Гитара
Гита́ра (исп. guitarra, итал. chitarra, франц. guitare, нем. Gitarre; от греч. κιθάρα – струнный инструмент), струнный щипковый лютневидный инструмент.
Форма корпуса 8-образная, плоские деки крепятся к обечайкам. Шейка с 18–19 ладами на плоском грифе, заходящем на верхнюю деку в районе 12-го лада, венчается головкой с колковым механизмом. В верхней деке, у края грифа, располагается резонаторное отверстие; в нижней её части крепится мостик с порожком. Из 6 нейлоновых или карбоновых одинарных струн 3 (реже 2) первые (верхние) не имеют оплётки, с 4-й по 6-ю обмотаны канителью. Мензура около 650 мм. Стандартный строй: e1 – h – g – d – A – E. Нотируется в скрипичном ключе октавой выше фактического звучания или в виде табулатуры. Сложилась практика называть такой инструмент классической испанской гитарой. Он же обычно подразумевается при употреблении термина «гитара» без уточнения её разновидности.
История гитары как инструмента с достаточно чёткими характерными признаками восходит к эпохе Возрождения. Наиболее близкий предшественник и родственник гитары – виуэла. На протяжении 15–16 вв. эти инструменты сосуществовали и развивались параллельно. В иконографических источниках сходство виуэл и гитар часто столь велико, что основным отличием считают количество курсов струн, которых у ренессансной гитары было 4. Струны использовались жильные, парные, нижний хор мог настраиваться в октаву. Количество ладов в среднем варьировало от 8 до 10. Гитары 15–16 вв. по размеру были меньше виуэл, имели более короткую мензуру. Такие конструктивные особенности, как гриф или выполняющая его роль плоскость шейки, расположенные на уровне верхней деки, навязные жильные лады, мостик без порожка, были характерны и для виуэлы, и для гитары, и для лютни. Типичный строй ренессансной гитары – большая терция между 2-й и 3-й струнами в окружении кварт.
Наиболее ранние из сохранившихся образцов музыки для ренессансной гитары встречаются в сборниках «Три книги музыки в цифровой нотации для виуэлы» («Tres libros de música en cifra para vihuela», Севилья, 1546) А. Мударры и «Лира Орфея» («Orphénica Lyra», Севилья, 1554) М. де Фуэнльяны. Также известны произведения французских, итальянских и английских композиторов 16 в. (все – в виде табулатур). Ренессансная гитара использовалась в качестве аккомпанирующего и сольного инструмента. Репертуар составляли песни, вариации на темы популярных песен и танцев, полифонические фантазии, аналогичные виуэльным.
К рубежу 16–17 вв. виуэла была практически вытеснена гитарой, что связано с формированием новой разновидности последней. Она обладала 5 курсами струн, что стало отличительной чертой гитары эпохи барокко, широко распространившейся в странах Европы и удерживавшей популярность до конца 18 в. Барочная гитара была немного крупнее ренессансной, обладала более длинной мензурой. Ряд навязных ладов, охватывающих шейку и гриф, продолжали 4–5 жёстких (деревянных или костяных), установленных на верхней деке. Таким образом, общее количество ладов иногда достигало 14–15. 1-я струна нередко была одинарной – для более чистого звучания мелодии и чёткой артикуляции. 4-й и/или 5-й хоры струн иногда настраивались в октаву; реже в октаву настраивались 3-й и 4-й хоры (при настройке 5-го хора в унисон). В 17 в. установился строй e1 – h – g – d – A.Завоёвывая всё большую популярность, барочная гитара стала модной в аристократических кругах, что отразилось на практике украшения инструментов и послужило развитию разнообразных техник декорирования, в которых использовались редкие и ценные материалы. Наиболее известны барочные гитары таких мастеров, как М. Селлас, И. Тильке, А. Страдивари, представителей французской династии Вобоам (Voboam).
Барочная гитара широко использовалась в составе группы бассо континуо, её репертуар включал аккомпанементы к песням и ариям, сольные пьесы. Среди композиторов: А. Фальконьери, Джованни Паоло Фоскарини (Giovanni Paolo Foscarini; годы активной работы около 1600 – 1647), Ф. Корбетта, Анджело Микеле Бартолотти (Angelo Michele Bartolotti, около 1615 – 1682), Г. Санс, С. де Мурсия и др.
