Литераторы

Литераторы

Французская литература Нового и Новейшего времени

Французская литература Нового и Новейшего времени
Оноре де Бальзак. Фото по дагерротипу Луи-Огюста Биссона. 1842

Бальзак Оноре деБальзак Оноре де

Бальза́к Оноре́ де (1799–1850), французский писатель, журналист. Один из крупнейших теоретиков и практиков реализма. В своём творчестве, стремясь к объективному отражению действительности, показывал историко-социальную детерминированность событий и характеров, сочетал типизацию с индивидуализацией героев, при этом активно использовал элементы романтической эстетики. Центральное произведение – «Человеческая комедия» (1842–1845) – представляет собой цикл из 143 романов, повестей, новелл (95 из них закончены), объединённых общим замыслом (всесторонне и полно описать современную эпоху) и многими персонажами (всего свыше 2400): романы «Неведомый шедевр» (1831–1837), «Шагреневая кожа» (1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец Горио» (1834–1835), «Утраченные иллюзии» (1837–1843) и др.  Автор прозаических сборников «Сцены частной жизни» (1830), «Сто забавных рассказов» (1832–1837), драм, статей и других сочинений.
Шарль Антуан Куапель. Портрет Мольера за рабочим столом. Ок. 1730

МольерМольер

Молье́р (1622–1673), французский драматург, актёр, реформатор сценического искусства. Родоначальник современной комедии, один из крупнейших представителей классицизма. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и грубый юмор сочетаются с изяществом и артистизмом. Высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников: комедии «Смешные жеманницы» (1659), «Тартюф, или Обманщик» (1664), «Мизантроп» (1666), «Скупой» (1668), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Мнимый больной» (1673) и др. Постановка комедии «Дон Жуан, или Каменный пир» (1665), в которой описано развратное поведение и цинизм главного героя, подверглась критике за вольнодумство. Колоритные герои пьес Мольера, олицетворяющие собой вечные человеческие страсти, стали излюбленными образами мирового театра.

