Герасимов Сергей Аполлинариевич
Гера́симов Серге́й Аполлина́риевич (в официальных документах часто ошибочно Апполинариевич или Апполинарьевич) [по уточнённым данным, 8(21).5.1906, заимка на реке Кундуруша, близ южного берега озера Чебаркуль, в Троицком уезде Оренбургской губернии, ныне Чебаркульский район, Челябинская область – 28.11.1985, Москва; похоронен на Новодевичьем кладбище], российский кинорежиссёр, сценарист, педагог, теоретик кино, общественный деятель, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1974).
Сын потомственного дворянина, одного из первых российских марксистов А. А. Герасимова. Во 2-й половине 1910-х гг. учился в Алексеевском реальном училище в Екатеринбурге; пел на клиросе в Александро-Невской церкви при училище. Накануне взятия Екатеринбурга частями Рабоче-Крестьянской Красной Армии (лето 1919) уехал вместе с семьёй, первоначально не принявшей советскую власть, в Красноярск (работал на лесопильном предприятии – в столярном цеху, затем в конторе).
В 1923–1925 гг. учился в Петроградском (с 1924 Ленинградском) художественно-промышленном техникуме (ныне Санкт-Петербургское училище имени Н. К. Рериха); интерес к рисунку впоследствии выразился в создании многочисленных автошаржей (из сохранившихся наиболее интересен содержащий домашнее прозвище Герасимова). Одновременно в 1923 г. состоял в труппе Государственного Экспериментального театра в Петрограде под руководством В. Н. Всеволодского-Гернгросса.
С 1923 г. в ФЭКС, где под руководством Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга осваивал актёрское мастерство – как театральный (до 1924) и киноактёр (1924–1927). В 1930 г. окончил драматическое отделение Ленинградского техникума сценических искусств (мастерская Н. В. Петрова и Е. В. Елагиной).
В кино дебютировал как актёр в картине «Мишки против Юденича» (1925). В немых фильмах Козинцева и Трауберга исполнял, как правило, роли отрицательных героев («Чёртово колесо», 1925, главарь ленинградской шпаны; «С. В. Д.», 1927, шантажист и провокатор Медокс; «Новый Вавилон», 1929, парижский журналист; выступил также как ассистент режиссёра; «Одна», 1931, председатель сельсовета – бюрократ; также второй режиссёр).
В 1926–1941 гг. на Ленинградской кинофабрике (ныне «Ленфильм», с 1940 художественный руководитель актёрской труппы и член художественного совета). В 1941–1942 гг. на Центральной объединённой киностудии в Алма-Ате; в 1942–1946 гг. на киностудии «Мосфильм» (с 1943 член художественного совета). В 1946–1985 гг. на киностудии «Союздетфильм» (ныне Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького; в 1954–1960 руководитель творческой мастерской, в 1960–1964 – Первого творческого объединения, в 1965–1985 – Второго творческого объединения).
Протестуя против зависимости актёра от монтажа и воли режиссёра, решил заняться режиссурой. Комедия о буднях красноармейцев «Пять Маратов» (1930, совместно с С. И. Бартеневым, в прокате «22 несчастья») подверглась жёсткой критике. В прессе её назвали «чисто механическим» подражанием американскому кинематографу (Фельдман К. И. Еще одно кино-несчастье // Вечерняя Москва. 1930. 19 июня. № 140. С. 3), оценили как «неприемлемый, стопроцентный брак», впитавший «яд» жанровых традиций западного кинематографа, ругали за «неувязки в развитии действия», отсутствие «темпа в монтаже», неоправданные гротеск и эксцентрику (Астров И. «22 несчастья» // Кино и жизнь. 1930. № 19. С. 9). Годы спустя сам Герасимов назвал эту картину «на редкость безликой и дрянной» (Герасимов С. А. Страницы автобиографии // Герасимов. 1984. С. 17).
Первая самостоятельная режиссёрская работа – фильм «Лес» о жизни рабочих на лесозаготовках (1931) – запрещена к прокату Главным комитетом по контролю за репертуаром при Народном комиссариате по просвещению РСФСР как вредная и «подтверждающая измышления капиталистов о принудительном труде в СССР» (Цит. по: Марголит. 1995. С. 31).
