Третьяковская галерея
Третьяко́вская галере́я, Государственная Третьяковская галерея (ГТГ), художественный музей в Москве, одно из крупнейших в мире собраний русского искусства.
Основание коллекции и её история до передачи городу
Основа коллекции заложена в середине 1850-х гг. П. М. Третьяковым: под влиянием картинных галерей Ф. И. Прянишникова, К. Т. Солдатёнкова и др. он поставил себе целью создать общедоступный музей отечественного искусства. Так, в мае 1860 г. в Варшаве в своём завещании он писал об устройстве «художественного музеума или общественной картинной галлереи». Также коллекционер предположил, что пожертвованием других любителей «при галерее русских художников можно устроить и галерею знаменитых иностранных художников» (Государственная Третьяковская галерея. 1981. С. 301).
Первое датированное приобретение П. М. Третьяковым произведения российского мастера состоялось 10(22) мая 1856 г. в Санкт-Петербурге: этой датой помечена расписка в получении В. Г. Худяковым задатка за его картину «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853). Среди живописцев, чьи картины вошли в собрание Третьякова в 1850-х – 1860-х гг.: Н. Г. Шильдер, Ф. А. Бруни, М. П. Клодт, Л. Ф. Лагорио, В. М. Максимов, В. Г. Перов, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. П. Трутнев, К. А. Трутовский, К. Д. Флавицкий, В. И. Якоби. В 1869–1898 гг. по заказу мецената создана портретная галерея художников, писателей, композиторов и общественных деятелей (в том числе портреты Ф. М. Достоевского кисти В. Г. Перова, 1872; М. П. Мусоргского, 1881, и Л. Н. Толстого, 1887, авторства И. Е. Репина). К 1870 г. Третьяков решил собрать систематическую коллекцию отечественного изобразительного искусства 2-й половины 18 – 19 вв. и передать её Москве (к 1897 им потрачено более 900 тыс. руб.). С 1871 г. он покупал картины с экспозиций Товарищества передвижных художественных выставок. В 1872–1873 гг. составлена первая «Опись картин» (собрание насчитывало 1567 произведений). Советниками по покупке были А. Г. Горавский, А. А. Риццони, В. Г. Перов, И. Н. Крамской, П. П. Чистяков, И. Е. Репин и др.
В 1872–1874 гг. к двухэтажному особняку в Лаврушинском переулке (построен А. А. Кологривовой в конце 18 в. на основе нижней части палат конца 17 в.; в 1830-х гг. украшен новыми владельцами чаеторговцами Шестовыми классицистическим аттиком; приобретён Третьяковыми в 1851) с юга пристроен двухэтажный корпус для экспозиции (архитектор А. С. Каминский), которая стала доступна всем желающим в 1881 г. В 1882 г. под прямым углом к предыдущей добавлена новая пристройка, в которой размещены туркестанская и индийская серии В. В. Верещагина. В 1887 г. открыт «отдел акварелей и чёрных рисунков». В 1885 и 1892 гг. возведены третья и четвёртая пристройки, замкнувшие прямоугольный внутренний двор.
Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых до 1913 г.
31 августа (12 сентября) 1892 г. П. М. Третьяков написал в Московскую городскую думу заявление о передаче своих собраний (1287 картин, 9 скульптур и 518 произведений графики) и части дома, а также части дома и отдельных произведений искусства из коллекции его покойного брата С. М. Третьякова в дар Москве (с правом пожизненного проживания, перестройки помещений, замены картин в коллекции, с условием «бесплатного обозрения её всеми желающими не менее четырёх раз в неделю»; Государственная Третьяковская галерея. 1981. С. 304).
Постановлением Московской городской думы от 15(27) сентября 1892 г. дар принят. После перевоза собрания С. М. Третьякова из его дома на Пречистенском бульваре и частичного изменения экспозиции 15(27) августа 1893 г. открыта Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. В первый день музей посетили около 700 человек, продано около 200 экземпляров каталога (Опись художественных произведений городской галереи Павла и Сергея Третьяковых. Москва, 1893). В 1897–1898 гг. к третьей пристройке добавлен одноэтажный корпус с двумя залами для коллекции С. М. Третьякова.
