«Опера-Комик» (театр в Париже)
«Опера́-Коми́к» (Национальный театр Опера-Комик, Théâtre national de l’Opéra-Comique), музыкальный театр в Париже.
Второй старейший (после Парижской оперы) профессиональный французский музыкальный театр; основан в 1714 г. как временный театр на ярмарке Сен-Жермен. Также известен как Зал «Фавар» (La salle Favart), или Театр «Фавар» (Théâtre Favart), – по названию здания, где он время от времени располагался. Несколько раз перестраивался после пожаров (1-й зал: 1783–1801, 1804–1805; 2-й зал: 1840–1887; 3-й зал: с 1898), многократно закрывался и объединялся с другими театральными труппами. С 1990 г. вновь самостоятельный, с 2005 г. государственный.
История
Истоки театра – в сезонных парижских ярмарках, популярных во Франции в конце 17 в. Наиболее известными в Париже были ярмарки Сен-Жермен (зимний сезон) и Сен-Лоран (летний), на которых шли представления марионеток, ставились пантомимы, пародии, водевили, фарсы и др. После изгнания из Франции итальянской комической труппы (Bouffons) по указу Людовика XIV в 1697 г. ярмарочные театры переняли итальянский репертуар и персонажей комедии дель арте. За счёт соединения в спектаклях слов и музыки они привлекали внимание публики разных сословий, чем представляли конкуренцию для Королевской академии музыки и «Комеди Франсез», неоднократно налагавших на ярмарочные представления различные ограничения (запрет на использование диалогов в 1706; танца, машинерии и декораций в 1709; диалогов и монологов в 1710).
26 декабря 1714 г. две театральные труппы ярмарки Сен-Жермен под управлением Катрин Барон и Готье де Сент-Эдме получили от Королевской академии музыки право называться «Опера-Комик» и патент на исполнение представлений с использованием вокальных номеров, с условием включения разговорных диалогов.
Следующие 60 лет существования театра сопровождались многочисленными ограничениями, налогами, приказами о закрытии (здание театра не работало или было закрыто для представлений в 1719–1721, 1722–1723, 1745–1752). Спектакли ставились во временных постройках (на ярмарочной площади, теннисных кортах – jeu de paume). В 1743–1744 гг. труппа состояла из 12 актеров, 12 актрис и 14 танцоров. В 1745 г. из-за возросшего успеха театр был закрыт по требованию Королевской академии музыки; вновь открыт в 1752 г. на ярмарке Сен-Жермен (директор Жан Монне).
В 1762 г. объединён с «Театр Итальен», располагавшемся в Бургундском отеле (старейший театральный зал Парижа, построен в 16 в., не сохранился; получил название по находившейся на его месте резиденции, т. е. отеля герцогов Бургундских). Новая труппа носила название «Комеди Итальен» (Comédie Italienne); приобретя статус королевского театра, она удостоилась привилегии ставить спектакли при дворе. В 1780 г. «Комеди Итальен» переименована обратно в «Опера-Комик».
В 1783 г. театр переехал в 1-й зал «Фавар» (здание в стиле классицизма на одноимённой улице, архитектор Ж.-Ф. Эртье; вместимость 1,255 тыс. мест).
Во время Французской революции театр продолжил существование, но в 1791 г. напротив него расположилась конкурирующая труппа «Фейдо» (Feydeau), что привело к банкротству обоих театров. В 1801 г. «Опера-Комик» объединился с «Фейдо», образовав Национальный театр Опера-Комик, который расположился в зале «Фейдо» (возведён около 1790, архитекторы Ж. Молино, Ж.-Г. Легран; вместимость около 1,800 тыс. мест, снесён в 1829) на одноимённой улице. После слияния двух театров труппа включала около 20 певцов и 40 оркестрантов. В 1807 г., согласно декрету Наполеона I, театр вошёл в список 4 главных театров Парижа (наряду с Императорской академией музыки, «Комеди Франсез» и театром Императрицы, впоследствии переименованным в «Театр Итальен»).