Алтайские писатели

Алтайские писатели
Чевалков Михаил Васильевич
Чевалков Михаил Васильевич
Чева́лков Михаи́л Васи́льевич (1817–1901), алтайский и русский писатель, переводчик, дипломат, фольклорист. Уроженец села Карасук Бийского уезда Томской губернии. В 1844 г. был зачислен в штат Алтайской духовной миссии на должность толмача. В 1870 г. рукоположён в сан дьякона (первый алтаец - служитель Русской православной церкви). Автор биографического очерка «Жизнь Чевалкова» [«Чöбöлкöптÿҥ jÿрÿми» (1866), издана в русском переводе в Томске под названием «Памятное завещание» (1894)], ставшего первым художественным произведением письменной алтайской литературы. Собирал фольклорный материал на алтайском языке, который был включён в первый том труда учёного-этнографа В. В. Радлова «Образцы народной литературы тюркских племён, живущих в Южной Сибири» (1866). В 1860–1870-е гг. переводил басни И. А. Крылова на алтайский язык. Автор поэтических сборников «Поучительные статьи в стихах на алтайском языке» [выпуск 1(1872), выпуск 2 (1881), выпуск 3 (1893), выпуск 4 (1894)].
Мундус-Эдоков Мирон Васильевич
Мундус-Эдоков Мирон Васильевич
Мунду́с-Эдо́ков Миро́н Васи́льевич (1879–1942), алтайский писатель, драматург, переводчик. Родился в селе Улала в крестьянской семье. Окончил четырёхлетнюю церковно-приходскую школу, затем два года учился в знаменитой школе имени П. И. Макушина в г. Томске, там же окончил учительские курсы. 25 лет работал учителем в школах области. В 1911 г. закончил трёхмесячные курсы учителей в Томске. Работал сельским учителем. В 1928 г. поступил на юридические курсы. После окончания работал адвокатом в Усть-Кане. В 1931 г. он вновь вернулся к педагогической деятельности. Составил первые книги для чтения в алтайских школах: «Ойрот школа» (1924), «Утренняя звезда» (1925). Перевёл басню К. Д. Ушинского «Гусь и журавль», поэму Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и др. Автор сатирических рассказов «Бурханист» («Jарлыкчы», 1924), «Шаман» («Кам», 1924), рассказов-притч для детей «Львёнок» («Арсланныҥ балазы», 1924), «Гусь и Журавль» («Кас ла турна», 1924) и стихотворений. В историю алтайской литературы М. В. Мундус-Эдоков вошёл как основоположник национальной драматургии. Его пьесы «Невестка» («Jеҥе», 1927), «Прежде и теперь» («Озогызы ла эмдиги», 1928) касались актуальных проблем становления нового быта, новых обычаев советской алтайской деревни. Принимал участие в установлении Советской власти на Алтае, переводил на алтайский язык партийные и советские документы.
Енчинов Чот Иванович
Енчинов Чот Иванович
Енчи́нов Чот Ива́нович (1914–1987), алтайский писатель, драматург. Окончил исторический факультет Ленинградский институт истории, философии, литературы и лингвистики (ныне Санкт-Петербургский государственный университет). До начала Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. работал в Ташкенте, затем вернулся в Ойрот-Туру (ныне Горно-Алтайск). В годы войны работал заведующим литературным отделом в Национальном драматическом театре имени П. В. Кучияк. Жил и работал в г. Абакане (Хакасия), затем долгое время проживал в Каракалпакской АССР, Киргизской ССР, Казахской ССР. Автор поэтических сборников «Песни и поэмы» («Кожоҥдор ло тууjылар», 1944), «Поэмы» («Тууjылар», 1944), «Поэмы» («Jеҥÿ: поэмалар ла стихтер», 1949), «Лунокрылый сокол мой» («Ай канатту шоҥкорым», 1984) и др. Написал пьесы «Ай-Тана» (1948), «Шулмус» (1965), «Темир» (1950).
Белеков Иван Итулович
Белеков Иван Итулович
Беле́ков Ива́н Иту́лович (псевдоним Дима́н Белеко́в) (род. 1953), алтайский и русский поэт, журналист, политический деятель, заслуженный работник культуры РФ (1997). В 1975 г. окончил Литературный институт имени А. М. Горького. Кандидат исторических наук (1991). Член Союза писателей СССР (1983). Председатель Алтайского регионального отделения Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. С 2006 г. секретарь регионального отделения политической партии «Единая Россия» Республики Алтай, с 2016 г. – член регионального политсовета, с 2019 г. – член Президиума регионального совета, депутат Госдумы 7-го созыва (2016–2021). Автор сборников стихов: «Подснежниковые поля» («Кöктаманду jалаҥдар», 1974), «Ветры молодости» («Эркин эзин», 1977), «Песни в кругу» («Кÿрее кожон», 1985), «Возвращение к Бай Тереку», «Катунь мое море» («Кадын – мениҥ талайым», оба 2013). По его пьесе «Восхождение на Хан-Алтай» в 2010 г. в Национальном театре Республики Алтай поставлен одноимённый спектакль [режиссёр – министр культуры Республики Саха (Якутия) А. С. Борисов]; в 2013 г. издана отдельной книгой.

Литераторы Средних веков

Литераторы Средних веков

Писатели современности

Писатели современности
Роман Солнцев. 1979

Солнцев Роман ХарисовичСолнцев Роман Харисович

Со́лнцев Рома́н Хари́сович (псевдоним; настоящие имя, отчество, фамилия Ринат Харисович Суфиев) (1939–2007), русский писатель, драматург. Окончил физический факультет Казанского государственного университета, затем Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А. М. Горького. Член Союза писателей СССР (1965). Автор поэтических сборников «Стихи» (1964), «Вечные леса» (1969), «Скажи сегодня» (с предисловием В. П. Астафьева; 1979), «Волшебные годы» (1997). Автор повестей «День защиты хорошего человека» (1976), «Дважды по одному следу» (1997), пьесы «Мать и сын» (1984; экранизирована под названием «Запомните меня такой», 1987, режиссёр П. Г. Чухрай), сценария к фильму «Торможение в небесах» (1990; режиссёр В. И. Бутурлин, он же соавтор сценария). В 1993–2007 гг. главный редактор литературного журнала «День и ночь».
Александр Кердан

