Эклектика
Экле́ктика (эклектизм; от греч. ἐκλεκτικός – выбирающий), направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве середины 19 – начала 20 вв., основанное на соединении элементов разных художественных стилей в одном произведении. Понятие часто используется как синоним термина «историзм», так как оба направления возникли в 1830-х гг. в связи с распадом эстетической системы классицизма и характеризовались стремлением архитекторов к интерпретации всей палитры образцов зодчества прошлого: как античного или антикизирующего, так и неклассического. Но, в отличие от историзма, основной целью которого было точное воспроизведение наследия предшествующих эпох и стилевое единство в рамках одного проекта, эклектика имела своей целью создание принципиально нового архитектурного языка путём комбинирования приёмов, заимствованных из двух или более стилей прошлых веков. Виктор Бальтар. Церковь Сент-Огюстен, Париж. 1860–1871.Выбор стилевых компонентов при этом определялся их эстетической привлекательностью и уместностью по отношению к функции постройки. Так, церковь Сент-Огюстен в Париже (1860–1871, архитектор В. Бальтар) сочетает в себе элементы готического, романского, византийского и ренессансного культового зодчества.
Важную роль при создании композиции также играли особенности заказа. Несмотря на существование отдельных стилевых течений со своими особенностями (стиль Второй империи во Франции и др.), в целом эклектика отличалась интернациональностью, т. к. допускала использование любых декоративных мотивов, в том числе несвойственных архитектурной традиции конкретной страны («Чайный дом» С. В. Перлова в Москве в «китайском» стиле, завершён в 1896, архитекторы Р. И. Клейн, К. К. Гиппиус; особняк А. А. Морозова из купеческого рода Морозовых на Воздвиженке в Москве, сочетающий мавританский стиль с декоративными мотивами неомануэлино, 1895–1899, архитектор В. А. Мазырин; базилика Сакре-Кёр в римско-византийском стиле в Париже, 1875–1924, архитектор П. Абади, и др.).
Элементы метода эклектики присутствуют в архитектуре разных эпох начиная с эллинизма, но заимствование чужеродных декоративных мотивов всегда подчинялось правилам господствующего стиля. Так, неоготика, приобретшая популярность в эпоху классицизма, предполагала в тот период использование готических декоративных мотивов при сохранении характерных для классицизма симметрии фасада и принципов планировки здания (Царицыно). Но отказ от антикизирующей традиции и связанной с ней системы правил привёл к большей творческой свободе архитекторов, в том числе в поисках нового, отвечающего требованиям времени стиля. Уже в 1830-х гг. появились направления, целью которых стало соединение разных декоративных мотивов для создания определённого впечатления (русско-византийский стиль, отражающий идею конфессиональной и политической преемственности России по отношению к Византии; стиль круглых арок, призванный продемонстрировать культурную самобытность Германии, и др.).
Важную роль в развитии и распространении эклектики сыграла Национальная и специальная школа изящных искусств в Париже. В отличие от строгих канонов архитектуры классицизма, которым отдавалось предпочтение в парижской Академии изящных искусств, преподаватели Школы предлагали ученикам более широкий спектр образцов. Мотивы французского классицизма сочетались с элементами Ренессанса, готики и итальянского барокко, важным принципом было также использование новых технических приёмов – металлических несущих конструкций, сплошного остекления.
Сформировавшийся в результате стиль, получивший по имени школы название бозар, не только приобрёл широкую популярность в Европе, но и оказал большое влияние на архитектуру США, где распространение эклектики совпало с периодом экономического расцвета (главный фасад Метрополитен-музея в Нью-Йорке, завершён в 1902, архитектор Р. М. Хант). Ричард Моррис Хант. Главный фасад Метрополитен-музея, Нью-Йорк. 1894–1902.Её вариативность, возможность выбирать декоративные элементы в соответствии с функцией здания, а также использование богатой палитры архитектурных стилей прошлого отвечали запросу широкого слоя американских заказчиков, прежде всего крупной буржуазии, на получение ассоциирующихся с европейской аристократией атрибутов социального статуса (оформление зданий в духе больших стилей, использование отсылок к европейской истории, например готического декора). Эти факторы сделали эклектику наиболее популярным направлением в США в 1860-х – 1890-х гг.