Совершенствованию в профессии кинорежиссёра способствовало тесное общение с Козинцевым и В. И. Пудовкиным (в его фильме «Дезертир» в 1931 сыграл свою первую роль в звуковом кино), а также поддержка руководства студии (прежде всего начальника сценарного отдела А. И. Пиотровского). Авторский режиссёрский стиль начал формироваться в процессе работы над комедией о студентах-молодожёнах «Люблю ли тебя?» (1934), которая окупилась в прокате более чем на 90 % (один из лучших показателей «Ленфильма» тех лет).
Всесоюзную известность и признание старших коллег принесла лирическая драма с элементами комедии и приключенческого детектива о героизме комсомольцев на Крайнем Севере «Семеро смелых» (1936, первый звуковой фильм Герасимова, сценарий совместно с Ю. П. Германом). Успех закрепили фильмы «Комсомольск» (1938, сценарий совместно с З. С. Маркиной и М. С. Витухновским, переписан Герасимовым после посещения в 1936 Комсомольска-на-Амуре; сыграл эпизодическую роль главного диверсанта) и «Учитель» (1939; орден Трудового Красного Знамени, 1940; Сталинская премия 2-й степени, 1941).
С начала Великой Отечественной войны до декабря 1941 г. С. А. Герасимов работал в 7-м отделе (отдел специальной пропаганды) Политического управления Северного, затем Ленинградского фронтов. Написал (совместно с Л. О. Арнштамом) сценарий короткометражного фильма «Чапаев с нами» (режиссёр В. М. Петров; вышел на экраны 31 июля 1941). Поставил дилогию о Кировском заводе: «Непобедимые» (1942, совместно с М. К. Калатозовым, сценарий совместно с М. Ю. Блейманом и Калатозовым; снят по инициативе и при поддержке А. А. Жданова) и «Большая земля» (1944).
В 1943 г. редактор-консультант Сценарной студии, в 1944–1945 гг. заместитель председателя Комитета по делам кинематографии при Совете народных комиссаров (СНК) СССР. В 1944–1945 гг. директор Центральной студии документальных фильмов, в 1944–1948 гг. председатель учёного совета кинолетописи Великой Отечественной войны. Руководил работой всех фронтовых групп кинооператоров, созданием киножурналов и кинофильмов о наступательных действиях Красной Армии, а также съёмками Крымской (Ялтинской) конференции 1945 г. и Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г.; привлекал режиссёров игрового кино к созданию документальных картин («Берлин» Ю. Я. Райзмана, «Разгром милитаристской Японии» А. Г. Зархи и И. Е. Хейфица, оба – 1945, и др.).
В 1944 г. получил в числе 15 человек особый статус «ведущего режиссёра художественного кино», предполагавший повышенную персональную ставку заработной платы (С. А. Герасимов и ещё 10 кинорежиссёров получали 5 тыс. руб. в месяц, в то время как другие кинорежиссёры не более 3 тыс. руб.) (О ставках заработной платы работников художественной кинематографии : Постановление СНК СССР от 25 июля 1944 № 927).
В 1949–1950 гг. возглавлял киногруппу, направленную в Китай. Из привезённого из командировки материала были смонтированы фильмы «Освобождённый Китай» (режиссёры Герасимов, Э. Ю. Волк, ассистент режиссёра Т. М. Лиознова; Сталинская премия 1-й степени за 1950, вручена в 1951) и «Новый Пекин».
Кадры, отснятые С. А. Герасимовым (вместе с И. П. Копалиным и Г. В. Александровым) 6–9 марта 1953 г. во время прощания с И. В. Сталиным, легли в основу фильма «Великое прощание» (в прокат не вышел).
Экранизировал произведения М. Ю. Лермонтова («Маскарад», 1941), А. А. Фадеева («Молодая гвардия», 1948; Сталинская премия 1-й степени за 1948, вручена в 1949), М. А. Шолохова («Тихий Дон», 1957–1958; среди наград – Большой приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах за 3-ю серию, 1958), Стендаля («Красное и чёрное», 1976, телевизионный, сценарий совместно с Г. И. Склянским), 1-ю и частично 2-ю книги романа А. Н. Толстого «Пётр Первый» («Юность Петра» и «В начале славных дел», 1980; Ленинская премия, 1984).
Среди других фильмов: «Сельский врач» (1951), «Надежда» (1954, короткометражный), «Люди и звери» (1962), «Журналист» (1967; Большой приз Московского Международного кинофестиваля, 1967), «У озера» (1969; Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1970; Государственная премия СССР, 1971), «Любить человека» (1972), «Дочки-матери» (1974).
Последний фильм – «Лев Толстой» (1984, сыграл Л. Н. Толстого; среди наград – Большой приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1984).
Автор и соавтор сценариев большинства поставленных им фильмов, а также картин других режиссёров, в том числе «Дорога правды» (1956, режиссёр Я. Б. Фрид), «Память сердца» (1958, сценарий при участии Т. Ф. Макаровой, режиссёр Т. М. Лиознова).
С. А. Герасимов сотрудничал с театром как драматург и режиссёр-постановщик. Среди пьес: «Учитель» (Театр имени Ленсовета, 1939, постановка Герасимова; Театр имени Евг. Вахтангова, 1940; опубликована в том же году), «Строгие времена» (Драматический театр в Комсомольске-на-Амуре, 1940; Большой драматический театр имени М. Горького, постановка Герасимова, 1940), «Большая земля» (Центральный театр Красной Армии, 1943), «Два счастья» (Московский театр «Сатиры», 1947), «Пушкин» (1950, не поставлена).
Среди постановок в театре: «Молодая гвардия» по А. А. Фадееву (1947, Государственный театр киноактёра), «Седая девушка» Хэ Цзинчжи и Дин И, перевод В. Н. Рогова (Театр имени Евг. Вахтангова, совместно с Лиозновой и С. И. Самсоновым, 1952), «Красное и чёрное» (Театр-студия киноактёра, 1972).
Автор работ по теории киноискусства, истории советского кинематографа; в 1966 г. по совокупности работ удостоен учёной степени доктора искусствоведения.
Член жюри Каннского кинофестиваля (1946), Венецианского кинофестиваля (1963), Международного кинофестиваля в Нью-Дели (1977); председатель жюри (1959, 1965, 1969, 1985) и член жюри (1961, 1971) конкурса полнометражных художественных фильмов Московского международного кинофестиваля.
В 1931–1935 гг. руководил актёрской мастерской в Ленинградском техникуме сценических искусств (среди выпускников П. М. Алейников и Г. С. Жжёнов). В 1940–1941 гг. преподавал в киношколе при «Ленфильме». Руководитель мастерской при Государственном театре киноактёра (1946–1948), художественный руководитель (совместно с М. И. Роммом) Государственной студии киноактёра (1948–1951) в Москве. Во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК): руководитель мастерских – актёрской (1943–1945, утверждён в январе 1944) и объединённой режиссёрско-актёрской (1945–1985), профессор с 1946; заведующий кафедрами – актёрского мастерства (1946–1965), режиссуры художественного фильма и актёрского мастерства (1961–1972), кинорежиссуры художественного фильма (кино- и телефильма; 1972–1985); подготовил свыше 200 кинорежиссёров и киноактёров, среди них – С. Ф. Бондарчук, Лиознова, К. С. Лучко, И. В. Макарова, С. И. Самсонов, Л. А. Кулиджанов, Ф. В. Довлатян, Л. М. Гурченко.
Премия Ленинского комсомола за создание кинофильмов о молодёжи, Ленинском комсомоле и большую общественно-педагогическую деятельность (1970).
Награждён орденами Красной Звезды (1944), Трудового Красного Знамени (1950), Ленина (1961, 1966, 1974), Октябрьской революции (1971), Белого Льва 2-й степени (1950, Чехословакия), Кирилла и Мефодия 1-й степени (1973, Болгария); серебряной медалью и почётной грамотой Всемирного совета мира (1959).
Жена – Т. Ф. Макарова.
В 1986 г. имя С. А. Герасимова присвоено ВГИКу.
В 2003 г. в фойе ВГИКа установлен бронзовый бюст режиссёра.
Значительная часть творческого, рабочего и личного архива С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (фонд № 3055).
О Герасимове снят документальный фильм «Жизнь одна...» (1987).
В 2004 г. в селе Кундравы Чебаркульского района Челябинской области открыт мемориальный музей С. А. Герасимова (с 2008 Музей имени С. А. Герасимова).
Именем С. А. Герасимова названы астероид № 7730 (открыт в 1978), пик Ала-Арчинского ущелья близ г. Бишкек в Киргизской Республике (2006), улица в Челябинске (2008), Челябинский областной киноцентр (2011).
В 2006 г. к 100-летию С. А. Герасимова Банком России выпущена серебряная монета достоинством 2 руб., компанией «Марка» – почтовый конверт с оригинальной маркой.
Общественно-политическая деятельность
Член художественных советов при Комитете по делам кинематографии (1944–1946) и при Министерстве кинематографии СССР (1946–1947), председатель художественного совета по кинематографии при Министерстве культуры СССР (1959–1963); член коллегии Министерства кинематографии СССР (1946–1947), член (1963–1965) и член коллегии (1972–1978) Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии (Госкино СССР), член Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР (1965–1972) и член коллегии Государственного комитета СССР по кинематографии (1978–1985).
Член Комитета по Сталинским премиям в области искусства и литературы при Совете Министров СССР (1947–1954); член (с 1960) и член Президиума (1963–1985) Комитета по Ленинским премиям в области литературы и искусства (с 1966 по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры) при Совете Министров СССР. Член (с 1957) и заместитель председателя Президиума (1960–1965) Организационного бюро Союза работников кинематографии СССР; член и один из секретарей правления Союза кинематографистов СССР (1965–1985).
Член-корреспондент (с 1974), действительный член (с 1978) Академии педагогических наук СССР, председатель Научного совета по проблемам эстетического воспитания при Президиуме Академии (1974–1985). Руководил разработкой нового предмета для средней школы – «эстетическое воспитание». Редактор коллективной монографии «Система эстетического воспитания у школьников» (1983).
Член редакционных коллегий ряда периодических изданий, в том числе журналов «Искусство кино» (1940–1941, 1969–1985) и «Иностранная литература» (1955–1974), газет «Литература и искусство» (1943–1944) и «Советское искусство» (1944–1950), «Кинословаря: в двух томах» (1966–1970), энциклопедического словаря «Кино» (1987), главный редактор собрания сочинений Г. М. Козинцева (тома 1–5, 1982–1986).
Член (с 1947) и член Правления (1954–1959) Союза писателей СССР. Член Европейского сообщества писателей (с 1962).
Член Советского комитета защиты мира (1949–1985; в 1949 руководил съёмками документального фильма о 1-й Всесоюзной конференции сторонников мира – «Мир победит войну») и его Президиума (с 1950); Всемирного совета мира (с 1953).
Участвовал в т. н. дартмутском диалоге – неформальных встречах (конференциях) общественных деятелей СССР и США, собиравшихся в условиях «холодной войны» для обсуждения двусторонних отношений (1961, 1964).
Член бюро и президент секции кинематографии Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (1955–1958). Один из организаторов и заместитель председателя правления Общества советско-китайской дружбы (1957–1985). Президент секции кинематографии (ассоциации кинематографистов; 1958–1985), член Совета и Президиума (1967–1985) Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами.
Член ВКП(б) – КПСС (с 1943); делегат XXII–XXVI съездов КПСС с правом решающего голоса (1961, 1966, 1971, 1976, 1981). Депутат Верховного Совета СССР (1950–1958) и Верховного Совета РСФСР [1967–1985, избирался от Ленинского района Свердловска (ныне Екатеринбург), где жил в отрочестве; способствовал развитию его инфраструктуры]. Согласно позднейшему признанию (сделано в 1984 в канун перестройки), хотя его вступление в партию являлось «своеобразным протестом против фашизма», он не хотел покинуть партийные ряды; по мнению Герасимова, социализм продемонстрировал «свою жизнеспособность в самых экстремальных условиях», а «альтернативы коммунизму не существует». Указывая на «драматичность» советской истории, он подчёркивал, что испытывает к ней «великое уважение», попытки же отречения от прошлого («ах, не то делали, ах, не туда шли») считает постыдными и смешными: «Этого от меня не дождутся ни враги, ни друзья. Для этого я слишком уважаю свою биографию и биографию своей страны» [Точки отсчета // Литературная газета. 1984. 2 мая (№ 18). С. 7].