В каталоге собрания галереи 1898 г. числилось 1622 произведения русской живописи, 593 – графики, 12 скульптур и 84 произведения западноевропейской живописи и графики. В дополнении от 9(21) мая 1898 г. к завещанию от 6(18) сентября 1896 г. П. М. Третьяков написал о нежелательности пополнения галереи художественными предметами после его смерти: «собрание и так очень велико и ещё может увеличиться, почему для обозрения может сделаться утомительным, да и характер собрания может измениться» (Государственная Третьяковская галерея. 1981. С. 307). Тем не менее 28 марта (9 апреля) 1899 г., после смерти Третьякова, на совещании у московского городского головы принято предложение душеприказчиков К. В. Рукавишникова и В. Г. Сапожникова продолжить пополнение галереи, но отдельно от коллекции. В 1899 – начале 1900-х гг. в галерею поступило 62 иконы и около 1 тыс. произведений графики.
По Положению об управлении галереей, утверждённому Московской городской думой в июне 1899 г., попечителем выступал городской голова; собрание Третьяковых «составляет самостоятельный отдел галереи, размещённый в особых залах, в том виде и порядке, как было устроено П. М. Третьяковым» (Государственная Третьяковская галерея. 1981. С. 308). Совет галереи состоял из четырёх членов, трое из которых выбирались городской Думой на три года (хотя бы один должен был быть художником), а один – семьёй Третьякова. В 1899 г. в Совет галереи вошли А. П. Боткина (дочь П. М. Третьякова), В. А. Серов, И. С. Остроухов и И. Е. Цветков, попечителем был князь В. М. Голицын, хранителем – живописец Е. М. Хруслов. После смерти жены Третьякова Веры Николаевны в 1900–1901 гг. перестроен старый дом (в верхнем этаже устроены комната памяти Павла Михайловича, экспозиция икон и два зала новых приобретений). В 1902–1904 гг. со стороны Лаврушинского переулка создан новый фасад с декором в русском стиле (по проекту В. М. Васнецова; наблюдение за строительством осуществлял архитектор В. Н. Башкиров; изразцы и горельеф с изображением святого Георгия Победоносца выполнены П. К. Ваулиным и В. И. Орловым в керамической мастерской С. И. Мамонтова). В 1902–1909 гг. предпринято издание альбома в 36 выпусках с 72 гелиогравюрами с произведений галереи и статьями Остроухова и С. С. Глаголя. В 1904 г. с помощью Н. П. Лихачёва организован отдел икон.
По Положению о Городской художественной галерее П. М. и С. М. Третьяковых, утверждённому в сентябре – октябре 1904 г., попечитель избирался Московской городской думой на четыре года. В 1905 и 1909 гг. попечителем избран И. С. Остроухов, при котором приобретено более 300 работ начала 20 в. (членов объединений «Мир искусства», «Голубая роза», Союз русских художников). Коллекции галереи пополнялись за счёт закупок и дарений (собрания В. В. фон Мекка, М. А. Морозова и др.). В 1910–1913 гг. высказывались идеи строительства нового здания галереи на углу улиц Кузнецкий Мост и Рождественка или у Китайгородской стены близ Московской городской думы.
Новая экспозиция, созданная И. Э. Грабарём
2(15) апреля 1913 г. попечителем избран И. Э. Грабарь (вторым кандидатом был Н. И. Гучков), который против воли П. М. Третьякова выстроил новую экспозицию в исторической последовательности из произведений, приобретённых как самим меценатом, так и после его смерти (контрольный просмотр экспозиции представителями Московской городской думы состоялся в январе 1916, в мае она была окончательно одобрена). В Совет вошли старшая дочь Третьякова В. П. Зилоти, князь С. А. Щербатов, Р. И. Клейн, А. П. Ланговой. Хранителем назначен Н. Н. Черногубов. Развивалась работа по «авторизации» (определению авторов) произведений, создана реставрационная мастерская (в 1914 приглашён реставратор Д. Ф. Богословский, в 1916 – А. К. Фёдоров, ставший его помощником). В 1917 г. издан первый научный каталог собрания.
