Московский Художественный академический театр
Моско́вский Худо́жественный академи́ческий теа́тр (МХАТ), российский драматический театр.
История и современность
Создан К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко как Художественно-общедоступный театр в 1898 г. Открылся 14(26) октября 1898 г. спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» в Каретном Ряду. С 1901 г. – Московский Художественный театр (МХТ). С 1902 г. в Камергерском переулке.
Ядро труппы составили участники спектаклей Общества искусства и литературы под руководством К. С. Станиславского и выпускники Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где преподавал Вл. И. Немирович-Данченко: М. Ф. Андреева, А. Р. Артём, Г. С. Бурджалов, О. Л. Книппер-Чехова, М. П. Лилина, В. В. Лужский, В. Э. Мейерхольд, И. М. Москвин, Е. М. Мунт, М. Л. Роксанова, М. Г. Савицкая. В 1900 г. в труппу вступил В. И. Качалов, в 1903 г. – Л. М. Леонидов.
Главенствующая цель – создание нового типа национального русского театра (независимого и общедоступного). Основополагающие принципы (общность художественного языка, единство целей и методов работы), задача обновления средств, которые позволили бы интерпретировать новую драму (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. Стриндберг, М. Метерлинк и прежде всего А. П. Чехов), вводили МХТ в контекст европейского движения «независимых театров», сближая с начинаниями А. Антуана, О. Брама, М. Рейнхардта.
Поиски ключа к драматургии Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) привели к созданию т. н. театра настроения, возникновению понятий сценической атмосферы, подтекста и т. п. Режиссёрскому искусству Станиславского и Немировича-Данченко была присуща последовательность в создании единого образа спектакля; общая художественная мысль передавалась во всём богатстве психологических и житейских подробностей. МХТ – первый в России театр, избравший собственный круг тем и последовательно их разрабатывавший. Расширение творческой программы и ощущение пульса современной жизни привели к постановке спектаклей т. н. общественно-политической линии («Мещане» и «На дне» М. Горького, 1902; «Доктор Штокман» Ибсена, 1900), к дальнейшей разработке исторической трагедии («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, 1899; «Юлий Цезарь» У. Шекспира, 1903; «Борис Годунов» А. С. Пушкина, 1907), сказки («Снегурочка» А. Н. Островского, 1900; «Синяя птица» Метерлинка, 1908), к опытам в области символизма и раннего экспрессионизма («Слепые», «Там внутри», «Непрошеная» Метерлинка, 1904; «Жизнь Человека» Л. Н. Андреева, 1907; «Росмерсхольм» Ибсена, 1908).
С середины 1910-х гг. Станиславский и Л. А. Сулержицкий предприняли эксперименты, положившие начало системе Станиславского и впервые применённые в постановках спектаклей «Драма жизни» К. Гамсуна (1907) и «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909). Правда «жизни человеческого духа», глубина «подтекста» и «подводного течения», освобождение от штампов, стилистическая верность отличали постановки русской классики: «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906, 1914), «На всякого мудреца довольно простоты» Островского (1910), «Братья Карамазовы» (1910) и «Николай Ставрогин» (1913) по Ф. М. Достоевскому, «Нахлебник», «Где тонко, там и рвётся» и «Провинциалка» Тургенева (1912). Жизненная правда доводилась до смелой, яркой театральности в «Мнимом больном» Мольера (1913), «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони (1914), «Смерти Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1914), «Селе Степанчикове» по Достоевскому (1917). Важной вехой стало приглашение Г. Э. Г. Крэга для работы над «Гамлетом» Шекспира (1911). Обновлялся круг художников: если почти все спектакли 1-го десятилетия шли в декорациях В. А. Симова, то в дальнейшем в театре работали В. Е. Егоров, Н. П. Ульянов, М. В. Добужинский, А. Н. Бенуа, Н. К. Рерих, Б. М. Кустодиев, Н. А. Андреев.
В 1919 г. МХТ национализирован и включён в число академических театров (появилась аббревиатура МХАТ; с 1932 имени М. Горького). Часть труппы, в 1919 г. выехав на юг, при наступлении белых оказалась отрезанной от Москвы; воссоединение состоялось лишь в 1922 г., когда МХАТ во главе со Станиславским отправился на длительные гастроли (1922–1924).
