Александр II (российский император)
Алекса́ндр II [17(29).4.1818, Москва – 1(13).3.1881, Санкт-Петербург], российский император [с 18 февраля (2 марта) 1855; коронован 26 августа (7 сентября) 1856], почётный член Петербургской АН (1837). Из династии Романовых. Родоначальник княжеского рода Юрьевских. Сын императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны. Племянник императора Александра I, великих князей Константина Павловича и Михаила Павловича. Брат великих князей Константина Николаевича, Николая Николаевича, Михаила Николаевича. Муж [с 16(28) апреля 1841] императрицы Марии Александровны; морганатический супруг [с 6(18) июля 1880] светлейшей княгини Е. М. Юрьевской. Отец императора Александра III, великих князей Владимира Александровича, Сергея Александровича, Алексея Александровича, Павла Александровича.
Биография до 1855 г.
В 1824 г. воспитателем Александра Николаевича был назначен генерал-майор К. К. Мердер.
13(25) декабря 1825 г. в манифесте императора Николая I был провозглашён наследником престола [манифест официально датирован 12(24) декабря 1825]. После смерти великого князя Константина Павловича 29 августа (9 сентября) 1831 г. провозглашён цесаревичем.
Атаман всех казачьих войск Российской империи (1827–1855), командир всей гвардейской пехоты (1844–1849), командующий (с 1852 главнокомандующий) Гвардейским и Гренадерским корпусами (1849–1855), главный начальник военно-учебных заведений (1849–1860).
Получил основное образование на базе полного университетского курса в соответствии с планом В. А. Жуковского, разработанным в 1826 г. под руководством Николая I, рассчитанным на 12 лет и имевшим целью всестороннее умственное развитие и нравственное воспитание ребёнка. Главным воспитателем наследника в 1827–1833 гг. состоял генерал-лейтенант П. П. Ушаков. В 1826–1834 гг. военному делу Александра Николаевича обучал Мердер; русской истории и словесности – Жуковский; всеобщей истории и статистике – К. И. Арсеньев, математике – ординарный академик Э. Д. Коллинс, естественным наукам – ординарный академик К. Б. Триниус, Закону Божьему – профессор Санкт-Петербургской духовной академии Г. П. Павский; кроме того, в данный период Ф. И. Липман читал наследнику специальный курс «Введение в историю революции», посвящённый Французской революции 18 в.
В 1834–1837 гг. Александр Николаевич прослушал ряд специальных курсов: по законодательству (М. М. Сперанский), финансовому праву (Е. Ф. Канкрин), дипломатии (Ф. И. Бруннов), военной политике России и стратегическим отношениям с соседними государствами (А. А. Жомини). Для завершения курса обучения совершил путешествия по России (1837) и за границу – в королевства Швецию, Данию, Ганновер, Пруссию, Баварию, Вюртемберг, герцогства Баден, Гессен-Дармштадт, Австрийскую империю, Папскую область, Неаполитанское королевство, Сардинское королевство, королевства Нидерланды, Великобритания и др. (1838–1839). В ходе этих путешествий посылал отцу подробные письма, которые фактически представляли собой краткие отчёты об увиденном и содержали оценку социальной и политической ситуации в духе взглядов отца.
22 апреля (4 мая) 1834 г. принёс присягу в качестве наследника престола. С этого времени отец постепенно приобщал его к государственным делам. Александр Николаевич был назначен присутствовать в Сенате (с 1834); член Синода (1835–1855), Государственного совета (с 1841; присутствовал с 1839), Комитета финансов (с 1841), Комитета министров (с 1842; принимал участие в заседаниях без права голоса с 1840), Кавказского комитета (1842–1855). Член комитета по сооружению постоянного моста через Неву (1841–1842). Председатель Комитета по строительству Николаевской железной дороги (1842–1851). В 1842–1845 гг. во время отъездов отца из Санкт-Петербурга на Александра Николаевича возлагалась обязанность решения текущих дел по Государственному совету, Комитету министров и министерствам.
В 1846 и 1848 гг. возглавлял Секретные комитеты по крестьянскому вопросу, посвящённые соответственно рассмотрению записки товарища министра уделов Л. А. Перовского «Об уничтожении крепостного состояния в России» и решению вопроса о существовании института дворовых людей. При обсуждении этих вопросов занимал крайне консервативную позицию, считая необходимым сохранение крепостного права.
Во время революций 1848–1849 гг. в Европе выступал сторонником ужесточения цензуры, поддержал учреждение «Бутурлинского комитета».
Участвовал в работе особого Амурского комитета (1849–1855), который рассматривал деятельность Амурской экспедиции 1849–1855 гг. Настаивал на сохранении российского военного присутствия в устье реки Амур.
Во время поездки на Кавказ в 1850 г. участвовал в стычке с горцами в ходе Кавказской войны 1817–1864 гг. (за проявленную храбрость награждён орденом Святого Георгия 4-й степени). В 1854 г. в условиях Крымской войны 1853–1856 гг. руководил формированием Резервного гвардейского корпуса.
Личность, политические взгляды и ближайшее окружение
По свидетельствам современников, отличался «добрым, горячим, человеколюбивым сердцем» (Тютчева. 2002. С. 29), «мягкостью и деликатностью» (Игнатьев. 1999. С. 69), умением располагать к себе. Рассказывая в мемуарах о коронации Александра II, фрейлина императрицы Марии Александровны Е. А. Нарышкина вспоминала: «…его прекрасная фигура исполнена спокойного величия, и, взирая на него, мы чувствуем умиление» (Нарышкина. 2023. С. 81, 500). В то же время, по оценке другой фрейлины императрицы – А. Ф. Тютчевой, стремился, подражая отцу, на публике «принимать торжественный и величественный вид», что «производило впечатление неудачной маски» (Тютчева. 2002. С. 29–30).
Во время путешествий по России и европейским странам значительное внимание уделял живописи, архитектуре, музеям и т. д. Однако любимыми его занятиями на протяжении всей жизни оставались охота, пешие и конные прогулки, игра в карты и, под влиянием отца, военное дело, особенно такие его стороны, как строевая подготовка и обмундирование войск. Уже будучи императором, значительное время уделял участию в манёврах российской армии, разработке формы различных войсковых частей и отбору рекрутов и новобранцев для подразделений гвардии.
Отличался глубоким патриотизмом, считал, что Россия должна быть одной из самых могущественных военных держав в Европе. 17(29) октября 1838 г., находясь в путешествии по Европе, писал отцу: «…нам нечего гордиться, но право, по совести надо бы признаться, что мы прочих перещеголяем, и стыдно, если бы иначе было, не так ли, милый Папа?» (Переписка цесаревича Александра Николаевича. 2008. С. 127). Под влиянием Николая I в целом придерживался консервативных взглядов, выступал убеждённым сторонником неограниченного самодержавия и противником европейского революционного движения. В письмах, отправленных отцу в период путешествия по России в 1837 г., требовал ужесточения ограничительных мер против старообрядцев, наказаний для беглых каторжников, бунтовавших казаков и удельных крестьян. В письме императору от 20 июня (2 июля) 1838 г. положительно отзывался о короле Дании Фредерике VI: «Несмотря на 70 лет он перед войсками верхом молодцом, и держит их в руках, равно и народ, не так, как в Швеции» (Переписка цесаревича Александра Николаевича. 2008. С. 47). В то же время проявлял сочувствие к осуждённым за политические преступления и стремился к улучшению их участи: во время поездки по России ходатайствовал перед Николаем I о смягчении наказаний для ряда декабристов (М. А. Нарышкина, А. Е. фон Розена, М. А. Фонвизина, И. Д. Якушкина и др.) и А. И. Герцена; в результате император удовлетворил ряд этих ходатайств (в отношении Розена, Нарышкина, Герцена и др.).
