Программная музыка
Програ́ммная му́зыка, род инструментальной музыки; музыкальные произведения, имеющие словесную (нередко стихотворную) программу, конкретизирующую музыкальное содержание.
Программой может служить заглавие, указывающее на что-либо вдохновившее композитора; более подробные программы обычно представляют собой литературный сюжет. В программной музыке широко применяются звукоизобразительность, конкретизация через жанр. Различаются картинная (музыкальные картины природы, народных празднеств, битв и др.) и сюжетная программность. Развитие музыкальных образов в сюжетно-программной музыке в той или иной степени отвечает контурам сюжета (как правило, заимствованного из художественной литературы), порой даётся лишь музыкальная характеристика основных образов.
В программной музыке используются приёмы развития, позволяющие следовать за сюжетом, не нарушая собственно музыкальных закономерностей; среди них – вариационность и связанный с ней монотематизм (видоизменения одной объединяющей темы в крупных, в том числе циклических, произведениях, не обязательно программных), лейтмотивные характеристики, объединение в крупной одночастной форме признаков разных форм, что характерно для жанра симфонической поэмы.
Истоки программной музыки – в звукоизобразительности вокальной и вокально-инструментальной музыки 14–16 вв. [итальянская качча, французское рондо́ периода ars subtilior, шансон К. Жанекена и др.]. Программность в собственном смысле берёт начало в эпоху барокко в произведениях К. Фарины (четырёхголосное «Причудливое каприччио» из сборника «Паваны, гальярды, куранты...», книги партий впервые изданы в 1627 в Дрездене), А. Польетти (сюита для клавира «Восстание в Венгрии», 1671), И. Я. Фробергера, Г. И. Ф. фон Бибера, И. Кунау. Среди программных произведений 18 в.: «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И. С. Баха, цикл скрипичных концертов «Времена года» А. Вивальди, клавесинные миниатюры Ф. Куперена, Ж.-Ф. Рамо. Ряд произведений программной музыки создал Л. ван Бетховен: 6-я симфония («Пасторальная»; все части имеют названия), увертюра «Кориолан» и др. Расцвет программной музыки в 19 в. связан с романтизмом, провозгласившим обновление музыки с помощью единения её с поэзией; среди образцов – «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Г. Берлиоза, симфонии «Фауст», «К "Божественной комедии" Данте», симфонические поэмы «Тассо. Жалоба и триумф», «Прелюды» Ф. Листа (ему принадлежит сам термин «программная музыка»), «Моя Родина» Б. Сметаны. Программность романтического толка свойственна симфоническим сочинениям Р. Штрауса, Я. Сибелиуса.
Крупный вклад в программную музыку внесли русские композиторы: симфоническая картина «Иванова ночь на Лысой горе», фортепианный цикл «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, симфоническая сюита «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия для оркестра «Франческа да Римини» П. И. Чайковского и др.; программную музыку писали А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович.