Театр Корша
Теа́тр Ко́рша (Русский драматический театр), частный театр в Москве.
Создан в 1882 г. ведущими актёрами ликвидированного в том же году Драматического театра А. А. Бренко (Пушкинского театра), – во главе с с М. И. Писаревым и В. Н. Андреевым-Бурлаком, пригласившими антрепренёра и драматурга-переводчика Ф. А. Корша в качестве распорядителя. В первый сезон театр имел труппу и репертуар, сложившиеся в Пушкинском театре. В 1883 г. Корш вытеснил Писарева и Андреева-Бурлака и стал хозяином дела.
В 1885 г. театр получил помещение, выстроенное В. А. и А. А. Бахрушиными в Богословском переулке (ныне Петровский переулок; в этом здании расположен Театр Наций). Режиссёры М. В. Аграмов (в 1885–1887 и 1889–1891) и Н. Н. Соловцов (в 1887–1889) пытались придать Театру Корша черты европейских «свободных театров», решающих серьёзные художественные задачи: Аграмов поставил «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1886) в костюмах и декорациях грибоедовской эпохи, Соловцов – пьесу А. П. Чехова «Иванов» (1887), написанную автором специально для Театра Корша [для актёров театра Чехов написал также шутку «О вреде табака» (поставлена в 1886) и одноактные пьесы «Лебединая песня» и «Медведь» (поставлены в 1888)]; в обоих спектаклях участвовал В. Н. Давыдов, работавший в театре в 1886–1888 гг. Для учащихся, в просветительских целях, устраивали утренние представления классического репертуара с дешёвыми билетами. Театр ориентировался преимущественно на лёгкую фарсовую комедию; каждую неделю по пятницам демонстрировалась очередная новинка. Однако ставились здесь и пьесы Г. Ибсена («Кукольный дом», 1891; «Враг народа», 1892), Л. Н. Толстого («Плоды просвещения», 1894; «Власть тьмы», 1895), С. А. Найдёнова («Дети Ванюшина», 1901) и др.
В разные годы в Театре Корша работали: режиссёры – Н. Н. Синельников (1900–1909), А. Л. Загаров (1910–1911), Н. Д. Красов (1911–1912), А. Л. Зиновьев (1912–1913), В. К. Татищев (1914–1917); актёры – М. Т. Иванов-Козельский, Н. П. Рощин-Инсаров, А. А. Яблочкина, П. Н. Орленев, И. М. Москвин, Л. М. Леонидов, А. А. Остужев, М. М. Блюменталь-Тамарина и др.
В 1918 г. театр купил актёр М. М. Шлуглейт, пригласив художественным руководителем Н. М. Радина. В труппе – А. П. Кторов, В. О. Топорков, Е. М. Шатрова и др.
В сезон 1920/1921 Театр Корша получил название «3-й театр РСФСР. Комедия». В сезон 1925/1926 включён в сеть государственных театров Моссовета; носил название «Комедия (Б. Корш)», затем – Московский драматический театр.
Последний спектакль «бывший Корш» дал 31 января 1933 г. Театр закрыли, наиболее крупные актёры вошли в труппы Малого театра, МХАТа и др. Н. М. Радин писал тогда Н. Н. Синельникову: «Бесславно кончил театр "Корш" своё 50-летнее существование; люди, ликвидировавшие его, не посчитались ни с чем – ни с прошлым, в котором было много значительного, ни с самолюбием работавших там актёров, ни даже с почтенной юбилейной датой. Приказом Наркомпроса художественный состав распределён между московскими театрами, которым, конечно, не очень приятно обременять себя таким "принудительным ассортиментом", и здание со всем инвентарём, кроме декораций и костюмов, передано МХАТу, который 1 марта начинает там играть. <...> Надо не понимать совершенно структуры театра, чтоб так распоряжаться актёрскими силами. Каково состояние этих людей, сознающих, что они являются обузой!» (Николай Мариусович Радин. 1965. С. 149–150).