Поддерживал тёплые и доверительные отношения с отцом – императором Николаем I, который в то же время осуществлял жёсткий контроль над всеми сторонами жизни сына (включая здоровье и личную жизнь) и во многом повлиял на формирование его личности. Во время правления назначал своих братьев (Константина Николаевича, Николая Николаевича Старшего, Михаила Николаевича) на значимые государственные и военные должности.
По свидетельству ряда современников (А. И. Дельвига, Д. А. Милютина, А. А. Половцова), под влиянием жены и княжны Е. М. Долгоруковой в обход закона оказывал материальную поддержку ряду лиц: распоряжался о выдаче железнодорожных концессий (князю Г. Г. Гагарину и др.) или казённых заказов (заводам С. И. Мальцова и др.), что способствовало развитию коррупции в высшем эшелоне аппарата управления (Милютин. 2008. С. 130; Половцов. Т. 1. 2023. С. 536, 583).
Сохранял дружеские отношения с лицами, состоявшими при нём в бытность его наследником, – В. И. Назимовым, А. В. Паткулем, А. В. Адлербергом, князем А. И. Барятинским, а также начальником Штаба Его Императорского Величества главного начальника военно-учебных заведений Я. И. Ростовцевым. Часть из них (Назимов, Ростовцев, Адлерберг) сыграла значительную роль в государственных делах и придворной жизни в годы его правления.
Предоставлял министрам и главноуправляющим практически полную самостоятельность, требуя представления и реализации определённой программы действий в сфере возглавляемого ими ведомства. Старался согласовывать межведомственные противоречия. Практически не вмешивался в повседневное руководство рядом министерств и главных управлений, проявляя особый интерес к военной сфере, внешней политике и крестьянскому вопросу. В то же время опасался самостоятельной консолидации руководителей ведомств и старался не допустить появления поста первого министра, считая, что тот заменил бы его самого. Настороженно относился к руководителям различных ведомств, опасаясь подпасть под их влияние. Однако в разные годы оказывал особенное доверие ряду высших государственных сановников (Я. И. Ростовцев, граф П. А. Шувалов, граф Д. А. Милютин, граф М. Т. Лорис-Меликов), которые от его имени провозглашали или реализовывали программу, общую для правительственного аппарата.
Под влиянием неудач во внутренней и внешней политике, перенесённых покушений характер императора значительно изменился. По свидетельству Е. А. Нарышкиной, «он казался беспокойным и раздраженным, и во взгляде его, прежде светившемся привычной добротой, теперь появилось мрачное и недоверчивое выражение» (Нарышкина. 2023. С. 276).
Восшествие на престол. Первые шаги
Вступил на престол в разгар Крымской войны 1853–1856 гг. 19 февраля (3 марта) 1855 г., выступая на заседании Государственного совета, заявил о себе как о продолжателе «желаний и видов» Петра I, Екатерины II, Александра I и «незабвенного нашего родителя» (цит. по: Захарова. 1993. С. 177).
Первоначально намеревался продолжать войну, после завершения Севастопольской обороны 1854–1855 гг. лично посетил для осмотра укреплений Николаев, Одессу, Очаков и др. Однако у России не было союзников, а попытка ведения сепаратных переговоров с Французской империей через зятя российского министра иностранных дел графа К. В. Нессельроде – саксонского поверенного в делах в Брюсселе А. Л. фон Зеебаха – стала известна австрийской дипломатии, в результате чего Австрийская империя предъявила Российской империи ультиматум. В итоге страна оказалась перед угрозой войны с Австрией, что в перспективе могло вызвать расширение враждебной России коалиции (за счёт Швеции и других государств). Кроме того, ведение боевых действий осложнялось острым финансовым кризисом (в 1856 государственный долг страны достиг 307 млн руб.). В этой ситуации ряд высших сановников (кавказский наместник светлейший князь М. С. Воронцов, военный министр князь В. А. Долгоруков, министр государственных имуществ граф П. Д. Киселёв и др.) высказались за заключение мира, что побудило императора официально принять 4(16) января 1856 г. австрийский ультиматум о немедленном начале мирных переговоров, по итогам которых был заключён Парижский мир 1856 г.
В 1855–1857 гг. получил от близких ко двору лиц ряд проектов преобразований (наиболее известные – записка тайного советника М. П. Позена о создании правительства, объединённого программой, и об освобождении крестьян без земли; адресованные императору письма публицистического содержания М. П. Погодина, предлагавшего сделать «гласность» принципом государственной политики и провести серию реформ в крестьянском вопросе, сфере государственного управления, экономики и т. д.). Настроения, критические по отношению к власти, подпитывались выходом и распространением изданий «Вольной русской типографии» А. И. Герцена, основанной в 1853 г. в Лондоне: газеты «Колокол», альманахов «Полярная звезда» и «Голоса из России» (с их содержанием знакомился и сам император).
В результате Александр II приступил к ряду преобразований. В 1855–1856 гг. были отправлены в отставку или смещены с занимаемых постов многие видные сановники эпохи правления Николая I: управляющий Морским министерством светлейший князь А. С. Меншиков, министр внутренних дел Д. Г. Бибиков, главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий граф П. А. Клейнмихель, управляющий Министерством иностранных дел граф К. В. Нессельроде , военный министр князь В. А. Долгоруков, министр государственных имуществ граф П. Д. Киселёв и др. В декабре 1855 г. государь упразднил «Бутурлинский комитет» по докладу его председателя барона М. А. Корфа. В манифесте от 19(31) марта 1856 г. по случаю заключения Парижского мира император сделал осторожные намёки на возможность реформ: «…правда и милость да царствуют в судах…, да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности, и каждый под сенью законов, для всех равно справедливых, всем равно покровительствующих, да наслаждается в мире плодами трудов невинных…» (Полное собрание законов Российской империи. Собр. 2-е. Т. 31, отд. 1. Санкт-Петербург, 1857. № 30273). В 1856 г. отменил ограничения на приём студентов в университеты и на преподавание в них ряда дисциплин (политической экономии, философии и др.), введённые в 1848 г., разрешил свободную выдачу заграничных паспортов, создание акционерных обществ и компаний и т. д. По случаю коронации амнистировал декабристов, участников Польского восстания 1830–1831 гг., петрашевцев, списал недоимки с крестьян, в 1856–1859 гг. не производил рекрутских наборов.
Уже в ходе Крымской войны Александр II приступил к реформированию армии. По его приказу в июле 1855 г. была образована Комиссия для улучшения по военной части, которая обозначила необходимость ряда преобразований: реформы строевых уставов, улучшения вооружения и материально-технического обеспечения войск, усовершенствования системы аттестации офицеров и др. В то же время государь учитывал необходимость сокращения бюджета Военного ведомства. В связи с этим Н. О. Сухозанет, занимавший пост военного министра в 1856–1861 гг., произвёл сокращение численности армии (с 2,2 млн до 1,5 млн человек). В 1857 г. были упразднены военные поселения, в 1856–1858 гг. – институт кантонистов.
