Шолохов Михаил Александрович
Шо́лохов Михаи́л Алекса́ндрович [11(24).5.1905, по другим данным, 1904, хутор Кружилин близ станицы Вёшенская Области войска Донского, ныне хутор Кружилинский Шолоховского района Ростовской области – 21.2.1984, станица Вёшенская Ростовской области], русский писатель, общественный деятель. Академик (действительный член) Академии наук СССР (1939). Член Центрального комитета КПСС (1961). Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980).
Детство и юность
Отец – Александр Михайлович Шолохов (1865–1925), разночинец, выходец из Рязанской губернии; работал скупщиком скота, приказчиком в торговом доме, управляющим паровой мельницы. Мать – Анастасия Даниловна Шолохова, урождённая Черникова (1871–1942), черниговская крестьянка, сирота; в юности была выдана замуж за казака С. Кузнецова, служившего в лейб-гвардии Атаманском полку, с которым рассталась после знакомства с А. М. Шолоховым (венчание состоялось после смерти Кузнецова, в 1913).
В 1905–1910 гг. Шолоховы жили в хуторе Кружилин, затем в хуторе Каргин. В 1912 г. М. А. Шолохов поступил в Каргинское мужское приходское училище. В 1914 г. лечился от глазной болезни в клинике К. В. Снегирёва в Москве (описана в «Тихом Доне»; некоторое время в ней находился главный герой романа – Григорий Мелехов). В том же году, по выздоровлении, обучался в частной мужской гимназии имени Г. Шелапутина в Москве, в 1915–1918 гг. в Богучарской мужской гимназии в Воронежской губернии; после её закрытия в связи с Гражданской войной на Дону поселился с родителями в хуторе Плешаков. В 1919 г., с началом боевых действий в Плешакове, семья переехала в хутор Рубёжный, затем в станицу Каргинскую (бывший хутор Каргин). М. А. Шолохов проводил ликбез среди взрослого населения в хуторе Латышев, работал статистиком в Каргинском станичном исполкоме, принимал участие в деятельности молодёжного драмкружка в качестве актёра и автора.
В 1922 г. окончил курсы продинспекторов в Ростове-на-Дону, получил мандат и назначение на работу продовольственным инспектором в станицу Букановскую. Там встретился с дочерью бывшего станичного атамана П. Я. Громославского, учительницей школы 2-й ступени Марией Петровной Громославской (1901–1992), на которой женился 11 января 1924 г. В августе 1922 г. отстранён от исполнения должностных обязанностей за «искривление и преступное отношение к политике налогообложения»: занизил продовольственный налог станичникам, за что попал под суд, осуждён на один год условно (Государственный архив Ростовской области. Шахтинский филиал. Ф. 760. Оп. 1. Д. 154. Л. 361; копия, фонды Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова, НВ-4322/2; Письмо Е. Г. Левицкой 18 июня – 2 июля 1929, Вёшенская // Шолохов. 2003. С. 37).
Осенью того же года отправился в Москву поступать на рабфак, однако не был принят по формальным основаниям (непролетарское происхождение, отсутствие производственного стажа и направления комсомола). Работал каменщиком, грузчиком, счетоводом, одновременно усиленно занимался самообразованием. С 1923 г. посещал литературные вечера и лекции группы «Молодая гвардия» в общежитии молодых писателей на улице Покровка, где познакомился с Артёмом Весёлым, М. С. Голодным, Ю. Н. Либединским, М. А. Светловым, А. А. Фадеевым и др. Занятия для «молодогвардейцев» вели Н. Н. Асеев, О. М. Брик, В. Б. Шкловский.
Начало творческого пути
Первая публикация состоялась осенью 1923 г. в газете «Юношеская правда» (ныне «Московский комсомолец») – фельетоны «Испытание», «Три» (за подписью «М. Шолох»). Первый опубликованный рассказ – «Родинка» (газета «Молодой ленинец», 14 декабря 1924). В 1924–1925 гг. печатался в комсомольских газетах и журналах «Молодой ленинец», «Комсомолия», «Журнал крестьянской молодёжи» (ныне «Сельская молодёжь»), «Смена» и других: рассказы «Продкомиссар» (первоначальное авторское название «Зверь»), «Пастух», «Илюха», «Жеребёнок», «Лазоревая степь», «Семейный человек», «Смертный враг», «Двухмужняя», ставшие репликой молодого писателя в споре о мужике, о путях развития деревни в русской литературе 1-й трети 20 в. В сюжетном и композиционном плане рассказы объединены лейтмотивом борьбы между «отцами» и «детьми», «красными» и «белыми», казаками и «иногородними»; в центре сюжета – человек, находящийся в ситуации нравственного выбора между личным и общим. Произведения вошли в сборники «Донские рассказы», «Лазоревая степь» (оба – 1926), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927), впоследствии составив сборник «Лазоревая степь. Донские рассказы. 1923–1925» (1931). Первые сочинения Шолохова получили высокую оценку современников; в частности, А. С. Серафимович отметил у писателя «огромное знание того, о чём рассказывает» (Серафимович А. Предисловие // Шолохов М. А. Донские рассказы. Москва, 1926. С. 3).
