Линдгрен Астрид
Ли́ндгрен А́стрид (Астрид Анна Эмилия Линдгрен, Astrid Anna Emilia Lindgren, урождённая Эрикссон, Ericsson) (14.11.1907, Виммербю, Смоланд – 28.1.2002, Стокгольм; похоронена в Виммербю), шведская писательница, общественный деятель.
Из семьи фермера. В 1924–1926 гг. работала в газете Vimmerby Tidning (читала корректуру, писала заметки и короткие репортажи); затем, окончив курсы секретарей в Стокгольме, с 1928 г. – стенографисткой и секретаршей. В 1947–1970 гг. возглавляла редакцию детской литературы в издательстве Rabén & Sjögren. Неоднократно посещала СССР. Занимала активную социально-политическую позицию: способствовала отмене телесных наказаний для детей в Швеции (1979), критиковала шведское налоговое законодательство, выступала против присоединения Швеции к Европейскому союзу.
Дебютировала в печати отчасти автобиографической повестью «Бритт-Мари изливает душу» («Britt-Mari lättar sitt hjärta», 1944). Широкую известность сначала в Швеции, а затем и за рубежом снискала повесть «Пеппи Длинныйчулок» («Pippi Långstrump», 1945, русский перевод 1968) – об озорной и дерзкой девочке, противостоящей условностям и нелепостям взрослого мира. В основе повести – устные рассказы, которые Линдгрен сочиняла в начале 1940-х гг. для своей больной дочери. Позднее были написаны два продолжения повести, опубликованные под названием «Книга о Пеппи Длинныйчулок» («Boken om Pippi Långstrump», 1952).
Для произведений Линдгрен, многие из которых стали классикой детской литературы, характерны органичное сочетание богатой фантазии с бытовой достоверностью и тонким юмором, отказ от прямолинейного дидактизма, психологическая глубина, естественный и непринуждённый стиль: трилогия «Книга о Бюллербю» («Bullerbyboken», 1947–1952) о жизни детей провинциального хутора в период Первой мировой войны 1914–1918 гг.; повести «Дети с улицы Бузотёров» («Barnen på Bråkmakargatan», 1958), «Мадикен» («Madicken», 1960) и др.
У русских читателей неизменной популярностью пользуются повести-сказки, образующие трилогию «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» [«Lillebror och Karlsson på taket», 1955–1968, русский перевод 1957–1973; неоднократно инсценировалась и экранизировалась, в том числе Б. П. Степанцевым (анимационная дилогия 1968 и 1970)].
В трилогии «Эмиль из Лённеберги» («Emil i Lönneberga», 1960–1970) и особенно в повести «Расмус-бродяга» («Rasmus på luffen», 1956) о сталкивающемся с тёмными сторонами жизни мальчике из детского приюта усилен социально-критический пафос. Новая жанровая модель детектива для юношества разработана в цикле повестей «Суперсыщик Блумквист» («Mästerdetektiven Blomkvist», 1946–1953).
Среди других сочинений: сборники рассказов и повестей «Крошка Нильс Карлсон» («Nils Karlsson-Pyssling», 1949), «Солнечная полянка» («Sunnanäng», 1959); фантастические повести «Мио, мой Мио» («Mio, min Mio», 1954, экранизирована В. А. Грамматиковым, 1987), «Братья Львиное Сердце» («Bröderna Lejonhjärta», 1973), а также повесть «Рони, дочь разбойника» («Ronja Rövardotter», 1981), сочетающая черты литературной сказки, романа воспитания, авантюрного и разбойничьего романов.
В творчестве Линдгрен ощущается влияние различных фольклорных и литературных традиций (братья Гримм, С. Лагерлёф, Льюис Кэрролл, А. А. Милн и др.). Она принадлежит к наиболее издаваемым писателям мира, её сочинения переведены на многие языки (на русский переводятся с 1957).
В Стокгольме близ детского парка развлечений Junibacken при жизни Линдгрен ей был поставлен бронзовый памятник (1996; скульптор Х. Хиллфон).
После кончины писательницы в 2002 г. правительство Швеции учредило в память о ней литературную премию (Litteraturpriset till Astrid Lindgrens minne).