К середине 1920-х гг. в труппу вошли: М. М. Тарханов, Б. Г. Добронравов, А. К. Тарасова, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. П. Зуева, А. И. Степанова, Н. П. Баталов, А. Н. Грибов, М. Н. Кедров, Б. Н. Ливанов, М. И. Прудкин, В. Я. Станицын, Н. П. Хмелёв, М. М. Яншин и др., составив т. н. второе поколение МХАТа.
В 1925 г. возникла Репертуарно-художественная коллегия под председательством П. А. Маркова. Станиславский и остальные «старейшины» утверждали её решения. Столь же важным было создание литературной и общекультурной среды театра, нового круга авторов. По настоянию МХАТа начали драматические опыты М. А. Булгаков, Вс. В. Иванов, Л. М. Леонов, Ю. К. Олеша, В. П. Катаев. Наиболее органичным стал союз с Булгаковым; спектакль «Дни Турбиных» (1926) называли «"Чайкой" второго поколения»: спектакль отличался атмосферой, тончайшей верностью психофизических состояний, заострённостью рисунка. Новые краски режиссуры МХАТа – народное комедийное начало, озорство великолепной фантазии – раскрылись в спектаклях «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926) и «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.-О. де Бомарше (1927).
На рубеже 1930–1940-х гг., отдавая дань идеологизации культуры, МХАТ пошёл на сближение с драматургами-«рапповцами» («Взлёт» Ф. А. Ваграмова, 1930; «Хлеб» В. М. Киршона и «Страх» А. Н. Афиногенова, 1931). Наивысшими достижениями в 1930-е гг. стали спектакль «Воскресение» по Л. Н. Толстому (1930), череда актёрских работ в «Мёртвых душах» по Н. В. Гоголю (1932; Чичиков – В. О. Топорков, Манилов – Кедров, Собакевич – Тарханов, Плюшкин – Леонидов, Ноздрёв – Москвин и Ливанов, Коробочка – Зуева, Губернатор – Станицын), постановки «Враги» Горького (1935), «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (1937), «Тартюф» Мольера (1939).
В 1940 г. состоялась премьера «Трёх сестёр» Чехова в постановке Немировича-Данченко, где режиссёр, очищая актёрское искусство от накопившихся ложных привычек, достигал глубины постижения высокого духовного мира русских интеллигентов, внутренней музыкальности построения. Чёткое стилистическое решение, отточенность, изящество актёрского мастерства отличали спектакль «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).
В 1940-е гг. в режиссуре МХАТа большое значение приобретала педагогическая сторона в ущерб целостному сценическому решению. В репертуар всё чаще включались откровенно тенденциозные пьесы, ставившие перед актёрами упрощённые задачи. Парадоксальность положения заключалась в том, что пьеса, попавшая на сцену МХАТа СССР (с конца 1930-х гг. оказавшегося на особом положении «главного театра страны»), включалась в номенклатуру шедевров; критика МХАТа СССР квалифицировалась как направленная против СССР. Спектакли, получавшие официальное признание, не собирали зала: «Русский вопрос» К. М. Симонова (1947), «Хлеб наш насущный» (1948) и «Заговор обречённых» (1949) Н. Е. Вирты.
В обстановке творческой непринципиальности не смогли развиться дарования талантливой молодёжи – выпускников созданной в 1943 г. по инициативе Немировича-Данченко Школы-студии МХАТ, хотя первые спектакли с их участием («Домби и сын» по Диккенсу; «Мещане» Горького, оба – 1949) свидетельствовали о мощном потенциале молодых.
Сказывалось и коллективное руководство, отсутствие единой режиссёрской воли: Кедров, стоявший во главе театра в 1946–1955 гг., сдал полномочия художественному совету, правившему театром в 1955–1963 гг. В 1963–1966 гг. совместное руководство брали на себя Станицын, Кедров, Ливанов и В. Н. Богомолов; в 1966–1970 гг. – Станицын, Кедров, Ливанов. Отмеченные блистательными актёрскими работами спектакли («Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина, 1956; «Мария Стюарт» Ф. Шиллера; «Золотая карета» Л. М. Леонова, оба – 1957) были скорее исключениями из общего правила. Процветала «актёрская» режиссура, иногда дававшая высокие результаты [например, спектакль «Милый лжец» Дж. Килти, 1962, постановка И. М. Раевского (Бернард Шоу – А. П. Кторов, Патрик Кемпбелл – А. И. Степанова)], но в разрозненности своих усилий лишавшая жизнь театра внутренней цельности, последовательности задач, логики развития.