Кердан Александр БорисовичКердан Александр Борисович

Ке́рдан Алекса́ндр Бори́сович (род. 1957), русский писатель, журналист. В 1978 г. окончил Курганское высшее военно-политическое авиационное училище. С 1974 г. служил в Советской, а затем Российской армии; в 2001 г. вышел в запас в звании полковника. Писал для центральных журналов Министерства обороны РФ «Честь имею», «Ориентир», «Воин России». С 2001 г. и поныне главный редактор литературно-художественного альманаха «Чаша круговая» и газеты-журнала писателей Урала «Большая медведица» (2005–2016). Организатор издательских проектов «Библиотека поэзии (прозы) Каменного пояса», «МИР: мой исторический роман» и других. Секретарь правления Союза писателей России (с 2004), сопредседатель правления Союза писателей России (с 2009). Автор исторических романов «Крест командора», «Невольники чести», «Камень духа», «Звёздная метка» (все в 2013, Большая литературная премия России, 2010) и других произведений. Заслуженный работник культуры РФ (2010).
Станислав Львовский. 2012

Станислав ЛьвовскийСтанислав Львовский

Станисла́в Льво́вский (псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия Юрий Михайлович Сорочкин) (род. 1972), русский поэт, прозаик, переводчик, редактор, литературный критик. Сооснователь Союза молодых литераторов «Вавилон» (1991–2004). Публиковался в журналах и альманахах «Вавилон», «Авторник», журналах «Арион», «Воздух», «Урал» и др. Лирике свойственны интимная интонация, техника потока сознания, ослабленный синтаксис, особая графическая организация текста (пробелы внутри строк): поэтические сборники «Белый шум» (1996), «Стихи о Родине» (2004), книга «Три месяца второго года: стихи, проза, переводы» (2002), сборник рассказов «Слово о цветах и собаках» (2002), роман «Половина неба» (2004, в соавторстве с Линор Горалик) и др. Переводил стихотворения Ч. Буковски, Л. Коэна, В. Плиуры и др. Лауреат 4-го фестиваля свободного стиха (1993), малой премии «Московский счёт» (2003), премии имени Андрея Белого (2017). Редактор отдела литературы интернет-портала Openspace.ru (Colta.ru) (2009–2013).
Геннадий Прашкевич

Прашкевич Геннадий МартовичПрашкевич Геннадий Мартович

Прашке́вич Генна́дий Ма́ртович (род. 1941), русский прозаик, поэт, переводчик, публицист, редактор, заслуженный работник культуры РФ (2007). Окончил геологический факультет Томского государственного университета. С геологическими и палеонтологическими экспедициями работал в Сибири, на Дальнем Востоке, в том числе на Курильских островах. Первые публикации: стихотворение «Тёма Ветров» (1956), рассказ «Остров Туманов» (1957). Работал в различных жанрах и направлениях научной фантастики: детективная, социальная, лирико-философская, сатирическая. Наиболее известные произведения: «Разворованное чудо» (1978), «Кот на дереве» (1986), «Апрель жизни» (1989), «Парадокс Каина» (1991), «Пёс Господень» (1994), «Шкатулка рыцаря» (1996), «Бык» (1997), «Носорукий» (2004), «Война за погоду» (2009). Роман «Пятый сон Веры Павловны» (2001, в соавторстве с А. С. Богданом) номинировался на Букеровскую премию (2002). Перевёл и издал антологию болгарской лирики «Поэзия меридиана роз» (1982) и книгу корейского поэта Ким Цын Сона «Пылающие листья» (2005). Главный редактор журнала «Проза Сибири» (1994–1997) и издательства «Свиньин и сыновья» (Новосибирск, 2004–2010). Член Союза писателей СССР (с 1982), Союза писателей России (с 1992), ПЕН-клуба (с 2002).

