Фоменко Пётр Наумович
Фоме́нко Пётр Нау́мович (13.7.1932, Москва – 9.8.2012, там же), российский режиссёр театра и кино, педагог, заслуженный деятель культуры Польши (1979), заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), народный артист РФ (1993).
Из семьи военного музыканта (отец – заместитель инспектора военных оркестров, позднее первый начальник военного факультета Московской консерватории); мать – сотрудник Народного комиссариата внешней и внутренней торговли СССР (с 1946 Министерство внешней торговли СССР).
В 1951 г. окончил училище имени М. М. Ипполитова-Иванова (ныне Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова). В начале 1950-х гг. учился в Школе-студии МХАТ (отчислен с 3-го курса за систематическое нарушение дисциплины, в том числе за неприятие лекций по марксизму-ленинизму и «профнепригодность»). В 1955 г. окончил филологический факультет Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), в 1961 г. – режиссёрский факультет ГИТИСа (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС; курс Н. М. Горчакова, затем – Н. В. Петрова, педагог А. А. Гончаров).
В 1960-е гг. работал в Москве, где поставил спектакли «Король Матиуш Первый» по Я. Корчаку (1965, Центральный детский театр; ныне Российский академический молодёжный театр); «Дознание» П. Вайса (1967, Московский театр на Таганке); «Как вам это понравится» У. Шекспира (1969, Московский драматический театр на Малой Бронной) и др.
Событием театральной жизни явилась фантасмагория «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1966, Московский академический театр имени Вл. Маяковского); постановка запрещена Министерством культуры СССР в 1967 г.
Театральной легендой стал также запрещённый по идеологическим причинам в 1967 г. спектакль «Мистерия-Буфф» по В. В. Маяковскому (1967, сценическая версия М. Г. Розовского) в ленинградском Театре имени Ленсовета (ныне Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета). Премьера выпущена к 50-летию Октябрьской революции 1917 (сыграли 2 спектакля).
В 1972–1981 гг. Фоменко работал в Ленинградском театре комедии (с 1977 главный режиссёр; ныне Государственный академический театр комедии имени Н. П. Акимова), где создал лирико-эксцентрические и полные драматизма спектакли: «Этот милый старый дом» по пьесе «В этом милом старом доме» А. Н. Арбузова (1972), «Троянской войны не будет» Ж. Жироду (1973), «Мизантроп» Мольера (1975), «Лес» А. Н. Островского (1978), «Тёркин-Тёркин» по А. Т. Твардовскому (1980) и др. Режиссёр раскрывал в этих своих работах вечные темы бытия, парадоксально соединяя психологическое «кружево» и острую театральность, изящество замысла с дерзким юмором, чувственным началом.
С начала 1980-х гг. вновь в Москве. Выстраивая авторский театр, исследуя природу человека, метафизику любви-ненависти, создал новаторские спектакли, в которых обратился к фарсу, трагическому гротеску, лирической клоунаде, в Театре имени Вл. Маяковского («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, 1985), в Государственном академическом театре имени Моссовета («Калигула» по А. Камю, 1990), в Российском государственном театре «Сатирикон» имени Аркадия Райкина («Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка, 1994; премия «Золотая маска», 1995).
С 1989 г. Фоменко сотрудничал также с Государственным академическим театром имени Евгения Вахтангова. Широкий резонанс получили спектакли: «Государь ты наш, батюшка» по драме «Детоубийца» Ф. Н. Горенштейна (1991), «Без вины виноватые» Островского – подлинная феерия, воспевающая поэзию и прозу театра, актёрское цеховое братство (1993, Государственная премия РФ за 1994, вручена в 1995; премия «Хрустальная Турандот», 1993; приз московской критики «Гвоздь сезона» за сезон 1992/1993), «Пиковая дама» по А. С. Пушкину (1996; премия «Хрустальная Турандот», 1996).
В 1981–2004 гг. преподавал в Российской академии театрального искусства – ГИТИС, профессор (с 1991), в 2001–2004 гг. заведующий кафедрой режиссуры драмы; в начале 2000-х гг. преподавал в Парижской консерватории.
