Давыдов Владимир Николаевич
Давы́дов Влади́мир Никола́евич (настоящие имя, отчество и фамилия Иван Николаевич Горелов) [7(19).1.1849, Новомиргород, Российская империя, ныне Украина – 23.6.1925, Москва], российский актёр, народный артист Республики (1922).
Один из крупнейших представителей русского реализма, развивал традиции щепкинской школы. Учился у актёра Малого театра И. В. Самарина. В 1867–1880 гг. играл в провинции, в основном в антрепризе П. М. Медведева. Выступал в разных жанрах – от трагедии до оперетты, благодаря чему выработал гибкую и разнообразную актёрскую технику. В 1880–1924 гг. в петербургском Александринском театре (в 1886–1888 в Театре Корша в Москве), с 1924 г. актёр Малого театра. Виртуозная техника перевоплощения сочеталась у Давыдова с органическим чувством жизненной правды, тонким вкусом, художественным тактом. Высшие достижения артиста связаны с русской классикой: Фамусов («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Расплюев («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина), Городничий («Ревизор»), Подколёсин и Кочкарёв («Женитьба») Н. В. Гоголя, Кузовкин («Нахлебник» И. С. Тургенева), Аким и Митрич («Власть тьмы» Л. Н. Толстого). Сыграл свыше 80 ролей в произведениях А. Н. Островского, который высоко ценил его талант и сам поручал роли в своих пьесах (Хлынов – «Горячее сердце», Бальзаминов – «Праздничный сон – до обеда», Подхалюзин – «Свои люди – сочтёмся», Каркунов – «Сердце – не камень» и др.). Давыдов одним из первых среди русских актёров приблизился к эстетике А. П. Чехова – ещё до открытия Московского художественного театра. Сочетал умение крупно, масштабно характеризовать сценического героя с тонкой психологической нюансировкой: Иванов («Иванов»), Фирс («Вишнёвый сад»), Чебутыкин («Три сестры»). Среди лучших ролей: Гарпагон («Скупой» Мольера), Шейлок («Венецианский купец») и Фальстаф («Виндзорские проказницы», обе – У. Шекспира). Обладая редкими голосовыми данными, в совершенстве овладев мастерством сценической речи, Давыдов придавал слову драматурга новые, часто неожиданные оттенки. Заложил традиции речевой характеристики, которым в дальнейшем следовало не одно поколение актёров. С 1883 г. преподавал в Санкт-Петербургском театральном училище. Среди учеников: В. Ф. Комиссаржевская, Н. Н. Ходотов, Л. С. Вивьен, В. Л. Юренева, К. А. Зубов.