Литература Российской империи

Литература Российской империи
Брюсов Валерий Яковлевич
Брюсов Валерий Яковлевич
Брю́сов Вале́рий Я́ковлевич (1873–1924), русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, литературовед, переводчик, общественный деятель. Один из основоположников и теоретиков русского символизма. Эстетизация безобразного, экспериментирование со стихотворными формами отражены в поэтических сборниках «Chefs d’œuvre» («Шедевры», 1895), «Chefs d’œuvre» (1896), «Me eum esse» («Это – я», 1897). Мифологические, исторические и урбанистические темы, эротическая лирика в сочетании с картинами природы и философскими медитациями характерны для поэтических сборников «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912). Самоповторы, ориентация на классические традиции – в поэтических сборниках «Семь цветов радуги» (1916), «Последние мечты», 1920) и др. Позднее творчество Брюсова отмечено влиянием поэтического авангардизма и сциентизма: сборники «В такие дни», «Миг» (оба 1921), «Дали» (1922), «Меа» (1924). Темы эротики, пограничных состояний сознания превалируют в новеллах, вошедших в сборник «Земная ось» (1910). Среди других произведений – исторические романы «Огненный ангел» (1907–1908), «Алтарь Победы» (1911–1912), повести «Рея Сильвия» (1914), «Гора звезды» (1973), исторические, детективные, научно-фантастические рассказы (1934, 1976, 1998), пьесы «Земля. Сцены будущих времён» (1905), «Протесилай умерший» (1913).
Пушкин Александр Сергеевич
Пушкин Александр Сергеевич
Пу́шкин Алекса́ндр Серге́евич (1799–1837), русский поэт, драматург, прозаик, историк, литературный критик и журналист. Создатель современного русского литературного языка, обобщивший достижения русской литературы 18 в. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв., осуществив в широком жанровом диапазоне сложный синтез возможностей нескольких направлений (барокко, классицизм, романтизм, реализм). В ранней лирике тяготел к тематике и жанрам французской лёгкой поэзии. В поэмах «Кавказский пленник» (1820–1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821–1823), «Цыганы» (1824), отмеченных влиянием поэм Дж. Байрона, исследовал проблему «героя века», развёрнутую в «романе в стихах» «Евгений Онегин» (1823–1831). В 1820–1830-х гг. резко усиливается звучание «вечных» вопросов (человек и Бог; жизнь, смерть и бессмертие; гибель и спасение души; оправдание творчества и др.) и связанных с ними проблем, прежде всего истории, народа и власти: трагедия «Борис Годунов» (1824–1825), поэмы «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833), роман «Капитанская дочка» (1836).
Цветаева Марина Ивановна
Цветаева Марина Ивановна
Цвета́ева Мари́на Ива́новна (1892–1941), русский поэт, прозаик, драматург. Лирика раннего периода («Вечерний альбом», 1910, и др.) традиционна, отмечена напевностью стиха. Взлёт поэтического мастерства пришёлся на произведения 1916 г.: циклы «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…» и др.), «Стихи о Москве» («Облака – вокруг…» и др.), «Стихи к Ахматовой» («О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..»). Центральные темы творчества – любовь, поэзия, Россия. Поэтический стиль отмечен экспрессивностью, сочетанием ритмов фольклорных жанров с разговорными интонациями и «высокой» лексики с простонародной, игрой звуков и слов. Лирический цикл «Лебединый стан» (1917–1920) воспел Белое движение. Сборник зрелой лирики «После России. 1922–1925» (1928) отмечен трагизмом столкновения поэта с окружающим миром. Известна переписка Цветаевой с Б. Л. Пастернаком и Р. М. Рильке (1926). Автор пьес в стихах «Червонный валет» (1918), «Каменный ангел» (1919) и др.
Лермонтов Михаил Юрьевич
Лермонтов Михаил Юрьевич
Ле́рмонтов Михаи́л Ю́рьевич (1814–1841), русский поэт, прозаик, драматург. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв. В своей поэзии, отразившей влияние разнородных традиций, в том числе «элегической школы» В. А. Жуковского, гражданской и философской лирики 1820–1830-х гг., восходящей к торжественной и духовной оде 18 в., а также творчества А. С. Пушкина, развивал романтические мотивы противостояния толпе (стихотворение «Смерть поэта», 1858), героического подвига (стихотворение «Бородино», 1837), изгнанничества (поэма «Мцыри», 1840). В романе «Герой нашего времени» (1840) на примере судьбы главного героя, человека своего поколения, рассмотрел основные романтические ценности (любовь, дружба, свобода), поставил кардинальные религиозно-философские вопросы (предопределение и свобода воли, вера и неверие, отношение человека к Творцу и др.), не получающие однозначного решения. Среди других произведений: драма в стихах «Маскарад» (1842, поставлена в 1862), поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838), «Демон» (1842).
Лухманова Надежда Александровна
Лухманова Надежда Александровна
Лухма́нова Наде́жда Алекса́ндровна (1841 или 1844 – 1907), русская писательница, журналистка, драматург, переводчица, общественная деятельница. Основные темы творчества: взаимоотношения мужчины и женщины, кризис института брака, права женщины (автобиографическая повесть «Двадцать лет назад. Воспоминания из институтской жизни», 1893; сборник рассказов «Короткие рассказы о горе и счастье людском», 1898; настольная книга «Спутник женщины», 1898; сборники статей «Причина вечной распри между мужчиной и женщиной», 1901, «Проституция и отношение к ней общества», 1903, и др.). Автор пьес «Сибирский Риголетто» (1900), «Охотник за белой дичью» (1903), очерков о Сибири «В глухих местах» (1895) и других произведений. Участвовала в русско-японской войне 1904–1905 гг. в качестве сестры милосердия и военного корреспондента.
Гоголь Николай Васильевич
Гоголь Николай Васильевич
Го́голь Никола́й Васи́льевич (1809–1852), русский писатель, драматург, публицист. Своим творчеством способствовал развитию реалистических стилей, начиная с натуральной школы до русского романа (И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, А. И. Герцен, Л. Н. Толстой и др.), укреплению и обогащению гротескно-фантастического направления (М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Сологуб, А. Белый и др.). Религиозно-нравственные искания Гоголя в значительной мере определили онтологическую проблематику как в художественной литературе (Ф. М. Достоевский), так и в русской религиозной философии конца 19 – 1-й половины 20 вв. Прославился сборником прозы «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), насыщенным украинским этнографическим и фольклорным материалом. В сборнике повестей «Миргород» (1835) критиковал каверзничество и сутяжничество («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»), разрушение идиллического состояния мира («Старосветские помещики») и естественных человеческих связей, происходящее под влиянием дьявольских сил («Вий»). В поэме-романе «Мёртвые души» (1-й том – 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Среди других произведений: комедии «Ревизор» (1836), «Женитьба» (1842), повести «Коляска» (1836), «Шинель» (1842), критические статьи, эссе.

