Термины

Синтез искусств

Си́нтез иску́сств, объединение различных видов в одном художественном произведении. В отличие от древнего праискусства (обрядовая «игра-действие» по ), синтез искусств – достаточно поздняя тенденция, возможная на зрелой стадии развития художественной культуры, когда отдельные виды искусства уже отделились друг от друга и специфика каждого из них приобрела теоретическую оформленность.

Естественным образом тяготеют друг к другу (пространственные искусства): , , , , взаимопроникая, объединяются в целостный художественный (как правило, на основе архитектуры), не сводимый к сумме составляющих его элементов.

О синтезе в широком смысле можно говорить по отношению к искусствам, требующим интерпретатора (актёра, певца, танцовщика, музыканта-инструменталиста). Такому пониманию синтеза искусств отвечают все сценические искусства: (т. е. трагедия и комедия – синтез литературы и актёрской игры), на раннем этапе развития в эпоху ещё синкретическая (значительная роль отводилась ), (классический танец – синтез музыки и хореографии), (музыкальная драма). Существенную роль в спектакле (со времён античности) играет сценическое оформление (). К сценическим искусствам примыкают иные (отличные от оперы) формы вокальной музыки: , (синтез музыки и поэзии, в котором создание текста обычно предшествует музыкальному воплощению, в противоположность синкретическим фольклорным жанрам – песням, ). Проявлением синтеза искусств отчасти является (имеющая развёрнутую литературную программу либо отсылающая к образам пластических искусств).

По мысли , к синтезу искусств следует относить также храмовое действо (, ). Оно включает как временны́е, так и пространственные аспекты синтеза искусств (молитвословные тексты, положенные на музыку, произносятся в пространстве храма, иногда в разных его частях, см. в статьях , ; пасхальное богослужение может включать танцевальные элементы). Наиболее развит храмовый синтез искусств в жанре и форме .

За пределами европейской традиции (например, в , , т. н. , японском театре , пекинской опере ) взаимосвязи различных искусств (литература, музыка, танец) имеют преимущественно синкретический характер.

О синтезе искусств в специальном значении (в контексте эстетики ) говорят применительно к «совокупному произведению искусств» (нем. Gesamtkunstwerk, русский перевод термина принадлежит ) – музыкальной драме нового типа, концепцию которой разработал и практически осуществил . Начиная с романтической оперы (1843) Вагнер обратился к сюжетам народных сказаний, в дальнейшем – к архаическим пластам германо-скандинавской мифологии (тетралогия , 1852–1876), что повлекло коренную реформу музыкального театра. Анархический бунт против современного «мира убийства и разбоя, организованных и легализованных посредством лжи, обмана и лицемерия» (Wagner R. Das Bühnenweihfestspiel in Bayreuth 1882 // Wagner R. Gesammelte Schriften und Dichtungen. Leipzig, 1883. Bd. 10. ) послужил импульсом к пересмотру всей системы искусств, центральное место в которой должна занять драма, призванная заменить религиозный культ. Возврат к древним истокам драмы и античному хору [его функцию в «торжественных сценических представлениях» (Bühnenfestspiele) Вагнера выполняет оркестр] на деле означал ломку сложившихся оперных форм, место которых заняла «бесконечная мелодия» (unendliche Melodie). Утверждая свой синтез искусств, Вагнер подчёркивал исключительную роль как первого композитора, соединившего слово и музыку в классическом жанре , после чего «чистая» инструментальная музыка, по Вагнеру, утратила всякий смысл.

Европейская культура 2-й половины 19 – 1-й половины 20 вв. видела в синтезе искусств актуальную художественную задачу, которую решали представители движения (), мастера , , , , и других направлений и стилей. В этот период синтез искусств реализуется в жилых и общественных сооружениях, созданных вручную книгах, театральных постановках (например, в , труппе , спектаклях , , и др.), в , , выставочных комплексах (см. ), массовых празднествах (например, в СССР после 1917).

После того как была разработана концепция синтеза искусств, примеры его воплощения историки искусства стали находить в ансамблях , античности, сооружениях , , , , , , и , в византийском и древнерусском зодчестве, в разных внеевропейских культурах.

В 20–21 вв. воплощением синтеза искусств представляется киноискусство.

  • Термины изобразительного искусства