Рубинштейн Антон Григорьевич
Рубинште́йн Анто́н Григо́рьевич [16(28).11.1829, село Выхватинец Балтского уезда Подольской губернии, ныне село Выхватинцы близ г. Рыбница, Молдавия – 8(20).11.1894, Петергоф; похоронен в Санкт-Петербурге], российский пианист, дирижёр, композитор, общественный деятель, критик, педагог.
Жизненный и творческий путь
Из небогатой еврейской семьи земельного арендатора, позднее купца. В 1831 г. семья приняла православие и к 1832 г. переехала в Москву. Игре на фортепиано с 1833 г. учился у матери, с 1837 г. – у А. И. Виллуана. Выступал с 1839 г.; в 1840–1843 гг. концертировал в Европе. В 1844–1848 гг. пребывал главным образом в Берлине и Вене, брал уроки теории музыки у З. Дена.
С 1848 г. в Санкт-Петербурге, познакомился с М. И. Глинкой, А. С. Даргомыжским, М. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским. С 1852 г. по приглашению великой княгини Елены Павловны работал аккомпаниатором в её дворце. В 1854–1858 гг. концертировал за границей; значительную роль в художественном развитии Рубинштейна сыграло общение с Ф. Листом. В 1858 г. в Веймаре под управлением Листа состоялась премьера оратории Рубинштейна «Потерянный рай».
Один из организаторов и руководителей Русского музыкального общества (РМО) в Санкт-Петербурге, инициатор открытия отделений РМО в Москве (директор – его брат, Н. Г. Рубинштейн), Киеве, Харькове, Саратове. Один из организаторов первой в России Санкт-Петербургской консерватории (в 1862–1867 и 1887–1891 её директор и профессор; среди первых учеников Рубинштейна – П. И. Чайковский, Г. А. Ларош).
В 1867–1887 гг. Рубинштейн особенно много выступал: в России, Европе (в 1871–1872 артистический директор Общества друзей музыки в Вене), США (1872–1873). Приобрёл мировую славу как пианист. В 1885–1886 гг. дал серию фортепианных Исторических концертов в крупнейших городах России и Европы, в 1886–1887 гг. – 10 симфонических Исторических концертов в Санкт-Петербурге. В 1874 г. обосновался в собственном доме в Петергофе, куда возвращался из зарубежных поездок.
После смерти брата (1881) активизировалась деятельность Рубинштейна в качестве дирижёра Императорского Русского музыкального общества (ИРМО): в 1889 г. он сформировал Оркестр ИРМО и в сезоне 1889–1890 гг. провёл 16 общедоступных симфонических концертов. В 1887–1889 гг. в Санкт-Петербургской консерватории читал открытый курс лекций по истории фортепианной музыки.
Основатель и председатель жюри Международного конкурса композиторов и пианистов (1890; проводился на средства Рубинштейна). В последние годы жил преимущественно в Дрездене, продолжал педагогическую, концертную и литературную деятельность; последние публичные выступления состоялись в 1894 г.
Исполнительский стиль
В обширном фортепианном репертуаре основное место занимали сочинения Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана и собственные. Для исполнительского стиля характерна героическая мужественность; бурный темперамент сообщал его игре образную силу, крупный штрих. Под влиянием Рубинштейна сформировалось несколько поколений русских и зарубежных пианистов. Пианизму Рубинштейна родствен его дирижёрский стиль.
Творческое наследие
В творческом наследии, в целом несколько эклектичном, основное место принадлежит сценическим жанрам, лучшее и самое известное сочинение – лирико-психологическая опера «Демон» (по одноимённой поэме М. Ю. Лермонтова; 1875, Мариинский театр). При жизни Рубинштейна в нескольких европейских городах была поставлена большая героическая опера «Маккавеи» (по драме О. Людвига; 1875, Берлин; в 1877 поставлена в Мариинском театре под управлением автора). Среди других опер – «Дети степей» («Die Kinder der Heide»; Вена, 1861), «Фераморс» («Лалла Рук», по Т. Муру; Дрезден, 1863), «Нерон» (на текст Ж. Барбье; Гамбург, 1879; популярна эпиталама «Пою тебе, бог Гименей»). Автор 6 симфоний и других сочинений для оркестра, 5 концертов для фортепиано с оркестром, значительного количества камерно-инструментальной музыки, фортепианных пьес, хоров, романсов и песен.