Протазанов Яков Александрович
Протаза́нов Я́ков Алекса́ндрович [23.1(4.2).1881, Москва – 8.8.1945, там же], российский режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской ССР (1943).
Один из зачинателей российского кинематографа. Из купеческой семьи.
В 1900 г. окончил Московское коммерческое училище. Режиссёрский дебют – «Бахчисарайский фонтан» (1909). В 1911–1918 гг. поставил около 80 фильмов, в том числе картины «русской золотой серии», отличающиеся высокой режиссёрской и операторской культурой, глубоким психологизмом: «Драма у телефона» (1914, один из ранних опытов с монтажом), экранизации «Пиковая дама» (1916), «Отец Сергий» (1918) и др.
В 1920–1923 гг. работал в Париже, Берлине.
После возвращения поставил фильмы: «Аэлита» по А. Н. Толстому (1924), «Белый орёл» с участием В. И. Качалова и В. Э. Мейерхольда (1928), а также комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1927) и «Праздник святого Йоргена» (1930).
В картинах Протазанова ярко проявилось мастерство популярных актёров И. И. Мозжухина, В. В. Максимова, И. В. Ильинского, А. П. Кторова, М. М. Блюменталь-Тамариной и др.
В историко-революционном фильме «Сорок первый» (1926; по одноимённой повести Б. А. Лавренёва) Протазанов добился глубокой достоверности в передаче атмосферы эпохи гражданской войны и создании образов главных героев. В период звукового кино после музыкальной комедии-памфлета «Марионетки» (1934) поставил «Бесприданницу» (1936), вошедшую в фонд отечественной киноклассики.
Среди других фильмов: «Война и мир» по Л. Н. Толстому (совместно с В. Р. Гардиным), «Николай Ставрогин» по роману «Бесы» Ф. М. Достоевского (оба – 1915), «Его призыв» (1925), «Человек из ресторана» по И. С. Шмелёву (1927), «Салават Юлаев» (1940), «Насреддин в Бухаре» (1943).
Выступал также как сценарист.