Для обеспечения большего единства механизма государственного управления Александр II создал в 1857 г. совещательный Совет министров под своим председательством, не имевший до 1861 г. чёткого регламента для регулирования его деятельности. Для обеспечения дальнейшей координации бюрократического аппарата в 1861 г. законодательно оформил существование Совета министров в качестве совещательного органа под председательством императора. При этом решительно отклонил предложение министра внутренних дел П. А. Валуева о расширении компетенции Комитета министров и освобождения его председателя от должности председателя Государственного совета, усматривая в этом шаг к созданию полноценного правительственного органа, возглавляемого премьер-министром: «Учреждение первого министра я никогда не допущу. Председательствование в Комитете министров должно оставаться на прежнем основании, а в Совете министров председатель – Я» (Судьбы России. 2007. С. 137).
Масштабность стоявших перед страной проблем, необходимость возвращения ей статуса великой державы обусловили переход Александра II к более значительным преобразованиям, получившим у современников название Великих реформ. В резолюции на программной записке министра внутренних дел П. А. Валуева 1861 г. император так выразил цели реформ: «Прежде всего я желаю, чтобы правительственная власть была властью и не допускала никаких послаблений, и чтобы всякий исполнял свято лежащую на нем обязанность. Второе же: стремиться к постепенному исправлению тех недостатков в нашей администрации, которые все чувствуют, но при том не касаясь коренных основ монархического и самодержавного правительства» (Судьбы России. 2007. С. 135). Будучи консерватором по политическим убеждениям, император использовал при проведении реформ идеи «либеральных бюрократов», которые стремились применить административный аппарат самодержавия для проведения преобразований в духе либеральной политической программы. «Либеральным бюрократам» покровительствовали брат Александра II великий князь Константин Николаевич и вдова его дяди – великого князя Михаила Павловича – великая княгиня Елена Павловна. Главными представителями этой группы чиновников были братья Д. А. Милютин и Н. А. Милютин, А. В. Головнин, М. Х. Рейтерн, А. П. Заблоцкий-Десятовский и др.
Внутренняя политика
Отмена крепостного права
Самой масштабной из Великих реформ стала крестьянская реформа 1861 г., обусловленная рядом социально-экономических и политических причин.
Впервые Александр II заявил о необходимости приступить к разрешению крестьянского вопроса в речи перед представителями дворянства Московской губернии 30 марта (11 апреля) 1856 г.: «Я убеждён, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу» (Конец крепостничества. 1994. С. 85). Однако сколько-нибудь чёткой программы действий император не имел и планировал предоставить инициативу самому дворянству. В августе/сентябре 1856 г. с ведома государя министр внутренних дел С. С. Ланской и его товарищ А. И. Лёвшин вели с предводителями дворянства, приехавшими на коронацию в Москву, переговоры по поводу возможности выражения дворянами желания изменить положение своих крепостных, которые ни к чему не привели; исключение составили только предводители Виленской, Гродненской и Ковенской губерний, поскольку местные дворяне опасались введения инвентарных правил на невыгодных для них условиях и готовы были предлагать свои варианты урегулирования отношений с крестьянами. В результате Александр II поручил генерал-губернатору этих губерний В. И. Назимову приступить к совещаниям с предводителями дворянства о возможных изменениях в положении крепостных. После этого император предписал руководству МВД подготовить проект освобождения помещичьих крестьян в масштабах всей России и 29 октября (10 ноября) 1856 г. одобрил подготовленный Ланским и Лёвшиным доклад, в котором излагался план постепенного проведения реформы с предоставлением бывшим крепостным земли не в собственность, а в держание.
В январе 1857 г. «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян» император учредил Секретный комитет под председательством князя А. Ф. Орлова. 18(30) августа одобрил программу постепенного освобождения крепостных без гарантии наделения их землёй, разработанную комитетом. Однако впоследствии под влиянием бесед с В. И. Назимовым, прусским экономистом А. фон Гакстгаузеном, великой княгиней Еленой Павловной и графом П. Д. Киселёвым, произошедших во время путешествия императора в Европу осенью 1857 г., Александр II пришёл к выводу о необходимости скорейшей отмены крепостного права. В ноябре того же года, под влиянием донесения Назимова, доложившего о желании дворянства вверенных ему губерний приступить к выработке новых условий взаимоотношений с крестьянами, настоял на разработке Секретным комитетом текста рескрипта генерал-губернатору Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. В нём впервые публично излагалась правительственная программа отмены крепостного права: личное освобождение крестьян, выкуп усадебной земли, предоставление им полевой земли за исполнение повинностей перед помещиком), а на дворянство указанных губерний фактически возлагалась обязанность участвовать в разработке конкретных условий крестьянской реформы (впоследствии адресовал рескрипты аналогичного содержания губернаторам остальных губерний Европейской России). В феврале 1858 г. распорядился о преобразовании Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу, окончательно придав гласность процессу подготовки реформы.
Первоначально под влиянием своего друга – начальника Главного штаба Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям Я. И. Ростовцева – и М. П. Позена был против выработки единых условий освобождения крестьян в масштабах всей России, утвердив 21 апреля (3 мая) 1858 г. программу занятий губернских комитетов по крестьянскому делу, в которой чётко говорилось о передаче этого вопроса комитетам, что в перспективе означало получение большей частью бывших крепостных только усадебной земли. Для эффективного проведения этой меры в жизнь планировал разделить Европейскую Россию на несколько военных генерал-губернаторств, главы которых были бы наделены самыми широкими полномочиями. Однако под воздействием крестьянских волнений в Эстляндской губернии в мае 1858 г., донесений Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии о настроениях крестьян Европейской России, позиции либеральной и радикальной российской прессы (включая газету «Колокол», издававшуюся А. И. Герценом), уговоров поменявшего точку зрения Я. И. Ростовцева пришёл к выводу о нежелательности предоставления дворянству самостоятельной выработки условий реформы в рамках каждой губернии. Под влиянием же собственных впечатлений в ходе посещения ряда губерний (Московской, Тверской, Калужской, Рязанской, Тульской, Смоленской и др.) убедился в повсеместном сохранении порядка и в ненадобности введения военных генерал-губернаторов. В письме брату, великому князю Константину Николаевичу, император так излагал свои впечатления от поездки: «Путешествием нашим мы доселе чрезвычайно довольны... Из всего, что я слышу, народ везде покоен и послушен, а Дворянство, я надеюсь, после того, что оно от меня самого слышало, примется за дело с усердием, – так что с Божьею помощью можно надеяться, что все пойдет хорошо» (Переписка императора Александра II и великого князя Константина Николаевича. 1992. С. 166–167). В результате 4(16) декабря 1858 г. утвердил новую программу занятий губернских комитетов, разработанную в МВД (прежде всего Н. А. Милютиным), в которой провозглашался принцип единообразной подготовки реформы в масштабах всей России.
В 1859 г. для обобщения проектов отмены крепостного права, выработанных дворянскими губернскими комитетами по крестьянскому делу, и создания общего закона учредил Редакционные комиссии во главе с Я. И. Ростовцевым, которые через него были подчинены лично государю. Допустил гласность работы комиссий (в том числе рассылку материалов в ведомства, губернаторам и губернским предводителям дворянства), при этом запретил публикацию сведений о разногласиях между их членами. Фактически одобрил проект реформы, выработанный Редакционными комиссиями, в котором предполагалось при освобождении наделить крестьян полевой землёй за выкуп. Столкнувшись с его критикой со стороны привлечённых им к обсуждению депутатов губернских дворянских комитетов, Александр II осенью 1859 г. решительно отклонил претензии депутатов. В 1860 г. при обсуждении проекта в Главном комитете он потребовал, чтобы законодательные акты были приняты к очередной годовщине его царствования. Под нажимом самого Александра II и великого князя Константина Николаевича, ставшего в 1860 г. председателем Главного комитета, проект с определёнными поправками (в основном касавшимися увеличения повинностей и сокращения размеров крестьянских наделов) был утверждён в Главном комитете, а затем в Государственном совете. 19 февраля (3 марта) 1861 г. подписал манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», согласно которым крестьяне получали личную и имущественную свободу. Вскоре Александр II в письме к прусскому королю Вильгельму I писал: «У меня сознание, что я выполнил великий долг» (Письмо императора Александра II к королю Вильгельму Прусскому // Голос минувшего. 1917. № 5/6. С. 81).