Дальнейший путь к установлению в качестве стандарта 6 одинарных струн шёл по двум направлениям, продиктованным, с одной стороны, возросшей ролью нижнего регистра, а с другой – преимуществами использования одинарных струн. Во 2-й половине 18 в. ещё сохраняла своё положение барочная гитара с использованием одинарной мелодической струны и настройкой нижних хоров струн в октаву. Такая практика была характерна в основном для Франции и Италии. В последней трети 18 в. стали использовать гитары с 5 одинарными струнами, как переделанные из гитар с хорами струн, так и сразу изготовленные в таком варианте. Сохранившиеся экземпляры – неаполитанского происхождения.В Испании к тому времени широкое распространение получили гитары с 6 курсами парных струн. Богатым материалом для изучения манеры игры на этой разновидности гитар послужили руководства, изданные в 1799 г. в Мадриде: «Искусство игры на испанской гитаре» («Arte de tocar la guitarra espanola роr música») Ф. Ферандьере и «Основы игры на гитаре с шестью курсами» («Principios рага tосаr la guitarra de seis órdenes») Ф. Моретти. В этих трудах использована пятилинейная нотация и указана настройка 6-го курса на ноту E.
Особенности манеры игры того времени, описанные в руководстве Ф. Ферандьере, заключаются в расположении правой руки ближе к резонаторному отверстию, тогда как звукоизвлечение ближе к струнодержателю считалось характерным для «простонародного» музицирования. При защипывании струн рекомендовалось использовать как минимум 3 пальца правой руки, играя в основном подушечками, а к игре ногтями прибегать только тогда, когда это действительно необходимо.
Примерно с середины 18 в. декорирование гитар упрощается, происходит постепенный отказ от сложных розеток. Распространение получают металлические фиксированные лады. Появляется, пока ещё редкая, тенденция к пересмотру принципа расположения пружин верхней деки. Первенство в использовании т. н. веерного их расположения, ориентированного вдоль деки, вместо поперечного исследователи отдают испанскому мастеру Ф. Сангино. Эту идею развил его соотечественник Х. Пахес.
1-я половина 19 в. стала эпохой стремительного завоевания гитарой широкой аудитории. Крупнейшими композиторами и исполнителями этого периода были М. Джулиани, Ф. Карулли, Маттео Каркасси (Matteo Carcassi, 1792–1853), Н. Кост. Значительную роль в популяризации гитары с 6 одинарными струнами сыграли Ф. Сор и Д. Агуадо. Их поиски более совершенного звучания в ходе активной концертной практики нашли отражение в сотрудничестве с такими французскими мастерами, как Р. Ф. Лакот и Этьен Лапревотт (Étienne Laprévotte, около 1790 –1856). Были предложены и осуществлены изменения конструкции некоторых инструментов, в частности увеличен объём корпуса.Чтобы музыкант не тратил силы на удержание инструмента, Д. Агуадо создал специальную подставку – трипод, который жёстко фиксировал гитару, позволяя сосредоточиться на исполнении. Агуадо активно использовал своё изобретение в концертной практике. Рисунок трипода он привёл в труде «Новый метод игры на гитаре» («Nuevo Metodo Para Guitarra», Мадрид, 1843). В этом издании есть портрет самого Агуадо с гитарой, установленной на трипод.
Несмотря на тесное сотрудничество и совместную концертную деятельность, Д. Агуадо и Ф. Сор не придерживались единого мнения о способах звукоизвлечения. Агуадо использовал защипывание ногтями, обеспечивающее более яркую и чёткую атаку звука, тогда как Сор предпочитал осуществлять щипок подушечками пальцев, что давало более мягкое, но насыщенное звучание. В дальнейшем в исполнительской практике продолжили развиваться оба подхода, а также их различные сочетания.Точная дата появления первой гитары с 6 одинарными струнами не определена; старейшие сохранившиеся инструменты, с наиболее достоверной атрибуцией, принадлежат неаполитанским мастерам, среди которых Джованни Баттиста Фабрикаторе (Giovanni Battista Fabricatore, годы активной работы около 1780 – 1811) и Гаэтано Виначчиа (Gaetano Vinaccia, около 1759 – 1831). Дж. Вестбрук в книге «Век, создавший гитару» (Москва, 2012. С. 24) указывает 1792-й в качестве года изготовления первой шестиструнной гитары.
