Музыканты

Балакирев Милий Алексеевич

Бала́кирев Ми́лий Алексе́евич [21.12.1836 (2.1.1837), Нижний Новгород – 16(29).5.1910, Санкт-Петербург], российский композитор, пианист, дирижёр, музыкально-общественный деятель.

Из мелкопоместных дворян. Получил домашнее музыкальное образование. Впервые выступил как пианист, автор музыкальных сочинений и дирижёр в домашних концертах , дом которого был центром музыкальной культуры Нижнего Новгорода. В конце 1855 г. переехал в Санкт-Петербург, где познакомился с , отметившим исполнительский и композиторский талант Балакирева, и . В 1856–1862 гг. сблизился с , , и ; при поддержке сплотил их в группу и стал главой Новой русской школы (). В числе его корреспондентов был и , реализовавший композиционные планы, сообщённые ему М. А. Балакиревым, в некоторых своих сочинениях.

С 1862 г. М. А. Балакирев руководил концертами , учреждённой им совместно с ; в 1867–1869 гг. главный дирижёр (РМО), пропагандировал музыку русских композиторов (положил начало дирижёрской интерпретации произведений М. И. Глинки), а также , , , , . В 1866–1867 гг. дирижировал операми М. И. Глинки в Праге.

Как правило, подолгу вынашивал и неоднократно перерабатывал собственные сочинения, в которых воплощал глинкинские идеи: опирался на национальный музыкальный материал в симфонических увертюрах – на темы испанского марша (1857; 2-я редакция – Испанская увертюра, 1886) и трёх русских песен (1858; 2-я редакция – 1881); под воздействием колорита оперы создал виртуозную фортепианную фантазию (1869, посвящена ) и симфоническую поэму «Тамара» (около 1882) – обе впитали национальные мелодии, которые М. А. Балакирев записывал во время поездок на Кавказ в 1863, 1864, 1868 гг. Профессиональный интерес Балакирева к народной песне сказался и в музыкальной картине «1000 лет» (1862; 2-я редакция – симфоническая поэма «Русь», 1887; новая редакция – 1907). К в Москве и Санкт-Петербурге написана Чешская увертюра (1867; 2-я редакция – симфоническая поэма «В Чехии», 1905).

В 1870 г. М. А. Балакирев выдвинул проект транскрипции песнопений церковно-певческого обихода в скрипичном ключе (вместо устаревшего т. н. цефаутного), однако получил отказ в его реализации. Непримиримый конфликт с РМО, финансовый крах концертов Бесплатной музыкальной школы и необеспеченность семьи (на его попечении остались сёстры после смерти отца в 1869) вынудили Балакирева временно прекратить дирижёрскую деятельность. Пережив духовный кризис в начале 1870-х гг., Балакирев. вышел из него глубоко религиозным человеком. Он сблизился с православными кругами ( и др.), перестал сочинять и выступать как исполнитель, поступил на службу в Магазинное управление Петербургско-Варшавской железной дороги (1872). Отказался от предложения занять место профессора . Несмотря на кризис, сохранил приверженность своему идеалу – М. И. Глинке. Думая, как и Глинка в поздние годы, о синтезе православной богослужебной музыки с традициями западно-европейского композиторского письма, Балакирев в 1880-х гг. вернулся к активной музыкальной деятельности. В 1881 г. вновь возглавил Бесплатную музыкальную школу, в 1883 г. стал также управляющим (до 1894), создал хоры для церковного обихода. По просьбе обер-прокурора Синода осуществлял цензуру духовно-музыкальных сочинений, привлёк Н. А. Римского-Корсакова и к новой гармонизации традиционных распевов и к преподаванию в капелле.

Официальное признание к М. А. Балакиреву пришло в 1887 г. (ему назначили пожизненную пенсию в связи с 25-летием Бесплатной музыкальной школы). В 1889 г. состоялось первое исполнение сочинений Балакирева за рубежом (Н. А. Римский-Корсаков в Париже дирижировал Увертюрой на темы трёх русских песен). Балакирев принимал участие в работе Комиссии по изучению народных песен при . Издал сборники «40 русских народных песен для голоса с фортепиано» (т. 1–2, 1866) и «30 русских народных песен» (для фортепиано в 4 руки, 1898). Последний концерт Балакирева-дирижёра состоялся в 1899 г. в Берлине по случаю открытия мемориальной доски на доме, где умер М. И. Глинка. Прекратив публичные выступления, Балакирев с 1900 г. редактировал издания партитуры «Te Deum» Г. Берлиоза, сочинений Ф. Шопена и с 1902 г. – Полного собрания сочинений Глинки (совместно с ). В 1906 г. на торжествах, посвящённых открытию памятника Глинке в Санкт-Петербурге, исполнена его Кантата памяти Глинки (сочинение 1904).

Среди сочинений: для оркестра – 2 симфонии (C-dur, 1864–1897; d-moll, 1907–1908), Сюита в 3 частях (1901–1909, окончена С. М. Ляпуновым), музыка к трагедии «Король Лир» (1858–1861, 2-я редакция – 1905); для фортепиано с оркестром – Большая фантазия на русские национальные напевы (1852), 2 концерта (fis-moll, I часть, 1855; Es-dur, 1861–1862, 1909–1910, окончен Ляпуновым); камерные ансамбли – октет (1850–1856) и другие; для фортепиано – сонаты (b-moll, 1856–1857; b-moll, 1905), сонатина (C-dur, 1909), скерцо, мазурки, вальсы и другие; романсы, в том числе «Песня разбойника», «Мне ли молодцу», «Приди ко мне» (стихотворения ), «Запевка» (стихотворение ), «Грузинская песня» (стихотворение ), «Песня Селима», «Еврейская мелодия», «Песня золотой рыбки», «Сон» (стихотворения ), «Сон» (стихотворение ); хоры, в том числе Гимн в честь святого великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода, духовные (в том числе «Достойно есть») и светские хоровые сочинения и переложения; транскрипции для фортепиано в 2 и 4 руки.

Милий Алексеевич Балакирев. «Исламей». Исполняет Г. Гинзбург.
00:00 / 00:00

Редакция музыки
  • Российские дирижёры
  • Российские пианисты