Желание выйти из тупика побудило «старейшин» МХАТа предложить должность главного режиссёра О. Н. Ефремову, который принял на себя эти обязанности в сентябре 1970 г. Постоянными сотрудниками МХАТа стали драматурги А. И. Гельман, с парадоксальностью его социальных расследований («Заседание парткома», 1975; «Обратная связь», 1977; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Наедине со всеми», 1981; «Скамейка», 1983; «Чокнуая», 1986), и М. М. Рощин, с его нежной и ироничной наблюдательностью и театральной фантазией («Валентин и Валентина», 1971; «Старый Новый год», 1973; «Эшелон», 1975; «Муж и жена снимут комнату», 1976; «Перламутровая Зинаида», 1987). Большой резонанс вызвала постановка пьесы М. Ф. Шатрова «Так победим!» (1981, в главной роли А. А. Калягин). С театром сотрудничали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Попов, Т. В. Доронина, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков, А. А. Вертинская и др.
Разраставшуюся и разнородную труппу не удавалось объединить, многие актёры годами не выходили на сцену. Необходимость занимать актёров вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, к появлению явно нежизнеспособных постановок. Приглашение новых режиссёров (А. В. Эфрос, М. Г. Розовский, Р. Г. Виктюк, К. М. Гинкас и др.) обеспечивало появление значительных спектаклей, но не содействовало выработке единой художественной системы, общего творческого языка. Всё это привело к конфликту, в результате которого с начала сезона 1987/1988 гг. официально существовали две труппы – под руководством Ефремова (с 1989 Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова) и под руководством Дорониной (с 1989 Московский Художественный академический театр имени М. Горького).
Архитектура
Здание в Камергерском переулке (ныне здесь находится Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова) возведено как особняк князя П. И. Одоевского (из рода Одоевских) в стиле ампир (1817), в течение 19 в. многократно перестраивалось; в 1882 г. превращено в Камерный театр по заказу владельца, купца Г. М. Лианозова (архитектор М. Н. Чичагов). Для МХТ перестроено в стиле модерн (1902, архитектор Ф. О. Шехтель); проект осуществлён частично: полностью переделаны интерьеры, но фасад остался практически в прежнем виде, за исключением светильников, дверей, оконных переплётов; над входом установлен горельеф «Пловец» («Волна»; 1901, скульптор А. С. Голубкина). Шехтель также выполнил эскизы занавеса и эмблемы театра. Рядом в 1914 г. он же возвёл коммерческое здание, где в том числе проходили экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок (в 1938 передано МХАТу; здесь ныне расположены музей театра, репетиционный зал Школы-студии МХАТ, Новая сцена, административные помещения).
К 1970-м гг. основное здание театра обветшало (осели фундаменты, в стенах появились трещины, утратили надёжность деревянные фермы перекрытий зрительного зала и т. д.). Реконструкция прошла в 1977–1987 гг. (архитектор С. М. Гельфер, институты «Гипротеатр» и «Союзреставрация»): восстановлены интерьеры, возведена новая сценическая коробка, пристроен корпус с административными и подсобными помещениями, создана малая сцена. Как мемориалы сохранены кабинет Вл. И. Немировича-Данченко и расположенная рядом с ним артистическая уборная К. С. Станиславского (перенесена в ходе реконструкции из закулисной части). Благоустроен участок проезда Художественного театра (название Камергерского переулка в 1923–1992) перед зданием МХАТа, впервые предложено его превращение в пешеходную зону (идея реализована в 1990-е гг.). Корпус 1914 г. реконструирован в 1976–1987 гг.
Здание на Тверском бульваре (завершено в 1973, архитекторы В. С. Кубасов, А. В. Моргулис, В. С. Уляшов, инженер А. П. Цикунов; ныне здесь расположен Московский Художественный академический театр имени М. Горького) решено в русле постмодернизма с мотивами стиля модерн; фасад облицован армянским туфом, который также использован, наряду с деревом, в оформлении интерьера. Фонари на фасаде выполнены по эскизам А. В. Васнецова. Интерьеры и главный вход отреставрированы в 2019–2020 гг. (архитектурное бюро Archiproba Studios). В 2022 г. проведён ремонт, значительно исказивший первоначальные интерьеры: открытый бетон покрыт позолотой, облицованные туфом стены – искусственной кожей, дерево – обмазкой, изменён характер освещения; фойе 1-го этажа разделено на два пространства, деревянные двери главного входа заменены на пластиковые, на которых укреплены первоначальные ручки, и т. д.