Крестьянская реформа 1861
Крестья́нская рефо́рма 1861, одно из ключевых преобразований в ходе Великих реформ императора Александра II. В рамках её проведения в России было отменено крепостное право, что было оформлено системой законодательных актов, принятых в 1861 г.
Причины и предпосылки реформы
Причинами проведения крестьянской реформы стали несоответствие социального строя и состояния экономики Российской империи задаче индустриализации страны, представление ряда государственных (императоры Александр I и Николай I, граф П. Д. Киселёв, князь В. П. Кочубей и др.), общественных и политических деятелей (значительная часть декабристов, славянофилы, западники и т. д.) о том, что сохранение крепостного права препятствует успешному развитию России, создаёт возможность для возникновения крестьянских восстаний и не соответствует морально-нравственным нормам 18 – 1-й половины 19 вв. Советские историки (Е. А. Мороховец и т. д.) рассматривали в качестве основной причины падения крепостного права рост крестьянского протестного движения, однако на самом деле он оказал лишь косвенное влияние на подготовку реформы. Наиболее активно идея аграрных преобразований разрабатывалась с 1826 г. в Секретных комитетах по крестьянскому вопросу, два из которых (в 1846 и 1848) возглавлял наследник престола великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II), выступивший противником радикальных изменений взаимоотношений помещиков и крестьян.
В историографии принято считать, что непосредственным поводом к проведению крестьянской реформы стало поражение России в Крымской войне 1853–1856 гг., выявившее необходимость создания военной промышленности, работающей с использованием наёмного труда, и вызвавшее широкое распространение в обществе оппозиционных настроений по отношению к власти и ожидание реформ.
Подготовка реформы
При подготовке и проведении крестьянской реформы император Александр II опирался на группу «либеральных бюрократов», которым покровительствовали великий князь Константин Николаевич и великая княгиня Елена Павловна.
Впервые о необходимости аграрных преобразований император Александр II открыто заявил в своей речи перед представителями дворянства Московской губернии 30 марта (11 апреля) 1856 г.: «Я убеждён, что рано или поздно мы должны к этому прийти. Я думаю, что вы одного мнения со мною, следовательно, гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу» (Конец крепостничества. 1994. С. 85).
В августе/сентябре 1856 г., во время коронации Александра II, министр внутренних дел С. С. Ланской и его товарищ А. И. Лёвшин с ведома императора вели переговоры с предводителями дворянства, приехавшими на церемонию, стремясь убедить их выступить с инициативой изменения положения принадлежавших им крепостных крестьян. Однако они не изъявили желания приступить к решению крестьянского вопроса; исключение составили предводители дворянства Виленской, Ковенской и Гродненской губерний, чьи хозяйства были теснее связаны с рынком и нуждались в финансах, вследствие чего для их владельцев выгоднее было перейти к сдаче земли крестьянам в аренду по образцу землевладельцев Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерний. В итоге В. И. Назимов, назначенный новым генерал-губернатором Виленской, Ковенской и Гродненской губерний, приступил к совещаниям с предводителями местного дворянства (под предлогом изменения инвентарных правил) о возможности выступления их с ходатайством об улучшении положения крепостных.
Тем временем Александр II поручил руководству Министерства внутренних дел разработать примерную программу отмены крепостного права во всероссийском масштабе. В результате С. С. Ланской и А. И. Лёвшин к концу октября/началу ноября 1856 г. подготовили доклад, в котором предусматривалось освобождение крестьян с предоставлением им земли не в собственность, а в держание; при этом реформу планировалось проводить постепенно, начав её в Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях. Одновременно великая княгиня Елена Павловна представила императору составленный директором Хозяйственного департамента МВД Н. А. Милютиным при участии К. Д. Кавелина план освобождения крестьян в её имении Карловка в Полтавской губернии (ныне город Полтавского района Полтавской области, Украина), в котором обосновывалась необходимость проведения реформы одновременно по всей России с предоставлением бывшим крепостным надельной земли в собственность. Александр II 29 октября (10 ноября) одобрил программу Ланского – Лёвшина, и по его распоряжению МВД направило Назимову соответствующие указания. В конце декабря император выступил против реализации плана Милютина во всероссийском масштабе.