«Тихий Дон»: создание, публикация и рецепция романа
В период работы над рассказами у Шолохова возник замысел крупного произведения о сложном пути казачества в годы военных и революционных потрясений 20 в. Центральной темой романа под предполагаемым заглавием «Донщина» должно было стать выступление Корнилова 1917 г., участие казаков в походе на Петроград. Однако в ходе работы автор расширил хронологические и тематические рамки текста, посчитав необходимым описать и мирную жизнь донского казачества, его культуру. Из беседы Шолохова со студентами факультета славистики в Уппсале (Швеция; 1965): «За "Тихий Дон" я взялся, когда мне было двадцать лет, в 1925 году… Поначалу, заинтересованный трагической историей русской революции, я обратил внимание на генерала Корнилова. Он возглавлял известный мятеж 1917 года. И по его поручению генерал Краснов шёл на Петроград, чтобы свергнуть Временное правительство Керенского. За два или полтора года я написал шесть-восемь печатных листов… Потом я почувствовал: что-то у меня не получается. Читатель, даже русский читатель, по сути дела, не знал – кто такие донские казаки. <…> …Я, оставив начатую в 1925 году работу, начал сюжетно с предвоенных лет, с описания семьи Мелеховых…» (Рымко Е. П. М. А. Шолохов на родине Альфреда Нобеля. Санкт-Петербург, 2007. С. 81–82). Работая над романом, Шолохов встречался с участниками Первой мировой войны 1914–1918 гг. и Вёшенского восстания 1919 г., изучал специальную литературу (труды В. А. Антонова-Овсеенко, А. М. Зайончковского, Н. Е. Какурина, И. М. Калинина, А. А. Френкеля и др.), хранившиеся в архивах Москвы, Ростова-на-Дону, Новочеркасска материалы советской и белогвардейской прессы (подробнее см.: Прийма. 1981. С. 160–162).
Осенью 1927 г. Шолохов отнёс рукопись 1-й книги романа в Госиздат, где её отклонили по причине «восхваления казачества, идеализации казачьего быта» (Тришин Н. У истоков // Комсомольская правда. 1960. 22 мая, воскресное приложение). При поддержке А. С. Серафимовича произведение принял к публикации редактировавшийся им в 1926–1929 гг. журнал «Октябрь», где в течение 1928 г. вышли 1-я и 2-я книги «Тихого Дона» (книга 1 – в № 1–4, январь – апрель; книга 2 – в № 5–10, май – октябрь). Осенью 1927 г. Шолохов познакомился с заведующей отделом издательства «Московский рабочий» Е. Г. Левицкой (1880–1961), которая способствовала появлению романа в печати: первые две книги вышли в 1–3-м номерах «Роман-газеты» за 1928 г. и в 4-м номере за 1929 г.
Первые книги «Тихого Дона» были одобрительно встречены многими современниками автора, прежде всего М. Горьким (см. его письмо И. М. Касаткину от 31 декабря 1928: Горький М. Полное собрание сочинений. Т. 18. Москва, 2016. С. 167), и получили высокую оценку Главного политико-просветительного комитета (Главполитпросвета) Народного комиссариата просвещения РСФСР. «Ещё не законченный роман Шолохова "Тихий Дон" – произведение исключительной силы по широте картин, знанию жизни и людей, по горечи своей фабулы. Это произведение напоминает лучшие явления русской литературы всех времён», – отмечал А. В. Луначарский (Красная панорама. 1929. № 1. С. 5).