Русские литераторы Нового и Новейшего времени

Русские литераторы Нового и Новейшего времени
Валерий Брюсов. Ок. 1900-х гг.

Брюсов Валерий ЯковлевичБрюсов Валерий Яковлевич

Брю́сов Вале́рий Я́ковлевич (1873–1924), русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, литературовед, переводчик, общественный деятель. Один из основоположников и теоретиков русского символизма. Эстетизация безобразного, экспериментирование со стихотворными формами отражены в поэтических сборниках «Chefs d’œuvre» («Шедевры», 1895), «Chefs d’œuvre» (1896), «Me eum esse» («Это – я», 1897). Мифологические, исторические и урбанистические темы, эротическая лирика в сочетании с картинами природы и философскими медитациями характерны для поэтических сборников «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Stephanos» («Венок», 1906), «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912). Самоповторы, ориентация на классические традиции – в поэтических сборниках «Семь цветов радуги» (1916), «Последние мечты», 1920) и др. Позднее творчество Брюсова отмечено влиянием поэтического авангардизма и сциентизма: сборники «В такие дни», «Миг» (оба 1921), «Дали» (1922), «Меа» (1924). Темы эротики, пограничных состояний сознания превалируют в новеллах, вошедших в сборник «Земная ось» (1910). Среди других произведений – исторические романы «Огненный ангел» (1907–1908), «Алтарь Победы» (1911–1912), повести «Рея Сильвия» (1914), «Гора звезды» (1973), исторические, детективные, научно-фантастические рассказы (1934, 1976, 1998), пьесы «Земля. Сцены будущих времён» (1905), «Протесилай умерший» (1913).
Орест Кипренский. Портрет Александра Сергеевича Пушкина. 1827

Пушкин Александр СергеевичПушкин Александр Сергеевич

Пу́шкин Алекса́ндр Серге́евич (1799–1837), русский поэт, драматург, прозаик, историк, литературный критик и журналист. Создатель современного русского литературного языка, обобщивший достижения русской литературы 18 в. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв., осуществив в широком жанровом диапазоне сложный синтез возможностей нескольких направлений (барокко, классицизм, романтизм, реализм). В ранней лирике тяготел к тематике и жанрам французской лёгкой поэзии. В поэмах «Кавказский пленник» (1820–1821), «Бахчисарайский фонтан» (1821–1823), «Цыганы» (1824), отмеченных влиянием поэм Дж. Байрона, исследовал проблему «героя века», развёрнутую в «романе в стихах» «Евгений Онегин» (1823–1831). В 1820–1830-х гг. резко усиливается звучание «вечных» вопросов (человек и Бог; жизнь, смерть и бессмертие; гибель и спасение души; оправдание творчества и др.) и связанных с ними проблем, прежде всего истории, народа и власти: трагедия «Борис Годунов» (1824–1825), поэмы «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833), роман «Капитанская дочка» (1836).
Марина Цветаева. 1925

Цветаева Марина ИвановнаЦветаева Марина Ивановна

Цвета́ева Мари́на Ива́новна (1892–1941), русский поэт, прозаик, драматург. Лирика раннего периода («Вечерний альбом», 1910, и др.) традиционна, отмечена напевностью стиха. Взлёт поэтического мастерства пришёлся на произведения 1916 г.: циклы «Стихи к Блоку» («Имя твоё – птица в руке…» и др.), «Стихи о Москве» («Облака – вокруг…» и др.), «Стихи к Ахматовой» («О, Муза плача, прекраснейшая из муз!..»). Центральные темы творчества – любовь, поэзия, Россия. Поэтический стиль отмечен экспрессивностью, сочетанием ритмов фольклорных жанров с разговорными интонациями и «высокой» лексики с простонародной, игрой звуков и слов. Лирический цикл «Лебединый стан» (1917–1920) воспел Белое движение. Сборник зрелой лирики «После России. 1922–1925» (1928) отмечен трагизмом столкновения поэта с окружающим миром. Известна переписка Цветаевой с Б. Л. Пастернаком и Р. М. Рильке (1926). Автор пьес в стихах «Червонный валет» (1918), «Каменный ангел» (1919) и др.
Пётр Заболотский. Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. 1837

Лермонтов Михаил ЮрьевичЛермонтов Михаил Юрьевич

Ле́рмонтов Михаи́л Ю́рьевич (1814–1841), русский поэт, прозаик, драматург. Оказал значительное влияние на русскую литературу 19–20 вв. В своей поэзии, отразившей влияние разнородных традиций, в том числе «элегической школы» В. А. Жуковского, гражданской и философской лирики 1820–1830-х гг., восходящей к торжественной и духовной оде 18 в., а также творчества А. С. Пушкина, развивал романтические мотивы противостояния толпе (стихотворение «Смерть поэта», 1858), героического подвига (стихотворение «Бородино», 1837), изгнанничества (поэма «Мцыри», 1840). В романе «Герой нашего времени» (1840) на примере судьбы главного героя, человека своего поколения, рассмотрел основные романтические ценности (любовь, дружба, свобода), поставил кардинальные религиозно-философские вопросы (предопределение и свобода воли, вера и неверие, отношение человека к Творцу и др.), не получающие однозначного решения. Среди других произведений: драма в стихах «Маскарад» (1842, поставлена в 1862), поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838), «Демон» (1842).

Литература Ирландии

Литература Ирландии

О’Коннор Фрэнк

О’Коннор Фрэнк
О’Ко́ннор Фрэнк (1903–1966), ирландский писатель. Сборник рассказов «Гости нации» (1931) посвящён теме ирландского национально-освободительного движения. Сборники «Плоды раздора и другие рассказы» (1936), «Варенье из диких яблок» (1944), «Мой Эдипов комплекс и другие рассказы» (1963) проникнуты любовью к «маленькому человеку»; их отличают мастерски выстроенное повествование, мягкий юмор и психологизм, интерес к социальной и нравственной проблематике, к теме вступления подростка во взрослую жизнь. Среди других произведений: автобиографический роман «Единственный ребёнок» (1961); пьесы; путевые заметки; литературно-критические исследования, в том числе об И. С. Тургеневе; переводы ирландской поэзии на английский язык (антология «Короли, сеньоры, простолюдины», 1959).
Фрэнк О’Коннор. 1958

О’Флаэрти Лайам

О’Флаэрти Лайам
О’Фла́эрти Ла́йам (1896–1984), ирландский писатель. В романе «Мученик» (1933) воспроизвёл картины острой политической борьбы в Ирландии после окончания гражданской войны. В романах «Голод» (1937), «Земля» (1946), «Мятеж» (1950) затронул общественно-политические проблемы Ирландии.
Лайам О’Флаэрти

