ (1878–1880), министр общественных работ (1880–1881, 6–16 апреля 1885), министр финансов (1885–1886). Президент Французской республики (1887–1894), стремился к упрочнению республиканского строя, несмотря на частую смену правительств (сменились 9 глав Совета министров); держался вне борьбы партий и выступал в роли посредника. Завоевал широкую известность и популярность у рядовых французов своим активным участием в общественной жизни страны. Инициировал принятие серии чрезвычайных законов против анархистов.
Сади Карно
Термины
Бонапартизм
Бонапарти́зм, термин, употребляемый для обозначения авторитарных режимов и политического течения во Франции, отвергавших парламентскую демократию, утверждавших сильную исполнительную власть и апеллировавших (посредством проведения плебисцитов) к массам. Первый бонапартистский режим был установлен в 1799 г. в результате государственного переворота, осуществлённого Наполеоном I Бонапартом (отсюда название); второй – Луи Наполеоном (Наполеоном III) в годы Второй империи (1852–1870). Идеология бонапартизма сочетала в себе постулаты национализма, консерватизма, либерализма и социализма (сен-симонизма), имела эклектичный и демагогический характер. Социальной опорой режимов являлась консервативная масса крестьянства с активным влиянием армии и полиции. К началу 20 в. бонапартизм как идейное течение практически прекратил своё существование, растворившись в крайне правой части политического спектра Франции.
Карикатура «Судьба и праздник, или Время творит чудеса», изображающая Наполеона I, Наполеона III и наследника престола Наполеона IV. Иллюстрация из журнала: Punch. 28 august 1869
Дипломаты, послы
Камбон Поль
Камбо́н Поль (1843–1924), французский государственный деятель и дипломат. Старший брат французского дипломата Ж. Камбона. Окончил юридический факультет Сорбонны (1870). Префект ряда департаментов Франции (1872–1882). Министр-резидент (1882–1885), позднее генеральный резидент (1885–1886) Франции в Тунисе, подписал с беем Туниса конвенцию Ла-Марса об установлении французского протектората над Тунисом (1883), занимался организацией местной колониальной администрации. Посол Франции в Мадриде (1886–1891), Константинополе (1891–1898) и Лондоне (1898–1920). Сыграл важную роль в оформлении Антанты (1904–1907). Принимал активное участие в деятельности французской дипломатии в годы Первой мировой войны 1914–1918 гг.; участвовал в подписании Лондонского соглашения 1915 г. и соглашения Сайкса-Пико о разделе Османской империи (1916).
Поль Камбон. Ок. 1900–1910
1
2
3
4