Вместе с тем ряд писателей выступили с критикой романа. Н. Прокофьев обвинял Шолохова в аполитичности и пособничестве кулакам; В. П. Ставский советовал «переменить место жительства» – переехать в рабочий район, чтобы узнать и сделать темой своего творчества жизнь пролетариата, а не казачества; А. И. Бусыгин доказывал, что Шолохов не пролетарский писатель, т. к. он «тоскует» по казачьему быту (Разогреева Л. П. Донская печать о Шолохове, 1920–1930-е годы // Мир Шолохова. 2017. № 1. С. 12). В защиту Шолохова выступил А. А. Фадеев, заявив на Пленуме Правления Российской ассоциации пролетарских писателей (далее – РАПП) 22 сентября 1929 г.: «Шолохова ни в коем случае не нужно расценивать как писателя враждебного и ни в коем случае нельзя относиться враждебно. Это было бы преступно. …Мы должны его критиковать, мы должны ему говорить, что вот, мол, эти места у тебя не удаются, надо стараться, чтобы он органическим путём всё более и более приближался к пролетариату. Он сочувствует этой позиции, и поэтому он берёт форму большевика…» (Стенограмма 2-го расширенного Пленума Правления РАПП 22 сентября 1929 // Отдел рукописей Института мировой литературы РАН. Ф. 40. Оп. 1. Д. 75. Л. 21). В литературной среде высказывались и сомнения в авторстве «Тихого Дона» (к настоящему времени доказана их необоснованность).
В связи с полемикой вокруг романа в 1929 г. редакция журнала «Октябрь», которую к тому времени покинул Серафимович, приостановила печать 3-й книги произведения. От автора требовали серьёзной переработки части текста, центр которой составляло описание Вёшенского восстания. Необходимость его изображения Шолохов объяснил в письме М. Горькому стремлением «показать отрицательные стороны политики расказачивания и ущемления казаков-середняков, т. к., не давши этого, нельзя вскрыть причин восстания» (А. М. Горькому 6 июня 1931, Вёшенская // Шолохов. 2003. С. 68). Горький, высоко оценивший 3-ю книгу романа, организовал в июне 1931 г. встречу Шолохова с И. В. Сталиным, который разрешил публикацию текста. «Октябрь» возобновил печатание 3-й книги «Тихого Дона», но редакцией были сделаны значительные купюры: сняты описания большевистского террора против казаков в 19-й главе; опущено изображение поездки Петра Мелехова за телом расстрелянного Мирона Коршунова (23-я глава целиком) и горя Мелеховых при виде убитого Петра, а также лирические размышления автора о его гибели (заключительные страницы 34-й главы); изъят фрагмент 30-й главы, где казак-старовер рассказывает о кровавом произволе комиссара Малкина (подробнее см.: Ермолаев Г. С. Цензура политическая «Тихого Дона» // Шолоховская энциклопедия. 2012. С. 996).
В марте 1940 г. была напечатана последняя, 8-я часть произведения. На страницах центральных газет развернулись дискуссии писателей, литературоведов, критиков о финале романа и судьбе Григория Мелехова.
В марте 1941 г. автор «Тихого Дона» удостоен Сталинской премии, которую впоследствии, во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., перечислил в фонд обороны СССР.
Произведение получило известность и за рубежом: с конца 1920-х – начала 1930-х гг. стали появляться переводы на европейские языки. Особую популярность роман приобрёл в Скандинавских странах, где его сравнивали с «Войной и миром» Л. Н. Толстого, а Шолохова называли «новым великим русским писателем, новым Толстым» (Прийма. 1975. С. 140).
Роман экранизировали режиссёры: О. И. Преображенская и И. К. Правов (1930), С. А. Герасимов (1957–1958; 3 серии), С. Ф. Бондарчук (съёмки проводились в 1990-х гг., в 2006 фильм смонтировал и выпустил на экраны Ф. С. Бондарчук; 7 серий), С. В. Урсуляк (2015; 14 серий).
Война в жизни и творчестве М. А. Шолохова
В годы Великой Отечественной войны Шолохов в качестве военного корреспондента Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда» побывал на фронтах: Западном (август – октябрь 1941, май 1943 – март 1945), Южном (октябрь – декабрь 1941, январь – сентябрь 1942), Юго-Западном (декабрь 1941 – январь 1942), Сталинградском (сентябрь 1942 – май 1943), 3-м Белорусском (март – май 1945). Наблюдения и события войны писатель отразил в серии документальных очерков и статей о положении дел на передовой и в тылу, о мужестве и решимости советского народа в борьбе с фашизмом («На Дону», «В казачьих колхозах», «По пути к фронту», «Люди Красной Армии» и др.).
В июле 1942 г. при бомбёжке станицы Вёшенской погибла мать Шолохова и был утерян переданный им на хранение районному отделению НКВД архив, содержавший рукописи произведений писателя, в том числе «Тихого Дона», и письма И. В. Сталина.