Продолжение реформаторской политики
В апреле/мае 1861 г. для успокоения дворянства, недовольного условиями реформы, отправил Н. А. Милютина и С. С. Ланского в отставку; министром внутренних дел был назначен П. А. Валуев, придерживавшийся более консервативных взглядов.
Проведение крестьянской реформы вызвало необходимость приспособления к новым социально-экономическим условиям системы местного управления, судоустройства, финансов, военной сферы и др., что, в свою очередь, ускорило проведение судебной и военной реформ, необходимость которых осознавал ещё Николай I. В связи с этим Александр II назначил на ряд руководящих постов либеральных сановников: Д. А. Милютина (с мая 1861 управляющий Военным министерством, с ноября того же года военный министр), Д. Н. Замятнина (с октября/ноября 1862 управляющий Министерством юстиции, с января 1864 министр юстиции), М. Х. Рейтерна (с января 1862 управляющий Министерством, с декабря министр финансов), А. В. Головнина (с декабря 1862 министр народного просвещения), В. А. Татаринова (с января 1863 возглавил Государственный контроль).
По распоряжению Александра II наряду с крестьянской реформой с марта/апреля 1859 г. под руководством Н. А. Милютина в МВД готовилась реформа местного управления, включавшая преобразование полиции и введение органов управления – земств. После отставки Милютина контроль над разработкой земской реформы перешёл в ведение П. А. Валуева, который внёс в существовавший проект ряд консервативных поправок (земства предполагалось исключить из системы административного управления и сделать их органами самоуправления; при их формировании должно было быть усилено представительство дворянства). Однако в ходе дальнейшей подготовки реформы представительство дворянства в органах самоуправления было сокращено. Руководствуясь этими основаниями, Александр II утвердил Земское положение 1864 г., по которому на губернском и уездном уровнях создавалось местное самоуправление на началах выборности и всесословности (при руководящей роли землевладельцев-дворян).
В 1870 г. Александр II утвердил Городовое положение, по которому вводились новые всесословные выборные органы городского самоуправления – городские думы и городские управы.
Расстройство финансовой системы страны после Крымской войны потребовало проведения серии финансовых реформ в 1860-х гг. В их подготовке видную роль сыграли М. Х. Рейтерн и В. А. Татаринов. В 1860 г. «для оживления торговых оборотов и упрочения денежной и кредитной системы» Александр II учредил Государственный банк, послуживший важнейшим инструментом реформирования общественно-экономического строя (в том числе выкупной операции); прежние кредитные учреждения (Государственный заёмный и Государственный коммерческий банки, Сохранная казна и Приказы общественного призрения) упразднялись. В 1861 г. Александр II отменил систему винных откупов, вызывавшую недовольство населения, вместо которой с 1863 г. вводилась акцизная система. По закону 1862 г. единственным распорядителем всех доходов и расходов казны стало Министерство финансов, а смета государственного бюджета отныне стала ежегодно проходить через Государственный совет. В 1863 г. по инициативе М. Х. Рейтерна подушная подать для мещан была заменена налогом на городскую недвижимость. Проводимая под его руководством политика в экономической (форсирование экспорта, расширение импорта, строительство железных дорог и рельсовых заводов и др.) и социальной (создание предпринимательских организаций для представительства своих интересов и др.) сферах способствовала развитию частной инициативы и предпринимательства. В 1860–1870-х гг. сложилась система акционерных банков – коммерческих (первый – Петербургский частный, учреждён в 1864) и ипотечных (первый – Харьковский земельный, учреждён в 1871), других учреждений коммерческого и долгосрочного земельного кредита. В царствование Александра II развернулось частное железнодорожное строительство, развитие которого сопровождалось многочисленными злоупотреблениями.
Плохо разбирался в судоустройстве и судопроизводстве, однако считал проведение реформы этих сфер необходимым из-за чувства долга перед отцом, который мечтал реформировать российские суды, и в силу убеждения в неизбежности последовательной политики в данном вопросе. В 1862 г. по поручению Александра II комиссией под председательством государственного секретаря В. П. Буткова, в состав которой входил ряд либерально настроенных юристов (С. И. Зарудный, Н. И. Стояновский и др.), был подготовлен проект преобразования судоустройства и судопроизводства, составивший основу судебной реформы 1864 г. В результате неё в России впервые введён всесословный независимый суд, установлены несменяемость судей и судебных следователей, состязательность и гласность судебного процесса с участием адвоката (присяжного поверенного), появился институт присяжных заседателей, институт кассации. Одновременно с подготовкой судебной реформы по изданному Александром II в апреле 1863 г. закону были отменены телесные наказания для городских податных сословий.
В июне 1863 г. утвердил новый университетский устав, предоставлявший университетам широкую автономию. По Положению 1864 г. о народных начальных училищах разрешил открывать начальные школы частным лицам и органам местного самоуправления. Согласно Уставу гимназий и прогимназий 1864 г., создавались 2 вида гимназий – классические (процесс преподавания в них строился на основе углублённого изучения древних языков в расчёте подготовки воспитанников к поступлению в университет) и реальные (акцент делался на преподавании новых языков и естествознания, а также подготовке к поступлению в специальные учебные заведения); также допускалась возможность открытия прогимназий – средних учебных заведений с неполным курсом обучения. Александр II способствовал развитию женского образования: в 1858 г. допустил создание т. н. училищ для приходящих девиц при Ведомстве учреждений императрицы Марии, в 1862 г. преобразованных в гимназии и прогимназии (с 1870 стали создаваться в ведении Министерства народного просвещения). Поддержал идею развития высшего женского образования в России, разрешив создание частных женских курсов; были открыты курсы Герье в Москве (1872), Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге (1878) и др.
Остро реагировал на критические отзывы печати на проводимые им меры, в то же время рассматривал прессу как важный источник информации, регулярно знакомился с выпусками ведущих периодических изданий и считал важнейшей задачей создание правовой базы для их регулирования. В 1863 г. передал цензуру в ведение Министерства внутренних дел. Утвердил Временные правила о печати 1865 г., по которым отменялась предварительная цензура для книг и некоторых периодических изданий в Москве и Санкт-Петербурге.
В январе 1862 г. одобрил доклад военного министра Д. А. Милютина, содержавший программу преобразований армии, что открыло путь к проведению военных реформ 1860–1870-х гг. Они охватили все сферы военного дела: были сокращены сроки службы (до 10 лет), создана военно-окружная система управления (1864), усилилась роль военного министра как руководителя Военного ведомства; кадетские корпуса преобразованы в военные гимназии, учреждены военные училища, ликвидированы корпуса (кроме Гвардейского), а основным структурным подразделением армии стала дивизия; проводилось перевооружение армии (полностью завершилось только после смерти государя) и др. К началу 1870-х гг. под влиянием противников реформ Милютина (генерал-фельдмаршала князя А. И. Барятинского, генерал-майора Р. А. Фадеева и др.) Александр II стал сомневаться в эффективности проводимых преобразований. В 1870 г. он одобрил программу реорганизации армии и усиления её личного состава, выдвинутую военным министром ввиду усиления Пруссии и роста угрозы европейской войны. Однако на совещаниях, состоявшихся в феврале 1873 г., созванных по инициативе Милютина для одобрения разработанных преобразований, поддержал критику в адрес военного министра и только в результате аргументированных возражений Милютина изменил своё мнение и в целом поддержал предложенные им меры. Последовательно поддерживал введение всесословной воинской повинности, однако неодобрительно относился к идее демократизации армии; перед обсуждением проекта реформы в Государственном совете заявил Милютину и брату – великому князю Константину Николаевичу: «Есть сильная оппозиция новому закону; многие видят в нем демократизацию армии… Вы сами знаете, кто ваши противники; а более всех кричат бабы…» (Милютин. 2008. С. 57). Однако в конечном счёте император полностью утвердил проект, что в перспективе позволило России иметь относительно небольшую армию в мирное время.