3(15) января 1857 г. был образован последний Секретный комитет по крестьянскому делу [преобразован императорским указом от 21 февраля (5 марта) 1858 в Главный комитет по крестьянскому делу]; возглавлялся императором, в его отсутствие – князем А. Ф. Орловым, а с 25 сентября (7 октября) 1860 г. – великим князем Константином Николаевичем. К августу его членами была разработана программа постепенного решения крестьянского вопроса, в которой были предусмотрены 3 этапа: «приуготовительный» (смягчение крепостного права, сбор материалов для подготовки освобождения крепостных в будущем), «переходный» (постепенное наделение крестьян личными правами при оставлении их «крепкими земле»), «окончательный» («когда крестьяне, получив права личные, будут поставлены в отношениях своих к помещикам как люди совершенно свободные») (Конец крепостничества. 1994. С. 78–79). Этот план был 18(30) августа одобрен Александром II. После этого император отправился за границу в Киссинген (ныне Бад-Киссинген, Германия), по пути встретившись в Вильно с В. И. Назимовым, сообщившим государю о готовности местного дворянства выступить с инициативой обсуждения условий освобождения принадлежавших им крестьян. В Киссингене император встретился с известным прусским экономистом А. фон Гакстгаузеном, ещё в июне представившим министру иностранных дел России князю А. М. Горчакову записку, в которой предрекал начало социальной революции в стране в случае отказа власти от отмены крепостного права. Там же Александр II беседовал о способах разрешения крестьянского вопроса с великой княгиней Еленой Павловной и графом П. Д. Киселёвым, с 1856 г. занимавшим пост российского посла в Париже. В результате император решил приступить к скорейшей разработке реформы.
В октябре 1857 г. С. С. Ланской представил Александру II полученное от Назимова ходатайство инвентарных комитетов Виленской, Гродненской и Ковенской губерний об отмене крепостного права при условии сохранения всей земельной собственности за помещиками. Под давлением императора Секретный комитет постановил поручить министру внутренних дел разработать текст рескрипта Назимову. В результате 20 ноября (2 декабря) Александр II подписал подготовленный под руководством А. И. Лёвшина Высочайший рескрипт на имя генерал-губернатора Виленской, Гродненской и Ковенской губерний, в котором излагалась первая определённая правительственная программа реформы – личное освобождение крестьян, предоставление им «усадебной оседлости» в собственность «посредством выкупа» и полевой земли за исполнение повинностей, сохранение вотчинной полиции в руках дворян. Разрабатывать конкретные проекты реформы должны были губернские комитеты по крестьянскому делу, формировавшиеся из состава местных дворянских корпораций (Конец крепостничества. 1994. С. 86–87). Более предметное изложение данных условий содержалось в отношении министра внутренних дел С. С. Ланского Назимову от 21 ноября (3 декабря), в котором был также сформулирован принцип постепенности предстоявшего преобразования: губернским комитетам предлагалось назначить для «переходного состояния» срок «не свыше 12-ти лет»; в течение этого времени крестьянам не дозволялось покидать имение «без разрешения помещика»; «для надзора за введением и соблюдением новых правил и для разбора недоразумений, могущих возникнуть между помещиками и крестьянами», планировалось образовать «особые в каждом уезде присутствия» (должны были, в частности, контролировать сдачу «нерадивых и порочных крестьян» в рекруты). В отношении более определённо, чем в рескрипте, ставился вопрос о необходимости наделения крестьян полевой землёй «в видах предотвращения вредной подвижности и бродяжничества» (Конец крепостничества. 1994. С. 89–91).
