Тег

Русские классики

Русские классики
Найденo 11 статей
Литература
Страны мира. ЛитератураСтраны мира. Литература
Россия. Литература. Русская классическая литература
Ру́сская класси́ческая литерату́ра, совокупность художественных произведений, созданных на территории России в 19 в. на русском языке и считающихся эталонными для национальной литературы. В литературе 1-й трети 19 в. ведущую роль играет поэзия: именно в ней полнее и последовательнее всего разрабатывалась новая романтическая поэтика. Проза 1-го десятилетия 19 в. – это главным образом сентименталистские повести в духе Н. М. Карамзина, популярным жанром также был роман, представленный прежде всего творчеством В. Т. Нарежного. В 1820-х гг. развивается жанр романтической повести, на формирование которого оказали влияние, с одной стороны, романтическая поэзия с её устремлённостью к субъективному, в глубины человеческой души, а с другой стороны, проза Карамзина, во многом предвосхитившая как стилистику, так и некоторые сюжетно-тематические типы романтической повести. Центральная фигура в русской литературе 1820–1830-х гг. – А. С. Пушкин. Главный герой его романа «Евгений Онегин» стал пер­вым в русской литературе образом «лишнего человека». Новый этап развития прозы связан с романом М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», представляющим собой цикл повестей, ориентированных на традиции путевого очерка, светской и фантастической повести и др. В середине 1840-х гг. сформировалось новое литературное направление, получившее название «натуральная школа». С середины 19 в. доминирующим прозаическим жанром становится роман, который вступает в новую стадию развития: вырабатываются приёмы организации большой повествовательной формы, углублённого психологического анализа; осваивается разнообразная социально-политическая, этическая, философско-религиозная, эстетическая проблематика (произведения И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого). Принципиально новый тип романа был создан в 1860–1870-е гг. Ф. М. Достоевским, его художественные открытия находят продолжение в символизме, экспрессионизме, в философии и литературе экзистенциализма. В 1860–1870-е гг. переживает расцвет жанр очерка, разрабатываемый писателями-разночинцами – т. н. шестидесятниками. Преобладающими в драматургии 2-й половины 19 в. стали жанры социально-бытовой комедии и драмы, с наибольшей художественной силой претворённые в творчестве А. Н. Островского – создателя русского национального театра.
Литераторы
Жуковский Василий Андреевич
Жуко́вский Васи́лий Андре́евич (1783–1852), русский поэт, переводчик, живописец, рисовальщик, почётный член (1827), ординарный академик (1841) Петербургской академии наук. Один из основателей «Дружеского литературного общества» (1801) и общества «Арзамас» (1815). Создатель русской психологической лирики (стихотворения 1802–1814). Автор первой в России романтической баллады «Людмила» (1808), элегий, поэм, сказок и др. Переводил произведения древнегреческой («Одиссея»), немецкой, английской, французской, испанской («Дон-Кихот» М. де Сервантеса), персидской («Шах-наме» Фирдоуси) литературы. Учитель русского языка будущей императрицы Александры Фёдоровны, воспитатель Александра II (1826–1841). Его стихотворения многократно положены на музыку (автор текста гимна «Боже, царя храни!»). Классик русской литературы.
Василий Жуковский. Переснимок Карла Фишера. Конец 19 – начало 20 вв.
Литераторы
Тютчев Фёдор Иванович
Тю́тчев Фёдор Ива́нович (1803–1873), русский поэт, дипломат; тайный советник (1865), член-корреспондент Петербургской академии наук (1857). Дворянин. Служил в Мюнхене (1822–1837), Турине (1837–1839). Автор около 400 коротких лирических стихотворений. Поэзия отличается философской углублённостью, ораторским пафосом и предстаёт как единая система, в которой наличествуют сквозные парные образы (день и ночь, север и юг и др.) и поэтические приёмы, усвоенные им от духовной и дидактической поэзии 18 в. и элегической лирики. В творчестве Тютчева выделяют два периода – до и после возвращения в Россию в 1844 г. В заграничный период преобладали натурфилософские стихотворения («Весенняя гроза», 1828) и произведения, затрагивающие вопросы бытия человека («Цицерон», 1830); с конца 1840-х гг. в центре внимания – трагизм личной и общественной жизни (стихотворения «денисьевского цикла») и религия. Разделял идеи панславизма; политическими взглядами вдохновлены стихотворения «Эти бедные селенья…» (1855), «Умом Россию не понять…» (1866). Оказал влияние на русских символистов и многих поэтов 20 в.
Степан Александровский. Портрет Фёдора Тютчева. 1876
Литераторы
Некрасов Николай Алексеевич
Некра́сов Никола́й Алексе́евич [1821–1877(1878)], русский поэт. Стихотворения «В дороге» (1845), «Тройка», «Родина», «Псовая охота» (все – 1846) в духе натуральной школы наполнены демократическим и антикрепостническим пафосом. Поэмы «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863–1864), «Русские женщины» (1871–1872), «Кому на Руси жить хорошо» рисуют многообразную картину русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Ввёл в русскую поэзию новую лексику, расширил жанровый и метрический репертуар, привил фольклорную образность, создал первые образцы урбанистической лирики.