31 декабря 1956 – 1 января 1957 гг. «Правда» опубликовала одно из самых известных произведений Шолохова – рассказ «Судьба человека» (посвящён Е. Г. Левицкой; экранизирован в 1959, режиссёр С. Ф. Бондарчук) об отношении к бывшим военнопленным.
Созданные в военное время очерки и рассказ «Наука ненависти» (июнь 1942) стали прологом к большой прозе Шолохова о Великой Отечественной войне. В 1942 г. писатель приступил к работе над романом «Они сражались за Родину», которая была окончена уже в послевоенные годы (отдельные главы публиковались в 1943–1969). Произведение задумывалось как трилогия. «…По замыслу автора, первая книга должна была начать рассказ о будущих её героях задолго до войны 1941–1945 гг. Начало виделось ему в событиях в Испании и на Халхин-Голе, а уже 2-й и 3-й тома – об Отечественной войне» (Шолохова С. М. К истории ненаписанного романа // Шолохов М. А. Они сражались за Родину. Москва, 1995. С. 5). В конце 1960-х гг. главы, принесённые писателем в «Правду», подверглись существенной редакторской правке (затронувшей в том числе фрагменты, где упоминалось о репрессиях, направленных против бывших военнопленных), которую автор не принял. Произведение осталось незавершённым; экранизировано С. Ф. Бондарчуком (1975).
«Поднятая целина»: история создания и публикации
В 1930 г. Шолохов приступил к работе над романом «Поднятая целина» (первоначальное название «С кровью и потом»), посвящённым коллективизации. Писатель много ездил по хуторам и станицам, наблюдая драматические события колхозного движения. Его впечатления отразились в письмах Сталину, полных скорби, сострадания и гнева (см., например: И. В. Сталину 16 января 1931, Вёшенская // Шолохов. 2003. С. 63–64).
В 1932 г. журнал «Новый мир» (№ 1–9) опубликовал 1-ю книгу «Поднятой целины». Редколлегия требовала от автора изъять из текста главы о раскулачивании. Шолохов счёл это неприемлемым и обратился к Сталину, который, прочитав рукопись, высказался эмоционально и вполне определённо: «Что там у нас за путаники сидят? Мы не побоялись кулаков раскулачивать – чего же теперь бояться писать об этом! Роман надо печатать» (Осипов В. О. Тайная жизнь Михаила Шолохова. Москва, 1995. С. 44). В результате текст был издан без купюр.
С 1954 г. публиковались отдельные главы 2-й книги «Поднятой целины» (закончена в 1959). В 1960 г. автор отмечен Ленинской премией, которую передал в распоряжение Каргинского сельского совета на строительство новой школы.
Роман экранизировали в 1939 г. (режиссёр Ю. Я. Райзман) и в 1959–1961 гг. (режиссёр А. Г. Иванов).
Общественная деятельность
В 1933 г., когда на Верхнем Дону начался массовый голод, Шолохов дважды обращался к Сталину и сообщал о масштабах бедствия и беззакония, допускаемого местной властью (И. В. Сталину 4 апреля 1933, 16 апреля 1933, Вёшенская // Шолохов. 2003. С. 105–132). В ответной телеграмме от 22 апреля 1933 г. Сталин сообщил, что необходимая помощь Вёшенскому району будет оказана. Вскоре туда была прислана продовольственная ссуда (160 тыс. пудов зерна), что помогло спасти десятки тысяч жизней.
В 1934 – начале 1935 гг. Шолохов совершил поездку по европейским странам: Швеции, Дании, Великобритании, Франции. Посетил издательства Tiden, Gyldendal, Putnam и другие, встретился с писателями и читателями, дал несколько интервью.
В 1937 г., в период массовых репрессий, писатель обратился к Сталину с ходатайством о защите нескольких лиц (П. А. Красюкова, Т. А. Логачёва и П. К. Лугового), арестованных по ложному обвинению в принадлежности к троцкистской организации. Вопрос об их освобождении из-под ареста и восстановлении в партии был решён положительно (подробнее см.: Писатель и вождь. 1997. С. 74, 148).
В октябре того же года Шолохов был утверждён в качестве члена Центральной избирательной комиссии по выборам в Верховный Совет СССР (далее – ВС СССР); трудящимися Новочеркасского избирательного округа и писателями его кандидатура была выдвинута в депутаты Совета Союза ВС СССР. В течение ноября – декабря 1937 г. Шолохов регулярно встречался с избирателями, выступал на митингах. 12 декабря 1937 г. избран депутатом Совета Союза ВС СССР. Выполняя депутатские обязанности, вёл широкую общественную деятельность, занимался вопросами благоустройства территорий, очистки пойм Дона и Волги, защиты озера Байкал и др.
В 1938 г. писатель подвергся организованной провокации. Органы НКВД и руководство Ростовской области планировали сфабриковать дело на Шолохова по обвинению в организации повстанческих групп на Дону и контрреволюционной деятельности, представить писателя «врагом народа». Однако сотрудник НКВД И. С. Погорелов, которому была поручена работа по дискредитации Шолохова, вовремя предупредил его об опасности. 23 октября – 4 ноября 1938 г. т. н. дело Шолохова разбирал Сталин. Погорелов представил неопровержимые доказательства преступного замысла руководителей ростовского НКВД; заговорщики были разоблачены (подробнее см.: Писатель и вождь. 1997. С. 150; Погорелов И. Покушение на Шолохова // Молодая гвардия. 1989. № 5. С. 174–193).
Шолохов уделял пристальное внимание вопросам сохранения русской культуры и языка; в конце 1950-х – начале 1970-х гг. часто бывал в Европе, особенно в Скандинавских странах, популяризировал иностранную литературу в СССР и советскую литературу за рубежом (подробнее см.: Глушков Н. Русская совесть М. А. Шолохова в «расколотом зеркале» литературной критики // Новое о Михаиле Шолохове. 2003. С. 373–384; Н. С. Хрущёву 9 декабря 1961, Вёшенская // Шолохов. 2003. С. 352; Александр Шолохов: «Он был проводником национальной культуры» // Мир Шолохова. 2020. № 1. С. 8–11).
Писатель считал важным для страны налаживание международных связей, принимал активное участие в борьбе за сохранение мира. В 1950 г. избран членом советского комитета защиты мира на 2-й Всесоюзной конференции сторонников мира. В 1959 г. вошёл в состав делегации, сопровождавшей Н. С. Хрущёва в поездке по США. Неоднократно высказывал идею о проведении совместной конференции писателей Востока и Запада (подробнее см.: Шолохов М. А. Сказать войне нет! // Шолохов. Собрание сочинений. Т. 8. 1986. С. 253–254). В конце жизни в «Обращении к писателям мира», датированном 10 августа 1983 г., Шолохов призвал объединить усилия «тех, кто силой художественного слова способен влиять на человеческие умы и сердца», против ядерного вооружения (Шолохов М. А. К писателям мира // Иностранная литература. 1983. № 10. С. 3). Обращение получило множество откликов от писателей разных стран и континентов.
Нобелевская премия
В 1965 г. Шолохову присуждена Нобелевская премия по литературе «за художественную силу и цельность, с которой в эпическом романе "Тихий Дон" он отразил жизнь русского народа в сложный исторический период». Писатель и ранее неоднократно номинировался на премию (первое официальное выдвижение – 1947); в европейской прессе суждения о том, что Шолохов заслуживает её, появлялись ещё в 1930-х гг. Присуждение премии, состоявшееся лишь спустя несколько десятилетий, может объясняться тем, что «внутри шведского интеллектуального сообщества не было единства во взглядах на современный литературный процесс и место в нём советских писателей» (Марченко Т. В. Русская литература в зеркале Нобелевской премии. Москва, 2017. С. 599).
Увековечение памяти и новейшие издания
Умер М. А. Шолохов в родной станице, в кругу близких; похоронен в Вёшенской, на территории своей усадьбы на берегу Дона (ныне мемориальный комплекс «Усадьба М. А. Шолохова»). В 1984 г. в Шолоховском районе Ростовской области организован Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова.
В 1999 г. Российской академией наук (далее – РАН) приобретены у родственников писателя В. М. Кудашёва (друга юности М. А. Шолохова), считавшиеся утраченными рукописи «Тихого Дона» (920 страниц). В 2006 г. вышло их факсимильное издание (Шолохов. 2006). Сотрудники Института мировой литературы (далее – ИМЛИ) РАН провели научную расшифровку рукописей, которая опубликована в 2011 г. (Шолохов М. А. Тихий Дон. Москва, 2011). В 2017 г. появилось научное издание романа «Тихий Дон», подготовленное группой текстологов ИМЛИ РАН и основанное на анализе всех известных автографов произведения и его прижизненных публикаций (Шолохов. 2017).
Награждён 6 орденами Ленина (1939, 1955, 1965, 1967, 1975, 1980), орденами Отечественной войны 1-й степени (1945) и Октябрьской Революции (1972).