В 19 в. «Опера-Комик» стал крупным центром национального оперного искусства. В 1829 г. театр переехал в специально отстроенный зал «Вантадур» (в стиле классицизма; архитекторы Ж.-Ж.-М. Юве, Л. Р. де Герши; около 1,200 тыс. мест; ныне офисное здание), но в 1832 г. из-за высокой арендной платы переместился в «Театр де Нувоте» (Théâtre des Nouveautés).
После пожара в 1838 г. в 1-м зале «Фавар» (занимаемом итальянской труппой с 1802), в 1840 г. «Опера-Комик» переехал в заново отстроенный 2-й зал «Фавар» (архитектор Л. Ш. Т. Шарпантье, 1,500 тыс. мест), в котором располагался до пожара 1887 г., случившегося во время спектакля. В 1887–1898 гг. занимал здание бывшего «Театр Лирик» на площади Шатле (Théâtre Lyrique; ныне Городской театр, или «Театр де ла Вилль», Théâtre de la Ville; 1860–1862, архитектор Г. Давью). Современное здание «Опера-Комик» (также называемое 3-м залом «Фавар») построено в стиле бозар (архитектор Л. Бернье; 1,200 тыс. мест). Открытие здания состоялось 7 декабря 1898 г.
В 1936 г. из-за финансового кризиса театр «Опера-Комик» был передан в правление дирекции Парижской оперы. В 1939–1971 гг. входил в Объединение национальных музыкальных театров (также с Парижской оперой). В 1971–1972 гг. был дважды закрыт, возобновлён как молодёжная Оперная студия (1974–1978). В 1978–1989 гг. функционировал в качестве подразделения Парижской оперы, в 1990 г. вновь стал самостоятельным, приобретя статус ассоциации. С 2005 г. государственный.
Руководство
Среди директоров «Опера-Комик»: Морис Оноре (1724–1728), Буазар де Понто (1732–1743), Жан Монне (1743–1744, 1752–1757), Эмиль Перрен (1848–1857, 1862), Адольф де Лёвен (1862–1874), Камиль дю Локль (1874–1876), Леон Карвальо (1876–1887, 1891–1897), Луи Параве (1888–1890), Альберт Карре (1898–1913, 1919–1925), Тьери Фуке (1989–1994), Пьер Медсен (1994–1999), Жером Савари (2000–2007), Жером Дешам (2007–2015), Оливье Мантеи (2015–2021), Луи Лангре (с 2021).
Репертуар
История театра «Опера-Комик» тесно связана с одноимённым музыкальным жанром, характерным для французской музыкально-театральной культуры. Первая опера-комик («Телемах» на текст A.-Р. Лесажа) была представлена в 1715 г. на ярмарке Сен-Жермен в зале «Бель-Эр». С 1740-х гг. в театре ставились пьесы и комические оперы на либретто Ш.-С. Фавара («Оправданная служанка», 1740; «Искательница ума», 1741). Сенсационной оказалась премьера французской оперы-буффон (opéra bouffon) «Менялы» (1753) А. Доверня, написанной в итальянском стиле. В конце 18 в. на сцене театра ставятся оперы-комик многих французских авторов: Ф.-А. Филидора, П.-А. Монсиньи, А.-Э.-М. Гретри, Э. Мегюля, Н. Далейрака и др. В 1-й половине 19 в. в репертуар входят классические образцы этого жанра; среди наиболее значимых постановок – премьеры комических опер «Белая дама» (1825) Ф.-А. Буальдьё, «Фра-Дьяволо» (1830) и «Черное Домино» (1837) Д.-Ф.-Э. Обера, «Цампа, или Мраморная невеста» (1831) Л.-Ж.-Ф. Герольда. В «Опера-Комик» состоялась концертная премьера драматической легенды «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза (1846).