Эджуорт Мария

Эджуорт Мария
Э́джуорт Мари́я (1767–1849), ирландская писательница. В книгах «Письма к любительницам словесности» («Letters for literary ladies», 1795) и «Практическое воспитание» («Practical education», 1798) выступила с проектами женского образования. Обращалась к со­ци­аль­ной и ис­то­рической те­ма­ти­ке в ро­ма­нах «За­мок Рэк­рент» («Castle Rackrent», 1800), «Бе­лин­да» («Be­linda», 1801), «Вда­ли оте­че­ст­ва» («The Absentee», 1812). Её манера письма, пристальный интерес к быту и живому разговорному языку во многом предвосхитили исторический роман и прозу реализма. Автор рассказов для детей, мемуаров, писем.
Портрет Марии Эджуорт. Гравюра по рисунку Уильяма Маршалла Крэйга. 1808

Византийская словесность

Византийская словесность
Главы религиозных организаций

Исидор (митрополит Киевский и всея Руси)

Исидор (митрополит Киевский и всея Руси)
Иси́дор (около 1380–1390 – 1463), греческий и русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский и всея Руси (1437–1441). Участник Базельского собора (1433–1435), Ферраро-Флорентийского собора, на котором активно поддержал план принятия унии на условиях, выдвинутых папой Евгением IV. В конце 1439 г. возведён в кардиналы. В 1441 г. вернулся в Москву. Во время первого богослужения в Успенском соборе Московского Кремля приказал нести перед собой католический крест и первым поминать на литургии папу Римского, был арестован по приказу великого князя московского Василия II Васильевича и заключён в московский в честь праздника Чуда архистратига Михаила в Хонех мужской монастырь. Осуждён на соборе духовенства Русской Церкви. В сентябре 1441 г. бежал в Рим. В 1459 г. папа Пий II поставил Иcидора патриархом Константинопольским и архиепископом Кипрским, но в действительности в ведении Исидора находилась только греческая колония в Венеции.

Фольклористы

Фольклористы

Суразаков Сазон Саймович

Суразаков Сазон Саймович
Сураза́ков Сазо́н Са́ймович (1925–1980). Российский фольклорист, литературовед, писатель. Доктор филологических наук (1973). Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. в 1943 г. пошёл в действующую армию добровольцем. В 1948 г. окончил Московский педагогический институт имени В. И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет). В 1952 г. стал первым директором Горно-Алтайского НИИ истории, языка и литературы (ныне НИИ алтаистики имени С. С. Суразакова). Член Союза писателей СССР (1958). В 1973–1978 гг. заведовал кафедрой алтайского языка и литературы Горно-Алтайского педагогического института. Главный редактор первых 10 томов свода алтайских народных сказаний «Алтайские богатыри» (1958–1980). Автор фундаментальных исследований по алтайскому фольклору и литературе: «Героическое сказание о богатыре Алтай-Буучае» (1961), «Алтай литература» (1962), «Алтайский героический эпос» (1985). Автор сборников поэзии и прозы на алтайском языке: «Стихи и рассказы» («Стихтер ле куучындар», 1954), «Слово об Алтае» («Алтайым керегинде сöс», 1985), в последний вошли рассказы, неоконченные исторические романы «Улалу», «Чöбöлкöп».
Сазон Суразаков. 1975

Сумцов Николай Фёдорович

Сумцов Николай Фёдорович
Сумцо́в Никола́й Фёдорович (1854–1922), русский и украинский фольклорист, этнограф, литературовед, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1905). Профессор Харьковского университета и председатель Историко-филологического общества при нём (1897–1919); организовывал библиотеки и музеи. Автор фольклорно-этнографических трудов «О свадебных обрядах, преимущественно русских» (1881), «Современная малорусская этнография» (1892–1896) и др., историко-литературных исследований «Лазарь Баранович» (1885) и др., статей и очерков по этнографии и украинской и русской литературе.
Николай Сумцов

Сахаров Иван Петрович

Сахаров Иван Петрович
Са́харов Ива́н Петро́вич (1807–1863), русский этнограф, фольклорист. Занимался изучением истории Тульского края, записывал произведения устного народно-поэтического творчества. В труде «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков» (части 1–3, 1837), собраниях русских народных песен, сказок и других ввёл в оборот значительное количество новых фольклорных текстов.
Портрет Ивана Сахарова. 1840-е (?)