Выступал категорическим противником идеи создания всероссийского представительного органа, обозначив свою позицию в беседе с прусским посланником в России О. фон Бисмарком: «Во всей стране народ видит в монархе посланника Бога, отеческого и всевластного господина… Глубокое уважение, которое русский народ издревле, в силу прирожденного чувства, окружает трон своего царя, невозможно устранить, и я без всякой компенсации сократил бы авторитарность правительства, если бы хотел ввести туда представителей дворянства или нации» (цит. по: Захарова. 2011. С. 643). В связи с этим отклонил в 1863 г. проект создания палаты государственных гласных при Государственном совете, выдвинутый министром внутренних дел П. А. Валуевым, а в 1866 г. – проект создания совещательных собраний при Государственном совете, разработанный великим князем Константином Николаевичем. Ещё более развёрнуто император выразил своё мнение по вопросу введения представительства в 1872 г. в беседе с предводителем дворянства Санкт-Петербургской губернии графом А. П. Шуваловым (из рода Шуваловых): «Да неужели ты думаешь, что я меньше тебя желаю для России свободных представительных учреждений. Я только считаю их в настоящее время невозможными, потому что взаимные отношения различных сословий еще не установились, потому враждебность различных населений нашего отечества при народном представительстве легко могла бы угрожать единству и целости государства» (Половцов. Т. 1. 2023. С. 558).
Проведение Великих реформ способствовало модернизации российского общества, формированию интеллигенции, становлению капиталистических отношений в экономике. В то же время ряд реформ был проведён непоследовательно и требовал доработки. Возросла политизированность общественности, возникло революционное движение, проходившие под влиянием народничества.
Политика на окраинах
Проводил дифференцированную региональную политику, зависевшую от ситуации в конкретной местности империи.
В начале царствования был склонен смягчить административно-полицейский режим в Царстве Польском и поддержать программу преобразований, выдвинутых умеренной частью польского национального движения (учреждение Государственного совета Царства Польского, системы губернских и уездных советов – органов местного самоуправления, введение польского языка в школах и административных органах, назначение либерально настроенного великого князя Константина Николаевича наместником Царства и т. д.). Данная политика способствовала дальнейшему обострению кризиса в регионе и началу Польского восстания 1863–1864 гг., которое император решительно подавил. После этого провёл крестьянскую реформу в Царстве Польском 1864 г., в ходе которой крестьяне стали полными собственниками земли. Впоследствии ликвидировал в Царстве Польском местные административные и судебные учреждения и заменил их общероссийскими. В 1874 г. после смерти наместника Царства Польского генерал-фельдмаршала графа Ф. Ф. Берга упразднил должность наместника и сделал главой администрации Царства варшавского генерал-губернатора.
В Северо-Западном крае (Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской, Минской, Могилёвской губерниях) после восстания 1863–1864 гг. полностью поддержал комплекс мер, проводимых в жизнь генерал-губернатором М. Н. Муравьёвым: улучшение положения местных крестьян за счёт шляхты, причастной к восстанию, привлечение русских чиновников в администрацию края, закрытие ряда католических монастырей и организаций, закрытие польских гимназий и массовое открытие школ с преподаванием на русском языке и т. д.
Политика Александра II в Великом княжестве Финляндском была направлена на расширение самоуправления княжества и достижение баланса в отношениях между шведской и финской частями населения. В 1863 г. император восстановил сейм, ввёл финский язык в официальное делопроизводство, а в 1876–1878 гг. одобрил создание финляндской армии.
В Прибалтике в целом сохранил широкие привилегии местного дворянства в сфере самоуправления, что вызывало недовольство «либеральных бюрократов» (Д. А. и Н. А. Милютиных и др.) и ряда российских публицистов (Ю. Ф. Самарина и др.).
Изменил политику по отношению к населению Российской империи, придерживавшемуся иудейского вероисповедания и жившему в основном в пределах черты оседлости. В 1859 г. право повсеместного проживания в стране было даровано иудеям – купцам 1-й гильдии, в 1861 г. – лицам иудейского исповедования, получившим высшее образование, в 1865 и 1879 гг. – ремесленникам и лицам, имевшим специальности врачей, фельдшеров, аптекарей, механиков, винокуров, пивоваров.
В 1856 г. вопреки мнению большинства членов Кавказского комитета поддержал план решительного наступления на имамат Шамиля, разработанный командующим Отдельным Кавказским корпусом А. И. Барятинским и начальником его штаба Д. А. Милютиным. Это позволило успешно завершить Кавказскую войну 1817–1864 гг. и окончательно присоединить к Российской империи Северный Кавказ. Александр II ввёл в регионе на низовом уровне систему военно-народного управления, а в регионах, где это было возможно, – губернские учреждения по образцу Европейской России.
Колебания между охранительным и реформаторским курсом (середина 1860-х – 1870-е гг.)
Во внутренней политике с середины 1860-х гг. усилились консервативные тенденции, ставшие особенно ощутимыми после первого покушения на императора, осуществлённого 4(16) апреля 1866 г. членом подпольного кружка ишутинцев Д. В. Каракозовым. В результате был принят ряд мер, направленных на борьбу с революционным движением и усиление порядка. Были образованы Следственная комиссия во главе с графом М. Н. Муравьёвым для розыска причастных к покушению на императора и Особая комиссия из членов Комитета министров под председательством князя П. П. Гагарина, обсуждавшая важнейшие меры по борьбе с революционным движением. Должность санкт-петербургского генерал-губернатора была упразднена, а контроль над столицей в полицейском отношении был возложен на санкт-петербургского обер-полицеймейстера, которым был назначен генерал-майор Свиты Ф. Ф. Трепов, отличившийся при подавлении Польского восстания 1863–1864 гг.; Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии возглавил граф П. А. Шувалов, декларировавший введение решительных мер по борьбе с беспорядками. 13(25) мая того же года император подписал рескрипт на имя председателя Комитета министров князя П. П. Гагарина, в котором главными целями внутренней политики провозглашались укрепление доверия общества к правительству и борьба с революционным движением. Однако последовательного перехода к консервативному курсу не произошло. Предложения графа П. А. Шувалова, выдвинутые на заседаниях Особой комиссии князя Гагарина, направленные на пересмотр итогов реформ 1860-х гг. (упразднение Главного комитета об устройстве сельского состояния, изменение Земского положения 1864 и др.), вызвали противодействие других членов и не были одобрены государем. В сентябре 1866 г. Александр II одобрил записку министра финансов М. Х. Рейтерна, в которой выдвигалась программа экономических преобразований, продолжавших реформы 1860-х гг., в частности ускоренного строительства железных дорог и подготовки восстановления размена бумажных денег на металлические, что стимулировало бы рост торговли и промышленности. В то же время император отклонил переданную Д. А. Милютиным записку К. Д. Кавелина «О нигилизме и борьбе с ним», в которой содержался призыв продолжать реформы, несмотря на решительную борьбу с революционным движением.