Рескрипт носил локальный характер, однако его содержание сразу же было официально предано гласности: текст разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления и опубликован в газете Le Nord (Брюссель), специально созданной по инициативе российских властей, и в «Журнале Министерства внутренних дел». Под предлогом того, что дворянство Санкт-Петербугского и Ямбургского уездов Санкт-Петербургской губернии выступило за упорядочение крестьянских повинностей, 5(17) декабря рескрипт и отношение министра внутренних дел сходного содержания были направлены санкт-петербургскому генерал-губернатору П. Н. Игнатьеву. После этого правительством были инициированы адреса от дворянства остальных губерний европейской части России, в ответ на них даны рескрипты губернаторам (по образцу рескриптов Назимову и Игнатьеву).
К обсуждению вопросов правительственной политики впервые были привлечены широкие круги дворянства: открыты 46 губернских комитетов по крестьянскому делу (1858–1859) и две Общие комиссии для северо-западных и юго-западных губерний, которые должны были разработать проекты реформы с учётом особенностей различных регионов страны. В губернских комитетах сложились два противостоявших лагеря помещиков-дворян: консервативное большинство [князь И. В. Гагарин, Д. Н. Шидловский, граф П. П. Шувалов (из рода Шуваловых) и другие; отстаивало право помещиков на землю и вотчинную власть) и либеральное меньшинство (А. И. Кошелёв, А. М. Унковский, князь В. А. Черкасский, А. Г. Шрётер, П. Н. Свистунов и другие; выступало за упразднение вотчинной власти и выкуп крестьянами надельной земли в собственность].
В начале 1858 г. лидирующая роль в Министерстве внутренних дел в деле разработки крестьянской реформы перешла от А. И. Лёвшина (не имевшего ясного представления о её перспективах и стремившегося к компромиссу с противниками отмены крепостного права) к Н. А. Милютину – убеждённому стороннику освобождения крестьян с землёй.
21 апреля (3 мая) 1858 г. Александр II утвердил программу занятий губернских комитетов: под влиянием члена Главного комитета по крестьянскому делу генерал-лейтенанта Я. И. Ростовцева (и стоявшего за ним полтавского помещика М. П. Позена, считавшего, что дворянство должно было сохранить право собственности на полевую землю) он фактически допустил в её тексте возможность наделения крестьян только усадебной землёй. Для сохранения общественного порядка в период проведения реформы предполагалось учредить на местах должности военных генерал-губернаторов, наделённых правом принимать чрезвычайные меры. Однако крестьянские волнения в Эстляндской губернии (т. н. война в Махтре), вызванные последствиями крестьянской реформы в Остзейском крае 1804–1819 гг., ожидания отмены крепостного права, широко распространившиеся среди крестьян в Европейской России, поездка Александра II по России в августе – сентябре 1858 г., во время которой он знакомился с обстановкой на местах, побудили власть отказаться от перспективы освободить крепостных без наделения их полевой землёй. В результате 18(30) октября 1858 г. император дал «руководящие основы» для разработки реформы (немедленное улучшение быта крестьян, защита интересов помещиков, твёрдость власти), а 4(16) декабря Главный комитет по его распоряжению принял новую программу отмены крепостного права: создание органов крестьянского самоуправления и превращение бывших крепостных в мелких земельных собственников.