Во 2-й половине 19 в. репертуар театра постепенно вышел за рамки жанра опера-комик и включал оперы европейского репертуара, исполняемые на французском языке: «Свадьба Фигаро» (1872, с разговорными диалогами) и «Волшебная флейта» В. А. Моцарта (1879), «Травиата» Дж. Верди (1886), «Летучий голландец» Р. Вагнера (1897). Событием в истории театра явилась 1-я постановка оперы Ж. Бизе «Кармен» (1875). Здесь обрели сценическую жизнь многие знаменитые произведения в жанре лирической оперы: «Миньон» А. Тома (1866), «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно (1873, новая редакция с разговорными диалогами), «Лакме» Л. Делиба (1883), «Манон» (1884), «Вертер» (1893) и «Золушка» (1899) Ж. Массне. В театре прошли премьеры опер «Король города Ис» Э. Лало (1888), «Луиза» Г. Шарпантье (1900), «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1881), «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси (1902), «Ариана и Синяя Борода» П. Дюка (1907), «Фортунио» А. Мессаже (1907), «Испанский час» М. Равеля (1911) и др.
С начала 20 в. в театре стали осуществляться балетные постановки («Маленький эльф Закрой-Глазки» Ф. Шмитта, 1924). В 20 в., наряду с произведениями французских композиторов (П. Дюка, М. Равель, Г. Форе, Д. Мийо, Ж. Ибер, А. Руссель), стали ставиться оперы немецких (Р. Штраус), итальянских (Дж. Пуччини, П. Масканьи) и русских композиторов. В 1908 г. поставлена «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, в 1932 г. – «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и «Князь Игорь» А. П. Бородина (обе с участием Ф. И. Шаляпина и труппы Русской оперы).
Во время оккупации Франции нацистской Германией (1940–1944) ставились современные французские оперы (среди композиторов: А. Мариотт, К. Дельвинкур, Г. Пьерне, А. Феврие, Р. Казадезюс, П. Ле Флем, М. Деланнуа, А. Соге), а также «Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса (1943). После Второй мировой войны театр показал, наряду с западноевропейской классикой, оперы «Груди Терезия» (1947), «Человеческий голос» (1959) и «Диалоги кармелиток» (1964) Ф. Пуленка, «Похождения повесы» И. Ф. Стравинского (1953), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1955), «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока (1959), «Огненный ангел» С. С. Прокофьева (1964), «Катя Кабанова» Л. Яначека (1967), «Ожидание» А. Шёнберга (1968), «Лулу» А. Берга (1969), «Поругание Лукреции» Б. Бриттена (1971) и др.
В 1987 г. историческая постановка музыкальной трагедии «Атис» Ж.-Б. Люлли (дирижёр У. Кристи) ознаменовала возрождение барочного репертуара в зале «Фавар». На рубеже 20–21 вв. театр специализировался на репертуаре французских опера-комик 19 в., барочном репертуаре и опереттах.
В 21 в. при участии «Опера-Комик» прошли мировые премьеры опер современных композиторов, в их числе: опера-буффа «Супруги Буленгрен» Ж. Апергиса (2010), «Король Медведь» Марко Строппы (2012), детская опера-комик «Робер-свинья и похитители» М.-О. Дюпена (2014), камерная опера «Сказки туманной луны после дождя» Ксавье Дайера (2015), «Яма» К. Болтански, Франка Кравчика и Жана Кальмана (2016), тинкшпиль (thinkspiel, авторское обозначение жанра) «Без света» Ф. Манури (2017), «Невесомая принцесса» Виолеты Круз (2017), «И я в Аркадии» (2018, тотальный спектакль на музыку Ж.-Ф. Рамо, либретто Э. Рейнхардта), «Наводнение» Ф. Филидеи (2019, по рассказу Е. И. Замятина), «Молнии» Филиппа Эрсана (2021), «Макбет в преисподней» П. Дюсапена (2023) и др.