Новый этап в жизни режиссёра связан с образованием Московского театра «Мастерская П. Н. Фоменко». С начала 1990-х гг. этот коллектив стал одним из самых значительных явлений российской культуры постсоветского периода. В нём воплотилась мечта Фоменко о «театре-доме» – союзе единомышленников, воспитанных в определённой традиции. Со временем труппа (в основном состоящая из четырёх поколений учеников Фоменко и двух выпусков стажёров) превратилась в уникальный театральный организм. Актёра «фоменковского» театра отличают интеллигентность, тончайший психологизм, пластическая и интонационная виртуозность, точность в передаче сценических ритмов. Среди знаменитых спектаклей «Мастерской П. Н. Фоменко»: «Волки и овцы» Островского (1992, поставлен в Российской академии театрального искусства – ГИТИС, позднее вошёл в репертуар «Мастерской П. Н. Фоменко»; премия «Хрустальная Турандот», 1993), «Таня-Таня» О. С. Мухиной (1996), «Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину (Международная премия Станиславского за сезон 1999/2000) и «Семейное счастие» по Л. Н. Толстому (оба – 2000), «Война и мир. Начало романа. Сцены» по Толстому (2001; премия «Золотая маска», 2002), «Безумная из Шайо» Жироду и «Египетские ночи» по Пушкину и В. Я. Брюсову (оба – 2002), «Три сестры» А. П. Чехова (2004; премия «Золотая маска», 2006).
Основанный на поэтическом преображении действительности, авторский «театр-праздник», «театр-утешение» Фоменко позднего периода стал сдержаннее, приобрёл черты внутреннего трагизма. Элегические мотивы соединялись с жёстким сарказмом, пронзительная исповедальность – с мрачным игровым началом [«Бесприданница» Островского (2008), «Триптих» по произведениям Пушкина (2009)].
Последняя работа – «Театральный роман» по М. А. Булгакову (2012, совместно с К. А. Пироговым; премия «Хрустальная Турандот», 2012) – стала своеобразным духовным завещанием режиссёра своим ученикам и настоящим гимном театру.
Работал в кино и на телевидении [«На всю оставшуюся жизнь» по повести «Спутники» В. Ф. Пановой (1975, 4 серии); «Почти смешная история» (1977), «Поездки на старом автомобиле» (в том числе участвовал в этой ленте как актёр, 1985)]. Поставил телеспектакли по произведениям Пушкина – «Пиковая дама» (1969, не сохранился; 1987), «Повести Белкина» [экранизировал повести «Выстрел» (1981), «Метель» (1984), «Гробовщик» (1990)], Толстого – «Семейное счастье» (1971) и «Детство. Отрочество. Юность: исповедь и мечтания Николая Иртеньева» (1973). Исполнил роль Песоцкого в картине «Чёрный монах» (1988, режиссёр И. В. Дыховичный).
Работал за рубежом (Польша, Австрия, Франция; в том числе в «Комеди Франсез» в 2003 поставил спектакль «Лес», в 2005 показан на Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова в Москве).
Фоменко посвящены документальные фильмы: «Фома. Поцелуй через стекло» (2007, режиссёр А. Е. Авилов), «Театральная летопись. Избранное. Пётр Фоменко» (2010, режиссёр О. В. Корвяков), «Семейное счастье Петра Фоменко» (2013, режиссёр Т. Д. Архипцова), «Пётр Фоменко. Начнём с того, кто кого любит» (2019, режиссёр А. В. Каллистова, Э. С. Яцкевич), «Тише. Идёт репетиция« (2022, режиссёр Е. Л. Якович).
Государственная премия РФ за создание Московского театра «Мастерская П. Н. Фоменко» (1997; вручена в 1998), Государственная премия РФ за создание спектаклей «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Война и мир. Начало романа. Сцены» (2001; вручена в 2002). Премия Президента РФ в области литературы и искусства за выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России (за 2003, вручена в 2004).
Международная премия Станиславского (за сезон 1995/1996; за сезон 1999/2000), премия имени Г. А. Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2001), премия «Триумф» (2001), премия «Чайка» (2002); премия Председателя Союза театральных деятелей РФ (за сезон 2002/2003), почётная премия «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства (2012).
Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й (1996), 3-й (2003), 2-й (2007) степени. Командор ордена Искусств и литературы (2005, Франция).