Для рассмотрения проектов губернских комитетов 17 февраля (1 марта) 1859 г. было создано новое вневедомственное учреждение – Редакционные комиссии (председатель – Я. И. Ростовцев, с 1860 – граф В. Н. Панин). В их состав входили представители бюрократии и общественных деятелей, большинство которых являлись сторонниками либеральных проектов реформы. Общепризнанным лидером Редакционных комиссий был Н. А. Милютин, его ближайшими помощниками – князь В. А. Черкасский и Ю. Ф. Самарин. Именно план освобождения крестьян в имении Карловка, разработанный Милютиным, стал основой для создания проекта освобождения крестьянства во всероссийском масштабе. При его разработке члены Редакционных комиссий учитывали опыт российского (реформа Киселёва 1837–1841 и др.), австрийского и прусского законодательства в аграрной сфере. Подготовка чернового варианта проекта была завершена к началу сентября 1859 г. В его обсуждении приняли участие представители губернских комитетов (по 2 от каждого), вызывавшиеся в Санкт-Петербург в августе 1859 г. и в феврале 1860 г. Депутаты от губернских комитетов подвергли проект критике за недостаточное соблюдение интересов помещиков; в результате членам Редакционных комиссий пришлось пойти на незначительные уступки этим требованиям (несколько уменьшить размер наделов, которые предполагалось предоставить крестьянам, и увеличить объём повинностей, возложенных на них).
Окончательный вариант проекта был подготовлен к октябрю 1860 г., после чего он был передан в Главный комитет, а Редакционные комиссии закрыты. Под влиянием консервативно настроенных членов комитета (М. Н. Муравьёва, князя П. П. Гагарина и др.) вновь были сокращены размеры будущих крестьянских наделов, а повинности – увеличены. 28 января (9 февраля) 1861 г. проект был передан в Государственный совет, где под нажимом Александра II и великого князя Константина Николаевича был обсуждён в сжатые сроки – до 17 февраля (1 марта). В результате дискуссии по основополагающим положениям будущей реформы (законодательная регламентация величины наделов и повинностей крестьян, право крестьян переходить с барщины на оброк по истечении двух лет и т. д.) император утвердил мнение меньшинства; консервативной оппозиции удалось лишь добиться уменьшения крестьянского землевладения.
Условия реформы
19 февраля (3 марта) 1861 г. император Александр II в день 6-й годовщины своего пребывания на престоле, подписал Манифест об отмене крепостного права [«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»; текст был написан митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), обнародован 5(17) марта 1861], «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и 17 дополнительных документов, регулировавших условия реформы для различных регионов Российской империи и категорий зависимых крестьян (дворовых, принадлежавших мелкопоместным владельцам, и т. д.).
Согласно тексту «Общего положения…», помещичьи крестьяне (по данным 10-й ревизии 1858, 23 млн человек – около половины всего российского крестьянства) получали свободу и ряд прав: как личных (вступление в брак и «распоряжение в их семейственных делах» без «дозволения помещиков»; заключение «как отдельно, так и целыми обществами» различных договоров, обязательств и подрядов «с частными лицами» и «с казною»; «производить свободную торговлю… без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин», основывать промышленные заведения, «записываться в цехи», вступать в гильдии, поступать в учебные заведения, подавать иски в суд, выступать в качестве поверенных и т. д.), так и гражданских (право собственности на всё движимое имущество, а также с согласия помещика и «мирового учреждения» – на недвижимость, приобретённую помещиками на имя крестьян, свободное приобретение и распоряжение как отдельным крестьянином, так и сельским обществом новым движимым и недвижимым имуществом и т. д.) (Конец крепостничества. 1994. С. 217–219).
Помещики сохраняли собственность на всю принадлежавшую им землю, но были обязаны предоставить крестьянам усадьбу и надел полевой земли в постоянное пользование. В целях предотвращения обезземеливания бывших крепостных было установлено, что крестьяне не имели права отказаться от надела в течение 9 лет; крестьянская община сохранялась в тех регионах, где существовала на момент реформы. За право пользоваться предоставленной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк; в период исполнения этих повинностей крестьяне считались временнообязанными.
Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах. Они должны были быть составлены помещиками (привлечение к их подготовке крестьян предоставлялось усмотрению хозяина имения) в течение 2 лет. В продолжение этого периода крестьяне по-прежнему исполняли повинности в пользу помещиков в объёмах на момент реформы с некоторыми ограничениями «барщинной повинности»: для женщин – не более 2 дней в неделю с тягла, мужская – «не свыше узаконенных до сего времени трёх дней в неделю с тягла»; те же требования были установлены для имений, где барщина развёрстывалась не по тяглам, а «по участкам, дворам или хозяйствам»; с крестьян, «наделённых одною усадебною землёю», барщина до утверждения уставной грамоты должна была требоваться «по местному обычаю, но не более того, что требовалось до сего времени» (Конец крепостничества. 1994. С. 233–234). В течение того же времени помещикам надлежало произвести наделение крестьян землёй, включавшее: утверждение размеров полагавшегося бывшим крепостным земельного участка, разверстание господских и крестьянских владений (исключительно по желанию помещика) и перенос крестьянских усадеб (по требованию владельца имения). После составления помещик должен был подписать грамоту сам и представить её для подписания крестьянам. Затем он направлял её мировому посреднику, который в присутствии владельца имения (или его уполномоченного), 6 уполномоченных от «мирских обществ» и 3 «добросовестных посторонних свидетелей» проверял её подлинность и вводил её в действие (Конец крепостничества. 1994. С. 235).
Размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европейской России определялись в 4 «Местных положениях». Образцом для их составления стало «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских». Оно распространялось на 29 великороссийских (Астраханскую, Владимирскую, Вологодскую, Воронежскую, Вятскую, Казанскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Олонецкую, Оренбургскую, Орловскую, Пензенскую, Пермскую, Псковскую, Рязанскую, Санкт-Петербургскую, Самарскую, Саратовскую, Симбирскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую и часть Харьковской), 3 новороссийские (Екатеринославскую, Таврическую, Херсонскую) и 2 белорусские (Могилёвскую, часть Витебской) губернии. Размеры душевого надела определялись в зависимости от полос («нечернозёмной», «чернозёмной», «степной»). В «местностях», на которые делились «полосы» («нечернозёмная» – на 9, «чернозёмная» – на 8, «степная» – на 12), устанавливались высший и низший нормы надела (низший должен был составлять «одну треть против высшего») (Конец крепостничества. 1994. С. 240). В нечернозёмной полосе высший размер душевого надела составлял от 3 до 7 десятин (от 3,3 до 7,6 га), низший – от 1 до 2,3 десятины (от 1,1 до 2,5 га); в чернозёмной полосе: высший – от 2,75 до 6 десятин (от 3 до 6,6 га), низший – от 0,91 до 2 десятин (от 0,99 до 2,2 га). В случае если существовавший крестьянский надел превышал высший размер, установленный для данной местности, помещик имел право «отрезать… излишек в своё непосредственное распоряжение» или же оставить эту землю «в постоянном пользовании» крестьян, определив совместно с ними условия «сего пользования». Если же надел был меньше определённого низшего размера, помещик мог или прирезать «недостающее количество земли» или понизить полагающиеся за пользование наделом повинности. Если же «в непосредственном распоряжении» помещика в результате отчуждения надельной крестьянской земли оставалось меньше ⅓ «принадлежащих ему угодий», то он имел право удержать в своём владении ещё одну треть своего имения (однако при этом бывшие крепостные не могли получить меньшее количество земли, чем предусматривалось низшей нормой надела) (Конец крепостничества. 1994. С. 240–241). В «степной» полосе для каждой «местности» законодательно определялся «указный» размер душевого надела: в «великороссийских» – от 6 до 12 десятин (от 6,6 до 13,1 га), в «новороссийских» – от 3 до 6,5 десятины (от 3,3 до 7,1 га). «Указный надел» в великорусских губерниях был определён в диапазоне от 6 до 12 десятин (от 6,6 до 13,1 га), в малороссийских – от 3 до 6,5 десятины (от 3,3 до 7,1 га). В состав надела не включался лес (оставался в собственности помещика); крестьяне имели право только на лесные участки, которыми они пользовались до 1861 г. (при этом помещик не обязан был снабжать бывших крепостных топливом на безвозмездной основе). Размер оброка за максимальный душевой надел в различных местностях составлял от 8 до 12 руб. в год; а в случаях, когда крестьяне «получают… менее установленного для той местности высшего… или указного… количества десятин на душу, там… облагаются оброком в меньшем противу высшего душевого оброка размере» (Конец крепостничества. 