Со 2-й половины 1860-х гг. всё чаще прислушивался к голосам консервативно настроенных сановников (в первую очередь – Шувалова), в результате чего у либеральных министров складывалось впечатление, будто император разочаровался в итогах проведённых им реформ и утратил к ним интерес. Как вспоминал Д. А. Милютин, «сам Государь, сам царь-освободитель усомнился в благих результатах собственных своих славных деяний» (Милютин. 2005. С. 242). Однако на самом деле в этот период продолжалось проведение реформ, сопровождавшееся некоторой корректировкой мер, принятых ранее. В 1867 г. были расширены прерогативы губернаторов по контролю над земскими собраниями (в частности – в деле контроля действий земств по обложению налогами недвижимости и предприятий). В 1871–1872 гг. реальные гимназии по предложению министра народного просвещения графа Д. А. Толстого были преобразованы в реальные училища, а их выпускники потеряли право поступления в университеты; было увеличено количество уроков древних языков. В 1872 г. Александр II учредил Особое присутствие Правительствующего Сената для рассмотрения дел по политическим преступлениям, что не было предусмотрено судебной реформой 1864 г. В то же время наблюдались призывы к консервативному повороту во внутренней политике, инициаторами чего выступали граф П. А. Шувалов, граф Д. А. Толстой и министр юстиции граф К. И. фон дер Пален, что не выходило за пределы деклараций. В 1873 г. по инициативе Шувалова император распорядился передать надзор за школьным делом в уездах предводителям дворянства, что фактически не было реализовано из-за сопротивления Толстого. Регулярно докладывая монарху о росте революционного движения, Шувалов сумел добиться усиления роли руководителя Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в политической жизни страны и претендовал на роль неформального лидера правительства. Однако отсутствие у графа внятной политической программы (он считал необходимым разрушение общины и повышение роли дворянства в общественно-политической жизни страны) и спаянной группировки единомышленников в Совете министров, а также личный конфликт с императором (из-за амбиций Шувалова и его негативного отношения к княжне Долгоруковой) привели к тому, что в июле/августе 1874 г. он был снят с поста и отправлен послом в Великобританию. Параллельно обострялись противоречия между отдельными ведомствами: Военным министерством и Министерством финансов, Военным министерством и Государственным контролем (по поводу расширения расходов на армию), Военным министерством и Министерством народного просвещения (из-за льгот по образованию для различных категорий лиц, поступавших на военную службу, а также ведомственной принадлежности Санкт-Петербургской медико-хирургической академии) и др., которые император не в состоянии был разрешить. В этой ситуации попытки приступить к разработке ключевых вопросов внутренней политики (деятельность комиссий Валуева по исследованию сельского хозяйства и по подготовке сводного законопроекта о наёмном труде и др.) не приводили к серьёзным результатам.
Борьба с революционным движением в 1870-х гг.
В середине 1870-х гг. власть столкнулась со значительным ростом революционного движения. По распоряжению Александра II вопрос о выработке мер по борьбе с ним неоднократно обсуждался в 1874–1879 гг. в Совете министров и Особых совещаниях (в апреле/мае 1875, апреле 1876, марте 1877 и апреле 1878 лично председательствовал на таких совещаниях), что в большинстве случаев не привело ни к каким практическим мерам. В результате не удалось остановить нарастание революционного движения, в частности – политического террора: 24 января (5 февраля) 1878 г. В. И. Засулич ранила санкт-петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, а в марте/апреле того же года оправдана судом присяжных. В апреле 1878 г. по итогам заседаний Совета министров под личным председательством императора было принято решение о передаче отдельных политических дел на рассмотрение военных судов. В июле 1878 г. последовало распоряжение об усилении полицейских и судебных органов. Однако террор продолжался: в августе 1878 г. С. М. Кравчинским был убит главный начальник Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии Н. В. Мезенцов, 15(27) февраля 1879 г. Г. Д. Гольденбергом – харьковский генерал-губернатор князь Д. Н. Кропоткин (из рода Кропоткиных). 2(14) апреля 1879 г. А. К. Соловьёв, близкий к организации «Земля и воля», совершил покушение на самого Александра II. После этого в Европейской России было создано 3 временных генерал-губернаторства, главы которых наделялись чрезвычайными полномочиями в деле борьбы с революционным движением: Санкт-Петербургское, Одесское и Харьковское. Но и эта мера не остановила сторонников террора. В августе 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» вынес Александру II смертный приговор, а в ноябре были предприняты попытки взорвать императорский поезд под Александровском Екатеринославской губернии (ныне г. Запорожье) и Москвой. 5(17) февраля 1880 г. близкий к народовольцам С. Н. Халтурин устроил взрыв в Зимнем дворце.
Верховная распорядительная комиссия. Продолжение реформ
12(24) февраля 1880 г. учредил «в видах объединения действий всех властей по охранению государственного порядка и общественного спокойствия» Верховную распорядительную комиссию, председателем которой назначил графа М. Т. Лорис-Меликова, успешно боровшегося с революционным движением на посту временного харьковского генерал-губернатора (Итенберг. 2004. С. 401). 11(23) апреля полностью одобрил разработанную Лорис-Меликовым программу правительственной политики, включавшую как бескомпромиссную борьбу с революционерами (причём предлагалось «не смешивать с ними людей, виновных лишь в проступках, не имеющих прямого отношения к социально-революционным проявлениям»), так и проведение ряда реформ (создание единой полицейской службы, укрепление законности, «возвышение нравственного уровня духовенства», дарование прав старообрядцам, преобразование податной системы, местной администрации, урегулирование условий найма, содействие переселению малоземельных крестьян на пустующие земли, привлечение «дворянства, земства и городов» к участию в «таких вопросах, которые близко касаются местных нужд», изменения в системе образования (кадровые перестановки и др.), чтобы «восстановить утраченное учебным ведомством доверие всех сословий») (Итенберг. 2004. С. 439–440). Одобрил меры, выработанные Верховной распорядительной комиссией по борьбе с революционным движением: сосредоточение сыскной части в столице в секретном отделении санкт-петербургского градоначальника, расширение штатов столичной полиции, направление на места циркуляров с разъяснением, кого именно следует подвергать репрессиям, и т. д. В апреле 1880 г. отправил в отставку с поста министра народного просвещения графа Д. А. Толстого, чья деятельность вызывала всеобщее недовольство, а в июле обновил руководство Министерства финансов, назначив по представлению Лорис-Меликова либерального экономиста Н. Х. Бунге товарищем министра. 6(18) августа того же года по предложению Лорис-Меликова, изложенному в докладе от 26 июля (7 августа), упразднил Третье отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, повелев передать функции политического сыска образованному в составе МВД Департаменту государственной полиции, и Верховную распорядительную комиссию как чрезвычайный орган, выполнивший стоявшие перед ним задачи (Лорис-Меликов тогда же был назначен министром внутренних дел). В сентябре по предложению главы МВД назначил проведение сенаторских ревизий 9 губерний, в ходе которых производился сбор сведений для подготовки планировавшейся реформы местного самоуправления и изучения положения крестьян. В октябре/ноябре 1880 г. по ходатайству Лорис-Меликова назначил министром финансов А. А. Абазу, впоследствии утвердил разработанные им меры – отмену налога на соль (принята по инициативе Лорис-Меликова) и снижение пошлин на её импорт. В феврале/марте 1881 г. после обсуждения в Особом совещании одобрил разработанный министром внутренних дел план создания подготовительных комиссий (которые состояли бы из ревизующих сенаторов, представителей ведомств и экспертов) и общей комиссии (в её состав планировалось включить выборных представителей земств) для предварительной подготовки предстоявших реформ.