Французские и итальянские гитары начала 19 в. послужили основой для т. н. венской гитары, с формированием которой связаны имена мастеров И. Г. Штауфера и, позднее, И. Г. Шерцера. Воплощённые ими конструктивные новшества вкупе с некоторыми чертами английской гитары (инструмента из семейства цистр) послужили развитию русской гитары.
В 1-й половине 19 в. распространился гриф, заходящий с шейки на верхнюю деку, мостики гитар изменились: в них начали устанавливать порожек, расширились варианты крепления шейки к корпусу. Эти нововведения, иногда вместе, иногда порознь, присутствовали как у мастеров континентальной Европы, так и у изготовителей гитар, работавших в Англии, например у Л. Панормо. Он создавал гитары и во французском стиле, с поперечным расположением пружин (которое использовалось и в венских гитарах), и в испанском, с веерным их расположением. Инструменты его работы считаются очередным шагом к формированию современной классической испанской гитары. К будущим характерным чертам, помимо расположения пружин и присутствия нижнего порожка, добавилась головка с использующим червячную передачу колковым механизмом, пришедшим на смену фрикционным колкам. Одним из самых известных гитаристов своего времени, игравших на инструментах Панормо, был Антонио Уэрта (Antonio Huerta, 1800–1874); он оказал влияние на творчество гитариста и композитора Хулиана Аркаса (Julián Arcas, 1832–1882).
Знакомство и сотрудничество Х. Аркаса с мастером А. де Торресом Хурадо сыграло роль в окончательном формировании в работах последнего классической испанской гитары, практически не изменившейся в 20–21 вв. Ранние его инструменты напоминают конструкцией и внешним видом некоторые французские и венские гитары. Позднее, под влиянием Аркаса, мастер переработал конструкцию гитары, салонной по своей сути, в инструмент, подходящий для большой сцены. Это потребовало увеличить глубину корпуса и изменить соотношения ширины верхнего и нижнего его овалов и талии; сделать верхнюю деку довольно тонкой, обеспечив при этом достаточную её прочность, для чего была усовершенствована система веерного расположения пружин. Шейка была интегрирована в корпус – приём, характерный для некоторых инструментов испанской школы, например работы Х. Пахеса и Л. Панормо. Использовался гриф, заходящий с шейки на верхнюю деку. Таким образом, хотя многие черты поздней гитары Торреса в том или ином виде уже присутствовали ранее в работах разных мастеров, впервые они были переработаны в рамках единой конструкции именно им. На инструменте Торреса играл и ученик Аркаса Ф. Таррега.
В 20 в. наиболее значимыми композиторами и исполнителями, посвятившими себя испанской классической гитаре, считаются Э. Пухоль и особенно А. Сеговия, много сделавший для расширения гитарного репертуара. Он исполнял как собственно гитарную музыку, так и созданные им транскрипции и переложения. Значительную часть его репертуара составили произведения крупной формы, в том числе концерты для гитары с оркестром Э. Вила-Лобоса и М. Кастельнуово-Тедеско. Благодаря нескольким гастрольным поездкам Сеговии по СССР в 1-й половине 20 в. произошёл всплеск интереса к шестиструнной гитаре в Советском Союзе. Наиболее известными отечественными популяризаторами этого инструмента стали П. С. Агафошин и А. М. Иванов-Крамской.
Наряду с классической испанской гитарой, в 20–21 вв. в разных странах широко распространились другие разновидности гитар, в том числе вестерн-гитары (как акустические, так и электроакустические), электрогитары.
Интерес к аутентичному исполнительству, возникший во 2-й половине 20 в. и предвосхищённый в области гитарной музыки Э. Пухолем, создававшим переложения виуэльного репертуара, способствовал изучению исторических инструментов, их реставрации, созданию современных реплик.