1994. С. 246). Сумма же выплат за 1 десятину (1,1 га) начислялась на основе размера денежной повинности за высший надел: в «нечернозёмной» полосе – «половина высшего душевого оброка», в «чернозёмной» и «степной» – 4 руб. (Крестьянская реформа. 1954. С. 219). Определённая в «Местном положении…» наибольшая сумма оброка могла быть увеличена губернским присутствием по крестьянским делам, если во владении крестьян находились «особенно ценные поёмные луга», селение находилось недалеко от города или «значительной торговой пристани» (пристань могла находиться и в самом селении), существование бывших крепостных обеспечивалось «предоставленною им рыбною ловлею» и «если помещик докажет, что крестьянам предоставлены такие выгоды и удобства, которые могут служить справедливым основанием к возвышению оброка» (Конец крепостничества. 1994. С. 246–247). Сумма годового оброка, зафиксированная в уставной грамоте, должна была оставаться неизменной в течение 20 лет с момента принятия «Местного положения…», после чего «по требованию помещика или крестьян» могла быть произведена переоброчка (изменение размера) на следующие 2 десятилетия (Конец крепостничества. 1994. С. 247). Максимальный годовой объём барщинных работ, установленный за пользование «высшим» или «указным» наделами «во всех трёх полосах», составлял 40 рабочих дней для мужчин и 30 – для женщин; в случае наделения бывших крепостных наделом меньшего размера «соразмерно» уменьшалась и барщина (Конец крепостничества. 1994. С. 247); наименьший объём мужских годовых барщинных работ за пользование наделом равнялся 20 дням.
Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Местное положение о поземельном устройстве крестьян … в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских», но с учётом специфики каждого района.
Так, «Местное положение о поземельном устройстве крестьян, водворённых на помещичьих землях, в губерниях Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской» ввиду отсутствия на территории этих губерний общинного землевладения предусматривало наделение крестьян землёй на основе наследственного (подворного) принципа. Каждая губерния подразделялась на несколько «местностей», для которых высшая норма душевого надела составляла от 2,75 до 4,5 десятины (от 3 до 4,9 га), низшая – половина высшей. Оброк на Левобережной Украине был меньше, чем в великорусских губерниях (от 1 руб. 40 коп. до 2 руб. 80 коп. за 1 десятину); барщина составляла от 12 до 21 мужского рабочего дня за 1 десятину.
«Местное положение» для 3 губерний Правобережной Украины (Киевской, Волынской, Подольской) закрепляло за крестьянами всю землю, которой они пользовались по инвентарным правилам 1847–1848 гг. Повинности здесь были несколько ниже, чем на Левобережной Украине (от 8,5 до 20 мужских рабочих дней или от 1 руб. 35 коп. до 3 руб. 30 коп. оброка за 1 десятину полевого надела).
По «Местному положению» для Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской губерний за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались до крестьянской реформы (за незначительными исключениями); повинности в Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской губерниях определялись в уменьшенном размере по сравнению с зафиксированными в инвентарных правилах 1855 г., в Динабургском, Дриссинском, Люцинском и Режицком уездах Витебской губернии – исходя из числа душ («со включением батраков и их семейств») «на каждые сорок десятин… крестьянского надела» (оброк – от 1 руб. 65 коп. до 3 руб. за десятину «удобной земли», барщина – от 12 до 23 «мужских» и «женских» рабочих дней) (Крестьянская реформа. 1954. С. 370, 371, 376). Согласно двум последним «Положениям», при определённых условиях (выкуп крестьянами части надела в собственность по соглашению с помещиком и т. д.), допускался отказ бывших крепостных от надела (или его части) в течение 9 лет.