Государственная Третьяковская галерея в 1917–1941 гг.
С апреля по декабрь 1917 г. в галерею на временное хранение переданы произведения из коллекций Е. В. Борисовой-Мусатовой, А. П. Боткиной, В. А. Воробьёва, В. О. Гиршмана, А. Н. Ляпунова, Е. П. Носовой, М. П. Рябушинского, И. И. Трояновского, М. Ф. Якунчиковой (впоследствии вошли в собрание музея). Декретом Совета народных комиссаров от 3 июня 1918 г. за подписью В. И. Ульянова (Ленина) и В. Д. Бонч-Бруевича музей национализирован; вскоре получил название «Государственная Третьяковская галерея», директором назначен И. Э. Грабарь (сохранял должность до 1925). В 1919 г. реставрационную мастерскую возглавил А. А. Рыбников.
В 1922 г. создан архивный отдел (в 1929 вошёл в отдел библиотеки, архива и фототеки; с 1939 – отдел рукописей).
К 1924 г. музей имел четыре филиала: Государственную Цветковскую галерею, Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова, Пролетарский музей Рогожско-Симоновского района и Музей живописной культуры (все закрыты в 1925–1929).
В 1920-х гг. музею переданы собрания С. В. Бахрушина, В. И. и П. И. Харитоненко, С. А. Щербатова, Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея иконописи и живописи (бывшая коллекция И. С. Остроухова). В 1924–1925 гг. произведения западноевропейской живописи из галереи переданы в Музей изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) и в Музей нового западного искусства. В 1924–1930 гг. древнерусское искусство не экспонировалось (иконы переданы в Государственный исторический музей).
В апреле – ноябре 1925 г. директором галереи был Н. М. Щёкотов, в 1926–1928 гг. – А. В. Щусев, в 1928–1932 и 1934–1937 гг. – М. П. Кристи, в 1932–1934 гг. – А. А. Вольтер, в 1938–1940 гг. – В. С. Кеменов, в марте 1940 г. – феврале 1941 г. – П. И. Лебедев.
В 1925 г. организовано издательство галереи. В 1926–1929 гг. А. В. Щусев разрабатывал планы строительства нового здания в стиле конструктивизма на улице Волхонка, между улицей Фрунзе (ныне Знаменка) и Антипьевским переулком (ныне Колымажный переулок).
В 1927 г. галерее передано владение к северу от старого здания, вместе с двухэтажным домом И. Е. Соколикова (1876, архитектор А. К. Боссе; надстроен в 1985–1994; ныне административный корпус), флигелем усадьбы Протопоповых (1876; ныне службы галереи) и флигелем усадьбы Кологривовых – Шестовых (2-я половина 18 в., перестроен в 1835–1839; ныне ресторан). В 1934–1935 гг. на этом участке возведён выставочный корпус (архитектор А. В. Снигарёв по эскизам Щусева; открыт в январе 1936 выставкой И. Э. Грабаря; ныне т. н. Щусевский корпус с экспозициями древнерусского искусства, произведений В. В. Верещагина, В. И. Сурикова, И. Е. Репина и др.).
В 1929 г. галерее передано владение к югу от галереи, а в 1930 г. – церковь Святителя Николая в Толмачах (1690–1697, в 1833–1834 перестроена трапезная и возведена колокольня, архитектор Ф. М. Шестаков; закрыта в 1929), у которой в 1931 г. разобрали главы, верхние ярусы колокольни, иконостас. Здание храма, превращённое в запасники живописи, соединено переходом с галерей. К 1932 г. возведена пристройка, в которой размещена картина А. А. Иванова «Явление Христа народу», эскизы и этюды к ней.
