Синтез искусств
Си́нтез иску́сств, объединение различных видов искусства в одном художественном произведении. В отличие от древнего синкретического праискусства (обрядовая «игра-действие» по А. Н. Веселовскому), синтез искусств – достаточно поздняя тенденция, возможная на зрелой стадии развития художественной культуры, когда отдельные виды искусства уже отделились друг от друга и специфика каждого из них приобрела теоретическую оформленность.
Естественным образом тяготеют друг к другу пластические искусства (пространственные искусства): архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, взаимопроникая, объединяются в целостный художественный ансамбль (как правило, на основе архитектуры), не сводимый к сумме составляющих его элементов.
О синтезе в широком смысле можно говорить по отношению к искусствам, требующим интерпретатора (актёра, певца, танцовщика, музыканта-инструменталиста). Такому пониманию синтеза искусств отвечают все сценические искусства: драма (т. е. трагедия и комедия – синтез литературы и актёрской игры), на раннем этапе развития в эпоху античности ещё синкретическая (значительная роль отводилась хору), балет (классический танец – синтез музыки и хореографии), опера (музыкальная драма). Существенную роль в спектакле (со времён античности) играет сценическое оформление (театрально-декорационное искусство). К сценическим искусствам примыкают иные (отличные от оперы) формы вокальной музыки: оратория, кантата (синтез музыки и поэзии, в котором создание текста обычно предшествует музыкальному воплощению, в противоположность синкретическим фольклорным жанрам – песням, хороводу). Проявлением синтеза искусств отчасти является программная музыка (имеющая развёрнутую литературную программу либо отсылающая к образам пластических искусств).
По мысли П. А. Флоренского, к синтезу искусств следует относить также храмовое действо (богослужение, литургия). Оно включает как временны́е, так и пространственные аспекты синтеза искусств (молитвословные тексты, положенные на музыку, произносятся в пространстве храма, иногда в разных его частях, см. в статьях Антифонное пение, Респонсорное пение; пасхальное богослужение может включать танцевальные элементы). Наиболее развит храмовый синтез искусств в жанре и форме «страстей».
За пределами европейской традиции (например, в макаме, мугаме, т. н. санскритской драме, японском театре но, пекинской опере цзинцзюй) взаимосвязи различных искусств (литература, музыка, танец) имеют преимущественно синкретический характер.
О синтезе искусств в специальном значении (в контексте эстетики романтизма) говорят применительно к «совокупному произведению искусств» (нем. Gesamtkunstwerk, русский перевод термина принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову) – музыкальной драме нового типа, концепцию которой разработал и практически осуществил Р. Вагнер. Начиная с романтической оперы «Летучий голландец» (1843) Вагнер обратился к сюжетам народных сказаний, в дальнейшем – к архаическим пластам германо-скандинавской мифологии (тетралогия «Кольцо нибелунга», 1852–1876), что повлекло коренную реформу музыкального театра. Анархический бунт против современного «мира убийства и разбоя, организованных и легализованных посредством лжи, обмана и лицемерия» (Wagner R. Das Bühnenweihfestspiel in Bayreuth 1882 // Wagner R. Gesammelte Schriften und Dichtungen. Leipzig, 1883. Bd. 10. S. 395) послужил импульсом к пересмотру всей системы искусств, центральное место в которой должна занять драма, призванная заменить религиозный культ. Возврат к древним истокам драмы и античному хору [его функцию в «торжественных сценических представлениях» (Bühnenfestspiele) Вагнера выполняет оркестр] на деле означал ломку сложившихся оперных форм, место которых заняла «бесконечная мелодия» (unendliche Melodie). Утверждая свой синтез искусств, Вагнер подчёркивал исключительную роль Л. ван Бетховена как первого композитора, соединившего слово и музыку в классическом жанре симфонии, после чего «чистая» инструментальная музыка, по Вагнеру, утратила всякий смысл.
Европейская культура 2-й половины 19 – 1-й половины 20 вв. видела в синтезе искусств актуальную художественную задачу, которую решали представители движения «Искусства и ремёсла» (У. Моррис), мастера модерна, Сецессиона, Баухауса, конструктивизма, ар деко и других направлений и стилей. В этот период синтез искусств реализуется в жилых и общественных сооружениях, созданных вручную книгах, театральных постановках (например, в МХТ, труппе Русский балет Дягилева, спектаклях В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, М. Рейнхардта и др.), в мемориальных сооружениях, садово-парковом искусстве, выставочных комплексах (см. Всемирные выставки), массовых празднествах (например, в СССР после 1917).
После того как была разработана концепция синтеза искусств, примеры его воплощения историки искусства стали находить в ансамблях Древнего Востока, античности, сооружениях романского стиля, готики, Проторенессанса, Возрождения, барокко, классицизма, исторических стилей и эклектизма, в византийском и древнерусском зодчестве, в разных внеевропейских культурах.
В 20–21 вв. воплощением синтеза искусств представляется киноискусство.