Крестьяне имели право выкупить усадебную землю при условии уплаты всех недоимок; для определения выкупной суммы часть оброка, полагавшаяся за «усадебную оседлость», перемножалась на 16 и ⅔. Они также могли выкупить полевой надел по требованию помещика или по соглашению с ним. Как установила Л. Г. Захарова, разработчики реформы, установив неизменность повинностей, фактически вынуждали помещиков переводить крестьян на выкуп (Захарова. 2011. С. 251–252). Большую часть данной суммы помещику выплачивало государство в форме выкупной ссуды, которую впоследствии крестьяне должны были возместить с процентами (выкупные платежи). После принятия решения о выдаче выкупной ссуды бывшие крепостные приобретали статус крестьян-собственников, а выкупленная земля поступала в собственность крестьянской общины. Согласно статье 165 «Положения о выкупе» крестьянин мог досрочно внести выкупные платежи и приобрести надел в личную собственность. По замыслу разработчиков реформы, реализация этого положения в перспективе должна была привести к созданию слоя мелких земельных собственников. По предложению, выдвинутому в Государственном совете князем П. П. Гагариным, крестьяне могли перейти на дарственный надел (¼ от положенного, но без выплаты выкупа), в этом случае они назывались крестьянами-дарственниками.
В ходе реформы создавалось единое крестьянское самоуправление по образцу существовавшего у удельных и государственных (создано в результате реформы Киселёва 1837–1841) крестьян. Низшей административно-хозяйственной единицей становилось «сельское общество», в состав которой входили крестьяне, «водворённые на земле одного помещика»; несколько «смежных» общин образовывали волость (от 300 до 2 тыс. душ мужского пола). Согласно «Общему положению…» для поддержания порядка, установления контроля над земельными переделами, обеспечения исправного сбора податей и исполнения бывшими крепостными повинностей в пользу помещиков предусматривалось введение органов «общественного управления» – сельских и волостных сходов, избиравших должностных лиц – сельских старост, волостных старшин, волостных судей и т. д. Однако на период временнообязанного положения сельское общество в полицейском отношении было подчинено помещику, который имел право требовать смены сельского старосты или помощника волостного старшины, приостанавливать исполнение постановлений мирских приговоров, «буде усмотрит… распоряжение, противное существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сельского общества, или же нарушающее права помещичьи» с последующим донесением об этом мировому посреднику, обязанному «удовлетворить законные требования помещика» (Конец крепостничества. 1994. С. 219–227).
В «Положении об устройстве дворовых людей, вышедших из крепостной зависимости» определялось, что бывшие дворовые приобретали «все права личные, семейственные и по имуществу, предоставляемые крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости» (Конец крепостничества. 1994. С. 228). При этом они получали надел только в том случае, если пользовались им на момент реформы. В течение двух лет бывшие дворовые люди были обязаны служить своим помещикам или платить им оброк; по истечении этого срока они «увольнялись навсегда от всяких обязанностей к их владельцам» (Конец крепостничества. 1994. С. 229).
Реализация реформы
Условия реформы вызвали неприятие со стороны подавляющего большинства крестьян, считавших, что помещики скрыли от них «настоящую» волю. Под ней крестьяне понимали освобождение с землёй и сложение с них всех повинностей. В ряде регионов произошли волнения бывших крепостных против новых порядков – Бездненское выступление 1861 г. и Кандеевское выступление 1861 г.