В 1929 г. организован отдел древнерусского искусства; в него в 1929–1933 гг. переданы произведения из Государственного исторического музея (Владимирская икона Божией Матери, «Устюжское Благовещение», «Спас Нерукотворный», «Никола Новодевичий», Донская икона Божией Матери и др.), Центральных государственных реставрационных мастерских («Ярославская Оранта», Свенская Печерская икона Божией Матери, «Звенигородский чин» и иконы из Успенского собора во Владимире работы Андрея Рублёва и Даниила Чёрного), Сергиево-Посадского («Троица» Рублёва), Новгородского («Десятинное Успение»), Дмитровского («Дмитрий Солунский») и других музеев. В 1931 г. после ареста А. И. Анисимова в галерею передано собрание его икон. В 1920-х – 1930-х гг. значительно пополнился отдел 18 в. (в 1931 из Русского музея переданы портреты работы И. Н. Никитина).
В 1929 г. образован отдел новейшей современной живописи (переданы произведения из закрытого Музея живописной культуры), в 1931 г. он переименован в отдел советского искусства. В 1930 г. А. А. Фёдоровым-Давыдовым и Н. Н. Коваленской создана «Опытная комплексная марксистская экспозиция по искусству 18 – 1-й половины 19 вв.» с выделением общественно-экономических формаций. В 1935 г. возвращена экспозиция с построением по хронологии, но в 1936 г. все произведения авангардистов убраны в фондохранилище.
В 1933 г. на базе галереи создана Объединённая искусствоведческая музейная аспирантура.
В 1934 г. в связи с закрытием Центральных государственных реставрационных мастерских многие их сотрудники (Ю. А. Олсуфьев, И. И. Суслов, И. А. Баранов, Е. А. Домбровская и др.) перешли в Третьяковскую галерею; образована секция реставрации древнерусской живописи. В 1934–1940 гг. реставраторами Третьяковской галереи велись работы по раскрытию и укреплению монументальных росписей в Керчи (склеп Деметры, церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи), Киеве (Софийский собор и Кирилловская церковь), Новгороде (в девяти храмах 12–14 вв.), в Георгиевской церкви в Старой Ладоге, в Грузии (Атени, Кинцвиси), Армении (Ахтала) и Азербайджане (Нуха). В 1936 г. по инициативе Н. А. Дёминой в семи залах создана расширенная экспозиция древнерусской живописи. В 1938 г. из Киевского государственного музея русского искусства и Киевского государственного музея украинского искусства (ныне Национальный художественный музей Украины) переданы фрагменты мозаик и фрески, рельеф с двумя всадниками из разрушенного Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. В 1939 г. из Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина поступили иконы из собрания Е. Е. Егорова; перед главным фасадом установлен памятник И. В. Сталину (скульптор С. Д. Меркуров; в 1958 перенесён во двор).
В 1939 г. создан Кабинет по написанию истории русского дореволюционного и советского искусства. В октябре 1940 г. вышел приказ Наркомпроса РСФСР о передаче отделу рукописей галереи архивов художников из региональных музеев. Комплектование отдела было приостановлено после Постановления Совнаркома СССР от 29 марта 1941 г. о создании Центрального государственного литературного архива (ныне Российский государственный архив литературы и искусства), в который из галереи переданы архивы Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Вхутемаса, Вхутеина, многих коллекционеров и др.
Государственная Третьяковская галерея в 1941–1980 гг.
С февраля 1941 г. по май 1951 г. пост директора занимал живописец А. И. Замошкин. В июле 1941 – сентябре 1942 гг. собрание галереи эвакуировано в Новосибирск и Пермь (в октябре – ноябре 1944 состоялась реэвакуация). В 1941 г. ряд помещений разрушен фугасными бомбами (восстановлены в 1942). В годы Великой Отечественной войны в галерее организованы групповые выставки: 7 ноября 1942 г. открыта экспозиция «Великая Отечественная война» (255 художников), 10 мая 1943 г. – выставка произведений старейших советских художников В. Н. Бакшеева, В. К. Бялыницкого-Бирули, И. Э. Грабаря, Е. Е. Лансере, В. Н. Мешкова, И. Н. Павлова и К. Ф. Юона, 21 ноября 1943 г. – «Героический фронт и тыл» (283 художника) и др. Постоянная экспозиция вновь открылась 17 мая 1945 г. (выставлено более 2,5 тыс. памятников искусства).
В мае 1943 г. галерее переданы здания бывшей Марфо-Мариинской обители (в январе 1945 здания заняты Государственными центральными художественно-реставрационными мастерскими). В 1943–1944 гг. архитекторами А. В. Щусевым, Д. Д. Булгаковым и А. В. Снигарёвым велось проектирование Г-образного левого крыла галереи, которое должно было замкнуть музейную территорию по Большому Толмачёвскому переулку. В октябре 1944 г. разрешено строительство (проект 1944 с элементами неорусского стиля утверждён в 1946; не осуществлён; на его месте ныне расположен Инженерный корпус).
В 1951–1954 гг. пост директора занимал Б. В. Иогансон, в 1954–1979 гг. – П. И. Лебедев. В 1951–1953 гг. создана новая экспозиция с учётом пополнения собрания. В 1952 г. образован учёный совет. В 1956 г. принято решение о строительстве нового здания на Крымском Валу (возведено для Союза художников СССР и Государственной картинной галереи СССР в 1965–1979, архитекторы Ю. Н. Шевердяев, Н. П. Сукоян, М. Н. Круглов, В. В. Васильева, Г. В. Михайловская; в 1979–2019 в западном крыле работал Центральный дом художника).
Во 2-й половине 20 в. музей получил в дар коллекции К. К. Басевич (1961), А. А. Сидорова (1969), П. Д. Корина (1971), Г. Д. Костаки (1977), А. К. Ларионовой-Томилиной и др. Фонды пополнялись за счёт приобретений и научных экспедиций по субъектам РСФСР (многие иконы).
Государственная Третьяковская галерея с 1980 г.
В 1980–1992 гг. пост директора занимал живописец Ю. К. Королёв. В 1980 г. перед фасадом старого здания установлен памятник П. М. Третьякову (скульптор А. П. Кибальников). В 1981 г. учреждена закупочная комиссия. В 1983–1984 гг. возведён депозитарий (фондохранилище; архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, В. А. Климов, инженер Л. А. Лукин). В марте 1986 г. на основе Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР создано Всесоюзное музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» (с 1992 – Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея»), которому передано помещение Государственной картинной галереи на Крымском Валу (в нём представлена экспозиция произведений, созданных начиная с 1910-х гг.; в 2015 получило название «Новая Третьяковка»). В 1985–1989 гг. построен Инженерный корпус (архитекторы Астафьев, А. А. Дзержкович; включает конференц-зал, два этажа выставочных пространств и др.). В 1986–1995 гг. проведена генеральная реконструкция старого здания (архитекторы Б. А. Климов, Н. Г. Сарафанова, Е. Г. Максимочкина, реставратор А. А. Бернштейн). В 1980-х гг. запущен проект многотомного каталога собрания галереи (к 2021 опубликовано 27 томов).
В 1993–2009 гг. пост генерального директора занимал архитектор В. А. Родионов. В 1997 г. церковь Святителя Николая в Толмачах соединена подземным переходом с основным зданием, возведена заново колокольня. В 1999 г. в храм передана Владимирская икона Божией Матери.
Галереей получены здания в квартале, ограниченном Лаврушинским, Большим и Малым Толмачёвскими переулками и Кадашёвской набережной, – две палаты конца 17 в. (в одной из них расположена детская художественная мастерская), а также классицистический дом купцов Гусятниковых (1822, перестройки 1832 и начала 20 в.; ныне отдел рукописей).
В 2009–2015 гг. пост директора занимала И. В. Лебедева. С 2014 г. строится новый корпус на Кадашёвской набережной (архитектурное бюро СПИЧ, архитекторы С. Э. Чобан, И. В. Членова и др.). С 2015 г. директор З. И. Трегулова. В 2019 г. западное крыло здания на Крымском Валу передано галерее (западное крыло Новой Третьяковки).
Издаются каталоги собрания и выставок, материалы научных конференций (ежегодные Третьяковские чтения и др.). С 1999 г. проходят выставки работ из собраний региональных музеев (проект «Золотая карта России»).
Собрание галереи
Собрание Третьяковской галереи включает более 180 тыс. произведений отечественного изобразительного и декоративно-прикладного искусства 12 – начала 21 вв., хранящихся в фондах отделов: древнерусского искусства (иконы новгородской, псковской, владимиро-суздальской, тверской, московской школ, Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия, северных, годуновских и строгановских писем, мастеров Оружейной палаты и др.); живописи – 18 – 1-й половины 19 вв. (И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов, А. А. Иванов, И. К. Айвазовский, также иностранные художники, работавшие в России); 2-й половины 19 в. (лучшее в России собрание передвижников – Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, В. Г. Перов, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин и др.); конца 19 – начала 20 вв. (И. И. Левитан, М. А. Врубель, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, К. С. Петров-Водкин; мастера «Бубнового валета» и др.); 1-й половины 20 в. (в том числе И. Э. Грабарь, А. Д. Древин, А. А. Дейнека, многие представители отечественного авангарда и социалистического реализма) и 2-й половины 20 в. (А. А. Пластов, В. Ф. Стожаров, Т. Н. Яблонская, Т. Г. Назаренко и многие другие; мастера сурового стиля и андерграунда); графики 18 – начала 20 вв. и графики 20 в. (станковая и печатная); скульптуры 18 – начала 20 вв. (Ф. И. Шубин, М. М. Антокольский, Н. А. Андреев, С. Т. Конёнков, С. Д. Лебедева, В. И. Мухина и др.); новейших течений в искусстве (с 2001). После прекращения в 2017 г. деятельности Международной конфедерации союзов художников (МКСХ) собрание галереи пополнилось тысячами произведений середины – 2-й половины 20 в. В 2019 г. приобретены сценические костюмы Русских сезонов; в 2021 г. – задник к балету «Половецкие пляски», созданный в 1909 г. по эскизам Н. К. Рериха. Также в фондах хранятся: произведения древнерусской книжной миниатюры, пластики, литья, шитья, ювелирного искусства, копии фресок, рамы, мебель, фарфор, лаковая живопись Палеха, кинофотоматериалы и др.
В состав Третьяковской галереи также входят: научная библиотека (самостоятельный отдел с 1931; с 1980-х гг. расположен в усадьбе С. С. Хлопонина в 1-м Кадашёвском переулке, здания 18–19 вв.), Музей-мастерская А. С. Голубкиной (с 1934, с 1986 в составе галереи; в деревянном особняке Сабашниковых 2-й четверти 19 в., каменная пристройка начала 20 в.; закрыт на реставрацию в 2017), дома-музеи В. М. Васнецова (с 1953, с 1986 в составе галереи; деревянный дом 1893–1894, проект М. Е. Приёмышева по эскизам Васнецова) и П. Д. Корина (с 1968, открыт в 1971, с 2009 закрыт на реконструкцию; в здании прачечной 1924, перестроенном в 1933–1934), Музей-квартира А. М. Васнецова (с 1986; в доходном доме 1904, архитектор И. Г. Кондратенко), Культурный центр в Толмачах, Музей Павла и Сергея Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке (с 2021; здание 1791, деревянный 2-й этаж 19 в. сгорел в 1970-х гг. и воссоздан из кирпича с деревянной обшивкой в 1980-х гг.; в 1997 передан галерее; реконструирован в 2016–2021, архитектурное бюро «Рождественка»; все – в Москве), Фабрика-кухня в Самаре (с 2021; здание в формах конструктивизма, 1930–1932, архитектор Е. Н. Максимова). На начало 2020-х гг. строятся филиалы Третьяковской галереи во Владивостоке и Калининграде, планируется создание Центра московского концептуализма в мастерской Ильи и Эмилии Кабаковых на Сретенском бульваре (передана ГТГ в 2018) и музея частного собирательства в усадьбе Рябушинских в 3-м Голутвинском переулке (здание начала 19 в.; оба – в Москве).