Иван Крамской. Портрет Николая Некрасова. 1877
Литераторы
«Благодарю, душа моя…». Пушкин и шахматы
«Благодарю, душа моя…». Пушкин и шахматы. Шахматы были добрым спутником жизни А. С. Пушкина. Об этом свидетельствуют его письма и воспоминания современников. Шахматные баталии в те времена нередко проходили в литературных салонах, посетителем которых был Пушкин. Так, например, в 1820–1830-е гг. играли в салоне А. П. Елагиной, матери литературного критика и философа И. В. Киреевского, одного из сильнейших шахматистов Москвы.
Елена Самокиш-Судковская. Ольга Ларина и Владимир Ленский играют в шахматы. 1900-е гг.
Литераторы
Островский Александр Николаевич
Остро́вский Алекса́ндр Никола́евич (1823–1886), русский драматург, член-корреспондент Петербургской академии наук (1863). Творчество заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально-психологических драмах вывел галерею типов – от охваченных страстью к «деланию денег» своевластных, жестоких купцов, чиновников, помещиков до многочисленных слуг, приживалок, богомольных странников («Свои люди – сочтёмся!», 1850; «Бедность не порок», 1854; «Гроза», поставлена в 1859, опубликована в 1860), – показал трагедию одарённых, тонко чувствующих женщин («Бесприданница», поставлена в 1878, опубликована в 1879), судьбы людей из актёрской среды («Лес», 1871; «Без вины виноватые», 1884), водевильные похождения скромного чиновника (трилогия о Бальзаминове, 1857–1861). В произведениях запечатлён колорит русской жизни в многообразии типов и судеб, бытовых и психологических оттенков, в смене общественных условий, приверженности национальному укладу, в контрастах и самобытности национального характера; отражён нравственный идеал народа.
Пётр Борель. Портрет Александра Островского. 1869
Литераторы
Тургенев Иван Сергеевич
Турге́нев Ива́н Серге́евич (1818–1883), русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1860). Западник. Цикл рассказов и очерков «Записки охотника» (1847–1851) сочетает в себе черты физиологического очерка, психологизма и индивидуализации в изображении крестьян, поэзию народных суеверий и лирические описания природы. В центре повествования романов «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Отцы и дети» (1862) и др. – главный герой-идеолог, наделённый чертами «лишнего человека»; испытание его характера любовью к сильной, решительной и чистой помыслами героине («тургеневской девушке»); внимание к различиям поколений, обсуждение будущего России. Проза оказала влияние на многих русских писателей (А. П. Чехов, И. А. Бунин, писатели «городской прозы» и многих др.). Наиболее известные поэтические произведения – стихотворение «В дороге» (1845), цикл стихотворений в прозе «Senilia» (1877–1882). Выступал как литературный критик (статьи в журнале «Современник»).
Винченцо Лами. Портрет Ивана Тургенева. 1844
Литераторы
Батюшков Константин Николаевич
Ба́тюшков Константи́н Никола́евич (1787–1855), русский поэт. Член литературного общества «Арзамас» (с 1815). Произведения характеризуются психологизмом, сочетанием гедонистических мотивов с трагическим ощущением мимолётности бытия, музыкальностью (прибегал к аллитерациям и зияниям). Переосмыслял жанровые каноны: элегия «Мой гений» (1815) и другие, послание «Мои Пенаты» (1814) и др. Переводил Ф. Петрарку, Тибулла и других античных авторов («Из греческой антологии», 1817–1818). Творчество предвосхитило романтизм в русской поэзии, значительно повлияло на А. С. Пушкина.
Иван Пожалостин. Портрет Константина Батюшкова. По картине Ореста Кипренского. 1883
Литераторы
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Салтыко́в-Щедри́н Михаи́л Евгра́фович (1826–1889), русский писатель, публицист, журналист. Продолжатель традиции сатирической, преимущественно гротескной, литературы. В хронике-летописи «История одного города» (1869–1870), романе-хронике «Господа Головлёвы» (1875–1880), сборнике «Сказки для детей изрядного возраста» (1884) и других произведениях высмеивал абсурдность административного аппарата, глупость чиновников и не имеющих самосознания обывателей, российскую политическую систему, пороки общества. Произведения публицистичны и остросоциальны. Стиль отличается эзоповым языком, обращением к сказу, широким использованием гиперболы, гротеска, фантастики. С 1868 г. редактор журнала «Отечественные записки» (возглавил в 1878).
Иван Крамской. Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина. 1879
Литераторы
Шаховской Александр Александрович
Шаховско́й Алекса́ндр Алекса́ндрович (1777–1846), князь, русский писатель, театральный деятель; член Российской академии (1810), почётный член Петербургской академии наук (1841). В 1802–1826 гг. руководил петербургской драматической труппой и театральным училищем. Во второй половине 1810-х гг. своей квартире в Санкт-Петербурге устраивал литературно-театральные собрания, на которых бывали А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов и др. Автор комедийной пародии на сентиментализм «Новый Стерн» (поставлена в 1805), водевиля «Казак-стихотворец» (поставлен в 1812) и др. Пьесы Шаховского имели важное значение для формирования русской национальной комедии.
Портрет Александра Шаховского
1
2