Она, хотя и в меньшей степени, распространилась и в Азии, где обучавшиеся в США архитекторы начали использовать сочетания европейских архитектурных стилей в своём творчестве (здание Центрального отделения Банка Японии в Токио, 1896, архитектор Тацуно Кинго, и др.).
Отличительные черты интерьера эклектики – роскошь и главенство комфорта. Как парадные, так и жилые помещения обставлялись большим количеством мебели, преимущественно из цветного дерева с декором из металла, черепахового панциря, фарфора, также использовались новые и экзотические материалы – папье-маше, ротанг, бамбук. Мягкая мебель декорировалась кистями, бахромой, кружевом. Часто использовались «восточные» предметы интерьера – диваны-оттоманки, пуфы для ног, ковры; окна и дверные проёмы драпировались тяжёлой тканью с орнаментом или тюлем. Стены украшались деревянными панелями, китайскими бумажными обоями или тканью, часто с цветочным рисунком. Дополняли интерьер фарфоровые вазы, люстры с хрустальными подвесками, бронзовые канделябры в виде фантастических животных или растений. Интерьер должен был отражать материальное положение владельца, производить впечатление богато украшенной шкатулки и при этом быть удобным (гостиная особняка Э. Физика в Кейп-Мей, штат Нью-Джерси, 1879, архитектор Ф. Фёрнесс). Иногда каждая комната оформлялась в отдельном стиле (неоготическом, неогреческом, мавританском). В отличие от историзма, в эклектике стиль оформления интерьера не обязательно должен был соответствовать внешнему виду здания (неоготический Дубовый зал необарочного дворца Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге, 1847–1848, архитектор А. И. Штакеншнейдер).
Упадок эклектики связан с распространением в 1890-х гг. стиля модерн, предложившего иные принципы интерпретации и сочетания мотивов архитектурного наследия. Но в некоторых регионах эклектика продолжала существовать до 1930-х гг., например в Северной Америке (Дворец изящных искусств в Мехико, 1904–1913, архитектор А. Боари, 1932–1934, архитектор Ф. Марискаль; Оперный театр в комплексе Военного мемориала и центра исполнительских искусств в Сан-Франциско, 1931–1932, архитекторы А. Браун-младший, Г. А. Лансберг). В конце 20 – начале 21 вв. в жилищной архитектуре, прежде всего в США, получает распространение неоэклектика. Этот стиль характеризуется использованием большого количества декоративных элементов, заимствованных из архитектуры предшествующих периодов (в основном в оформлении оконных проёмов, дверей и эркеров), при этом применяются современные конструкции и принципы планировки (особняк на Робмар-драйв в Беверли-Хилс, 2007, архитектор Х. Омрани, и др.).
Отсутствие чётко сформулированных формальных критериев стиля, часто беспринципное и не всегда успешное соединение разнородных элементов вызывали критическое отношение к эклектике как современников (В. В. Стасов в России, Г. Земпер в Германии, Дж. Рёскин в Англии и др.), так и исследователей 20–21 вв. (И. В. Жолтовский, Д. В. Сарабьянов, М. П. Тубли в России, Н. Певзнер, Дж. М. Ричардс в Великобритании, и др.). В связи с этим термин приобрёл негативную окраску. В начале 21 в. в отечественном искусствознании чаще используется не имеющий отрицательных коннотаций термин «историзм». При этом взгляды учёных на соотношение этих двух терминов разнятся: так, по мнению В. Г. Лисовского, эти два направления принципиально различны; Е. И. Кириченко считает историзм одним из этапов развития эклектики, Е. А. Борисова и Т. А. Петрова в своих трудах использовали эти термины как взаимозаменяемые.
В широком смысле термин «эклектика» обозначает соединение разнородных художественных элементов как творческий приём (например, в постмодернизме).