Реализация реформы началась с составления уставных грамот. Этот процесс в основном завершился к середине 1863 г.; всего было составлено около 113 тыс. грамот. Примерно 60 % крестьян отказались подписать эти документы, что означало их несогласие с условиями, предлагавшимися помещиками. Мировые посредники за редкими исключениями (бывшие декабристы барон А. Е. фон Розен и М. А. Назимов, граф Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов, К. А. Тимирязев и др.) при рассмотрении поступивших к ним уставных грамот руководствовались интересами дворян. В результате произведённой отрезки крестьянское землевладение в целом по стране значительно сократилось (в целом на ⅕, в отдельных губерниях – до 40 %). В чернозёмных губерниях (Саратовской, Самарской, Екатеринославской и др.) многие крестьяне по соглашению с помещиками получали «дарственный надел» из-за очень высоких повинностей. Большинство помещиков не произвело разверстания земель с крестьянами, что создавало чересполосицу. Это впоследствии позволило помещикам сдавать на выгодных условиях бывшим крепостным земельные участки, необходимые для ведения ими хозяйства.
Польское восстание 1863–1864 гг. вызвало проведение крестьянской реформы в Царстве Польском 1864 г. и изменения в условиях крестьянской реформы в губерниях Западного края. В результате на территории этого региона вводился обязательный выкуп, выкупные платежи уменьшались на 20 %, был пересмотрен размер крестьянского надела (крестьяне, утратившие часть своих земель в 1857–1861, получили свои наделы обратно полностью, обезземеленные раньше – частично). Наделы крестьян по сравнению с количеством земли, зафиксированным в уставных грамотах, значительно увеличились.
В соответствии с замыслом разработчиков реформы многие помещики, осознавая невыгодность неизменных повинностей, которые исполняли временнообязанные крестьяне, переводили их на выкуп. К 1870 г. численность крестьян-собственников составила 55 %, а к началу 1880-х гг. – 85 %. В этих условиях император Александр III 28 декабря 1881 г. (9 января 1882) издал указ о переводе временнообязанных крестьян в великороссийских и малороссийских губерниях на обязательный выкуп с 1(13) января 1883 г. (завершился к 1895).
Одновременно всё в более широких масштабах практиковалось приобретение крестьянами наделов в личную собственность после досрочной выплаты выкупных платежей с одновременным выходом из общины по статье 165 «Положения о выкупе». Данная тенденция вызвала беспокойство власти, опасавшейся разрушения общины и утраты земли значительной частью крестьянства. В результате 14(26) декабря 1893 г. Александр III утвердил закон, отменявший статью 165.
Необходимость выплачивать выкупные платежи вызывала недовольство крестьян, считавших их взимание несправедливым (вопрос о степени их тяжести для крестьянского хозяйства является дискуссионным). В результате император Николай II подписал 3(16) ноября 1905 г. манифест об уменьшении выкупных платежей наполовину с 1(14) января 1906 г. и полной их отмене с 1(14) января 1907 г., что означало прекращение выкупной операции.
Значение реформы
Крестьянская реформа 1861 г. способствовала развитию капитализма и процессов модернизации в России, изменению структуры общества. Её опыт был использован при подготовке преобразований, затрагивавших положение различных категорий крестьянства в Российской империи: реформы удельных крестьян 1863 г., крестьянской реформы в Закавказье 1864–1883 гг., реформы государственных крестьян 1866 г., крестьянской реформы в Бессарабии 1868 г. Воспринималась большинством современников как поворотный пункт российской истории, а император Александр II с 1860-х гг. неофициально именовался «царём-освободителем». Однако условия реформы носили компромиссный и противоречивый характер, что вызвало их критику со стороны радикальной интеллигенции (начиная с А. И. Герцена, Н. П. Огарёва и Н. Г. Чернышевского) и неприятие со стороны крестьян. В результате основная цель преобразования – создание устойчивого слоя мелких земельных собственников – так и не была выполнена, а значительная часть дворян не смогла приспособиться к новым условиям хозяйствования и постепенно теряла землю. Социальная напряжённость в аграрном секторе, возникшая в результате реализации реформы, стала одной из причин революции 1905–1907 гг.