В результате мер, разработанных Лорис-Меликовым и одобренных Александром II, властям удалось к весне 1881 г. нанести серьёзный урон революционерам (практически весь Исполнительный комитет «Народной воли» был арестован), а либеральная общественность в целом поддержала действия администрации. Была также разработана перспективная программа предстоявших преобразований.
Внешняя политика
При проведении внешнеполитического курса стремился восстановить и поддержать статус Российской империи как великой державы и укрепить её границы. На всём протяжении своего правления предпочитал лично контролировать выработку решений в этой сфере. Ближайшим его помощником в 1856–1878 гг. являлся министр иностранных дел князь А. М. Горчаков, в 1878–1881 гг. – военный министр Д. А. Милютин.
Европейское направление
Главным направлением российской внешней политики при Александре II продолжало оставаться европейское. Основными задачами страны после поражения в Крымской войне 1853–1856 гг. были отмена «ограничительных статей» Парижского мира 1856 г. (по которым России запрещалось иметь на Чёрном море флот и военно-морские базы) и поддержание нейтралитета в Европе в период проведения масштабных реформ в стране. В этой ситуации Александр II во 2-й половине 1850-х гг. пошёл на сближение со Второй Французской империей, нуждавшейся в союзниках для успешной борьбы с Австрийской империей за Савойю и Ниццу и с Великобританией за свои интересы в колониях. В результате в 1859 г. между Российской империей и Французской империей был заключён союзный договор. Однако получение Францией Савойи и Ниццы по сепаратному соглашению с Австрией в ходе австро-итало-французской войны 1859 г. и поддержка Второй империей Польского восстания 1863–1864 гг. сделали бесперспективным сохранение союза. Ухудшению российско-французских отношений также способствовало покушение польского националиста А. Березовского на Александра II в Париже в 1867 г.
В сложившейся ситуации российский император пошёл на сближение с Пруссией, чему способствовали его тесные родственные связи с династией Гогенцоллернов. Россия заняла дружественный нейтралитет по отношению к Пруссии во время австро-прусской войны 1866 г. и франко-германской войны 1870–1871 гг. В результате Пруссия не мешала России добиться в 1870–1871 гг. отмены т. н. нейтрализации Чёрного моря, что было закреплено Лондонской конвенцией о проливах 1871 г.
После победы Пруссии над Францией и создания Германской империи в 1871 г. резко возросла угроза новой большой войны в Европе. В это же время резко обострились противоречия России с Великобританией в Средней Азии. Поэтому в 1872–1873 гг., чтобы обеспечить безопасность западной границы во время активных действий в Среднеазиатском регионе и предотвратить вовлечение Германии в антироссийскую коалицию, Александр II пошёл на заключение «Союза трёх императоров» – династического соглашения с германским императором Вильгельмом I и императором Австро-Венгрии Францем Иосифом I, по которому монархи России и Германии обязывались оказать друг другу военную помощь в случае нападения третьей державы, а России и Австро-Венгрии – согласовать совместные действия в аналогичном случае. Однако уже в ходе т. н. военной тревоги 1875 г. союз показал свою непрочность: Россия выступила против нападения Германии на Францию, опасаясь всемерного усиления союзницы в результате успешной кампании. Хотя на начальном этапе Восточного кризиса 1875–1878 гг. Германия заняла дружественный нейтралитет по отношению к России, на Берлинском конгрессе 1878 г. она фактически поддержала выступление Австро-Венгрии против российских планов национально-государственного устройства Балканского региона. Это привело к кризису Союза, а заключение австро-германского союзного договора 1879 г., фактически направленного против России, означало его распад. В этой ситуации Александр II и Д. А. Милютин допускали начало войны между Россией и Германией. Однако в силу обострения российско-британских и германо-французских противоречий, стремления Австро-Венгрии добиться закрепления за собой Боснии и Герцеговины, переданных ей в силу Берлинского трактата 1878 г., стороны возобновили переговоры, что привело к восстановлению «Союза трёх императоров» уже после гибели российского монарха.
Балканское направление
Первоначально Александр II и А. М. Горчаков проводили очень осторожную политику на балканском направлении, стремясь восстановить престиж России в регионе после Крымской войны и расширить сферу влияния мирными средствами. В рамках этого курса дочь великого князя Константина Николаевича Ольга в 1867 г. была выдана замуж за короля Греции Георга I.
Однако восстание в Боснии и Герцеговине в 1875 г., в Болгарии в 1876 г. и вступление в том же году Сербии и Черногории в войну против Османской империи вызвали обострение Восточного вопроса и побудили российского императора к решительным действиям. Первоначально Александр II был против вступления России в войну с Османской империей, поскольку российская армия была не готова к ней и император опасался повторения поражения, которое страна потерпела в Крымской войне. Выступил одним из инициаторов заключения Рейштадтского соглашения 1876 г. с Австро-Венгрией о невмешательстве в конфликт Сербии и Черногории с Османской империей. Однако под влиянием российского общественного мнения, настроенного сочувственно по отношению к славянским народам Балкан, нежелания руководства Османской империи идти на уступки повстанцам и двусмысленной позиции великих держав (Великобритании, Австро-Венгрии), не оказывавших должного воздействия на правительство Порты, император к осени 1876 г. стал допускать реальную возможность войны, несмотря на сопротивление ряда сановников (министра финансов М. Х. Рейтерна, министра внутренних дел А. Е. Тимашева и др.), а в марте 1877 г. принял окончательное решение о начале военных действий.
На совещании, состоявшемся 18(30) мая 1877 г. при участии министра иностранных дел князя А. М. Горчакова, военного министра Д. А. Милютина, российских послов в Великобритании графа П. А. Шувалова, в Германской империи – П. П. Убри и в Австро-Венгрии – Е. П. Новикова, выступил резко против чрезмерных уступок Великобритании для обеспечения её нейтралитета во время русско-турецкой войны. На совещании 30 мая (11 июня) поддержал точку зрения о необходимости занятия российскими войсками всей территории Болгарии и дарования ей независимости после завершения войны.
В ходе кампании 1877 г. находился при Главной квартире Дунайской армии. Как сообщал прикомандированный к Главной квартире граф Н. П. Игнатьев в письме жене от 28 мая (9 июня) 1877 г., «Государь собирается, кажется, оставаться при войсках до конца похода…» (Игнатьев. 1999. С. 27). Выражал желание стать главнокомандующим Действующей армией на Балканском театре военных действий вместо великого князя Николая Николаевича Старшего, однако Д. А. Милютин отговорил императора от этого намерения (опасаясь ответственности за неудачный ход кампании в этом случае, поскольку ему предстояло стать начальником штаба при государе). Во время третьего штурма Плевны (ныне г. Плевен, Болгария) 30 августа (11 сентября) постоянно выезжал на боевые позиции российской армии. После неудачного завершения штурма на военном совете 1(13) сентября, опираясь на поддержку Д. А. Милютина и помощника начальника полевого штаба действующей армии генерал-лейтенанта К. В. Левицкого, отдал распоряжение не отходить от Плевны, а оставаться под её стенами в ожидании подкреплений и приступить к блокаде города, что обеспечило его сдачу 28 ноября (10 декабря).
По Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г., завершившему русско-турецкую войну 1877–1878 гг., Россия вернула устье Дуная и Южную Бессарабию, утраченные по Парижскому миру 1856 г., добилась автономии для Болгарии, Боснии и Герцеговины, независимости – для Румынии, Сербии и Черногории (позднее эти условия были значительно скорректированы Берлинским конгрессом 1878, что вызвало недовольство российского общества).
Среднеазиатское направление
Главной причиной проникновения России в Среднюю Азию было стремление к укреплению южной границы в условиях соперничества с Великобританией, стремившейся создать в этом регионе стратегический плацдарм для защиты своих владений в Индии. Как вспоминал военный министр Д. А. Милютин, «достаточно одного взгляда на карту, чтобы убедиться в необходимости установления связи между двумя пограничными линиями, подведомственными двум разным начальствам – Оренбургского края и Западной Сибири» (Милютин. 2003. С. 513). В ходе Туркестанских походов в период правления Александра II Кокандское ханство и бо́льшая часть территории, населённой туркменскими племенами, были присоединены к Российской империи; Бухарский эмират и Хивинское ханство попали в сферу её влияния, что было закреплено Шаарским договором 1873 г. и Гендемианским миром 1873 г. В результате возможность проникновения Великобритании в регион была пресечена, проводилась успешная борьба с работорговлей, однако завоевание региона поглощало множество материальных ресурсов и стоило значительных жертв.
Дальневосточное направление
На Дальнем Востоке в период правления Александра II перед Россией стояли задачи укрепления границ и выстраивания экономических связей с соседями.
В условиях англо-франко-китайской войны 1856–1860 гг., приведшей к серьёзному ослаблению Китая, для руководства Российской империи стало насущной проблемой урегулировать свою границу с соседней империей. По Айгунскому договору 1858 г. и Пекинскому трактату 1860 г. были урегулированы отношения с Китаем, а за Россией закреплены Уссурийский край и территория по левому берегу реки Амур. В 1871 г. российские войска из-за столкновений с силами Илийского султаната заняли его территорию. В 1872 г. император одобрил позицию туркестанского генерал-губернатора К. П. фон Кауфмана, считавшего, что возвратить край Китаю можно только в случае, если соседняя империя сможет отправить туда гарнизон. Однако ввиду угрозы войны с Китаем, который Великобритания подталкивала к конфликту с Россией, было принято решение вернуть спорные земли, что было оформлено Петербургским договором 1881 г.
В период правления Александра II развивались дипломатические и торговые отношения с Японией. В 1858 г. был подписан Эдоский трактат, по которому между двумя странами устанавливалась свобода торговли, а для российских подданных в Японии всего предполагалось открытие 5 портов. Петербургским договором 1875 г. было закреплено чёткое территориальное размежевание между государствами: российская сторона отказывалась от претензий на Курильские о-ва, а о. Сахалин переходил в полное владение России.
На период правления Александра II приходится дальнейшее развитие дипломатических отношений между Россией и США. Во время Гражданской войны 1861–1865 гг. российский император сначала занял выжидательную позицию, однако затем в условиях враждебной позиции Франции и Великобритании по отношению к России во время Польского восстания 1863–1864 гг. поддержал северные штаты. Символом этого стала отправка к берегам США в 1863–1864 гг. эскадр под командованием контр-адмиралов С. С. Лесовского и А. А. Попова. В 1867 г. император из-за убыточности и военной незащищённости российских владений в Северной Америке принял решение об их продаже США, что было оформлено Вашингтонским договором 1867 г.
В целом в ходе своей внешней политики Александр II укрепил российские границы и добился восстановления России в ранге великой державы.
Личная жизнь
До середины 1860-х гг. Александр II был очень близок с первой супругой – императрицей Марией Александровной, которая оказывала поддержку мужу в его реформаторской деятельности. Однако вследствие охлаждения чувств в середине 1860-х гг. отдалился от жены. С 1866 г. находился в любовной связи с княжной Е. М. Долгоруковой, оказывавшей на него влияние. В 1870-е гг. роман Александра II приобретал всё большую огласку. В 1877 г. император распорядился поселить Долгорукову в Царском Селе (ныне г. Пушкин) на квартире генерал-адъютанта А. М. Рылеева, а в 1879 г. – в Зимнем дворце. Сожительство с княжной привело императора к конфликту с рядом членов Императорской фамилии, особенно – с новым наследником престола цесаревичем Александром Александровичем, также критически относившимся к результатам реформ, проведённых отцом.
В 1880 г., не выдержав годичного траура после смерти императрицы Марии Александровны, тайно женился на Долгоруковой, даровав ей титул светлейшей княгини Юрьевской и признав детей, прижитых с ней, – Георгия, Ольгу и Екатерину Юрьевских. По свидетельству министра императорского двора графа А. В. Адлерберга, император пошёл на этот шаг под сильным давлением княжны, которая «напустилась на меня с резкими упреками за то, что я отговариваю Государя от исполнения долга чести. <...> Среди горячего нашего спора дверь в кабинет полураскрылась, и показалась голова Государя, который кротко спросил, пора ли ему войти. На это княжна с горячностью ответила: "Нет, оставь нас докончить разговор"» (Милютин. 2010. С. 339). После свадьбы официально представил княгиню Юрьевскую и их общих детей ко двору, что обострило конфликт императора с членами семьи, особенно – с Александром Александровичем и его супругой Марией Фёдоровной. По свидетельству Е. А. Нарышкиной, «несмотря на старания Государя и его открыто выражаемое недовольство, оба лагеря всё больше и больше отдалялись друг от друга» (Нарышкина. 2023. С. 282–283). Враждебное отношение Императорской фамилии и двора к новой супруге Александра II подогревалось её вызывающим поведением и незнанием придворного этикета, а также слухами, что государь намеревается провозгласить Юрьевскую императрицей (Нарышкина. 2023. С. 282; Половцов. Т. 2. 2023. С. 279).
Гибель
Был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге (ныне набережная канала Грибоедова) взрывом бомбы, брошенной И. И. Гриневицким, в ходе покушения, организованного членом Исполнительного комитета «Народной воли» С. Л. Перовской. Скончался час спустя в Зимнем дворце.
Почётный член Санкт-Петербургской медико-хирургической академии (1837), Римской Тиберианской академии (1839), Московского университета (1854) и др.
Награждён орденами Святого Владимира 1-й степени (1846), Святого Станислава 1-й степени (1865), рядом иностранных орденов, в том числе польским Белого Орла (1829), австрийским Святого Стефана (1839), Большим крестом французского ордена Почётного легиона (1856) и др.
Похоронен в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.
Историческая память
Неофициально именовался современниками и историками Освободителем (впервые это прозвище употребил в 1858 А. И. Герцен в статье «Через три года»: Колокол. Л. 9. 15 февраля 1858).
Памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884, скульптор А. М. Опекушин, уничтожен в 1918), Петрозаводске (1885, скульптор И. Н. Шредер, уничтожен в 1918), Кишинёве (1886, скульптор А. М. Опекушин, уничтожен в 1918), Пскове (1886, скульптор А. М. Опекушин, уничтожен в 1919), Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) (1894, скульпторы В. Рунеберг и Й. Таканен), Москве (1898, скульптор А. М. Опекушин, уничтожен в 1918), Софии (1903, скульптор А. Дзокки), Москве (2005, скульпторы А. И. Рукавишников, И. Н. Воскресенский, С. А. Шаров) и др.
На месте смертельного ранения Александра II в 1883–1907 гг. был возведён храм Воскресения Христова на Крови.