Керубини Луиджи
Керуби́ни Луи́джи, Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Керубини (Maria Luigi Carlo Zenobio Salvatore Cherubini) (14.9.1760, Флоренция – 15.3.1842, Париж), композитор и музыкальный теоретик, член Института Франции (1815).
По происхождению итальянец. Первоначально учился музыке у своего отца, Бартоломео Керубини, клавесиниста в театре «Пергола» (Флоренция). Завершил музыкальное образование в Болонье и Милане у Дж. Сарти (контрапункт). Дебютировал как церковный композитор (Месса D-dur, 1773). В 1780 г. в Алессандрии была поставлена первая опера-сериа Л. Керубини – «Квинт Фабий» (либретто А. Дзено, переработана в 1783). В 1782–1788 гг. писал для театров Италии оперы-сериа (в том числе «Адриан в Сирии», 1782, «Александр в Индии», 1784, обе на либретто П. Метастазио) и оперы-буффа (в том числе «Жених трёх и муж ни одной», 1783, либретто Ф. Ливиньи). В 1784–1786 гг. придворный композитор в Лондоне, где были поставлены пастиччо «Деметрий» (1785, либретто Метастазио), опера-буффа «Мнимая принцесса» (1785, либретто Ливиньи) и опера-сериа «Юлий Сабин» (1786, либретто Метастазио).
В 1786 г. обосновался во Франции, в 1789–1792 гг. музыкальный руководитель итальянской оперной труппы в Париже. Во время Французской революции 18 в. писал музыку для массовых празднеств, траурных церемоний, в том числе «Гимн Пантеону» (ко дню перенесения в Пантеон останков Ж.-П. Марата), «Гимн братству», «Республиканскую песнь на праздник Десятого августа», а также марши для оркестра Национальной гвардии.
Преподавал в школе Национальной гвардии. С 1795 г. (со дня основания) инспектор и преподаватель Парижской консерватории (с 1816 профессор, в 1822–1842 директор). Под его руководством консерватория стала одним из лучших музыкальных учебных заведений Европы.
С Францией связан расцвет оперного творчества Л. Керубини (первая опера, поставленная в Париже, – «Демофонт», 1788, либретто Ж.-Ф. Мармонтеля, Парижская опера). Керубини завершил классическую эпоху оперного искусства 18 в., синтезировав лучшие традиции итальянской оперы (Н. Йоммелли, Т. Траэтта) и героической драмы К. В. Глюка. Уже в «Демофонте» Керубини стремился к контрастной динамике драматического действия, равновесию вокальных и оркестровых партий. Образцы позднего оперного классицизма – произведения Керубини на античные сюжеты: насыщенная высокой патетикой «Медея» (1797, либретто Ф.-Б. Гофмана по одноимённой трагедии Еврипида, театр «Фейдо», Париж), опера-балет «Анакреонт, или Мимолётная любовь» (1803, либретто К. Р. Мендуза, Парижская опера). Один из создателей нового музыкально-сценического жанра – «оперы спасения»: «Лодоиска» (1791, либретто К.-Ф. Фийет-Лоро, театр «Фейдо»), «Элиза, или Путешествие на ледники Сен-Бернара» (1794, либретто Ж.-А. де Реверони Сен-Кира, там же), «Два дня, или Водовоз» (1800, либретто Ж.-Н. Буйи, там же).
Для оперного стиля Л. Керубини характерны простота и классическая ясность, выразительные инструментальные речитативы, свобода и выразительность мелодики, лейтмотивы. Большую роль в эволюции инструментальной музыки конца 18 – начала 19 вв. сыграли увертюры и интродукции (антракты) его опер.
Духовная музыка Л. Керубини отличается безупречным полифоническим мастерством (популярен Реквием c-moll, 1816). Среди других сочинений: торжественные мессы (всего семь, в том числе две «коронационные» – G-dur, 1819; A-dur, 1825), Реквием d-moll (1836); шесть струнных квартетов (1814, 1829, 1834, 1835, 1835, 1837), струнный квинтет (1837); шесть сонат для клавесина (1780), Фантазия для фортепиано (1810); для голоса – 77 романсов, ноктюрны, канцоны, песни, оды, двух-, трёх-, четырёхголосные каноны и др.
Музыку Л. Керубини высоко ценили Л. ван Бетховен и М. И. Глинка.
Л. Керубини принадлежит ряд музыкальных трактатов, учебных пособий, в том числе «Курс контрапункта и фуги» («Cours de contrepoint et de fugue», 1835).
Командор ордена Почётного легиона (1842).