Чернышевский Николай Гаврилович
Черныше́вский Никола́й Гаври́лович [12(24).7.1828, Саратов – 17(29).10.1889, там же], русский писатель, литературный критик, публицист, социалист, один из лидеров радикального направления общественной мысли.
Сын священника. Двоюродный брат А. Н. Пыпина. Учился в Саратовской духовной семинарии (1842–1845), окончил философский факультет Санкт-Петербургского университета (1850), ученик И. И. Срезневского. Преподавал во 2-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге (1850–1851 и 1854), в Саратовской гимназии (1851–1853).
Мировоззрение Чернышевского формировалось под влиянием идей Д. Рикардо, Ш. Фурье, Г. В. Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, А. И. Герцена. В 1853 г. начал публиковать рецензии в журнале «Отечественные записки», в 1854 г. – в журнале «Современник», в 1855 г. возглавил в нём критико-библиографический отдел. В том же году защитил диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», в которой, опираясь на материалистическую концепцию Фейербаха и ведя полемику с Гегелем (по условиям времени не упоминая имён обоих), утверждал, что «прекрасное есть жизнь» и что искусство ниже действительности, которую оно изображает. Среди других трудов по эстетике: «О поэзии. Сочинение Аристотеля» (1854), «Критический взгляд на современные эстетические понятия» (1854, опубликован в 1924), «Возвышенное и комическое» (1854, не завершён; опубликован в 1928).
Эстетические взгляды Чернышевского нашли отражение и в его литературной критике, в частности в «Очерках гоголевского периода русской литературы» (статьи 1–9, 1855–1856), развивавших традиции В. Г. Белинского и заложивших основы утилитаристской гражданственной критики. Автор литературно-критических статей: «Об искренности в критике», «Бедность не порок» (обе – 1854), «Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого», «Стихотворения Н. Огарёва» (обе – 1856), «Губернские очерки Щедрина» (1857), «Русский человек на rendez-vous» (1858), «Не начало ли перемены? Рассказы Н. В. Успенского» (1861) и других; историко-литературных работ: «Сочинения Пушкина» (статьи 1–4, 1855), «Сочинения и письма Н. В. Гоголя», «Лессинг. Его время, жизнь и деятельность» (обе – 1857), «Материалы для биографии Н. А. Добролюбова» (опубликована в 1890).
В конце 1850-х гг. Чернышевский обратился преимущественно к исторической, социально-экономической и философской проблематике. В сочинении «Антропологический принцип в философии» (1860) развивал монистическую концепцию человека как части природы, опираясь при этом на «выработанную естественными науками идею о единстве человеческого организма». Определяющим мотивом человеческого поступка считал стремление к приятному, удовольствие, «расчёт пользы», ставя, однако, в своей теории «разумного эгоизма» общую пользу всего человечества выше каких-либо частных выгод. Представлял социалистическое общество как совокупность производственных ассоциаций (товариществ), удачно сочетающих личные и общественные интересы. Считал возможным для России миновать стадию капиталистического развития, используя крестьянскую общину как исходную форму для утверждения коллективной формы собственности: «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858), «Очерки политической экономии (по Миллю)» (1861) и др.
С начала 1860-х гг. Чернышевский – лидер радикально настроенных молодых разночинцев, в советской историографии традиционно считался идейным вдохновителем «Земли и воли» 1860-х гг. Подверг резкой критике крестьянскую реформу 1861 г. («Письма без адреса», 1862, опубликованы в 1874 в Цюрихе). В июне 1862 г. арестован по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон...» (1861; оригинал не сохранился, авторство Чернышевского не доказано следствием; по мнению Б. М. Клосса и Н. Н. Новиковой, Чернышевский продиктовал текст своему родственнику А. В. Захарьину) и заключён в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. В прокламации говорилось, что крестьянская реформа 1861 г. не даёт реальной свободы, а ведёт к ухудшению положения крестьян, что царь тоже помещик, поэтому не надо связывать с ним надежды на получение воли; содержался призыв к крестьянам тайно объединяться с солдатами и сочувствующими офицерами, готовить оружие, обучаться военному делу и ждать, когда наступит подходящий момент для борьбы за волю (о нём сообщат «доброжелатели»).
В заключении создал своё наиболее значительное сочинение – роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (журнал «Современник», 1863, № 3, 4, 5; отдельное издание – Женева, 1867). Открыто публицистичный, сочетавший любовно-семейный сюжет с традициями просветительской и интеллектуальной прозы, роман обосновывал идею социалистического переустройства общества. В нём Чернышевский вывел образы «новых людей» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна) с их теорией «разумного эгоизма», совершающих самоотверженные и благородные поступки для своей же, как они утверждают, пользы, а также «особенного человека», «соль соли земли» – идеального и аскетичного профессионального революционера Рахметова, окутанного атмосферой таинственности и почти не участвующего в действии романа, но выступающего, тем не менее, его главным героем. Сразу по выходе роман был запрещён цензурой, но распространялся в списках и имел большой общественный резонанс. Он оказал непосредственное воздействие на творчество С. М. Степняка-Кравчинского, В. В. Берви-Флеровского и др. По примеру представленных в романе швейных мастерских, основанных на принципах свободного труда, создавались производственные артели. В Петропавловской крепости написаны также «Повести в повести» (1863, не завершены; опубликованы в 1930), повесть «Алферьев» (1863, не завершена; опубликована в 1906), цикл «Мелкие рассказы» (1864, опубликован в 1926–1928).
В феврале 1864 г. приговорён к 14 годам каторги (в апреле срок заменён 7 годами). Подвергнут 19(31) мая 1864 г. процедуре т. н. гражданской казни (прикован цепями к позорному столбу на Конной площади в Санкт-Петербурге, над его головой сломана шпага, что означало лишение прав гражданского состояния) и отправлен на Нерчинские рудники; с 1865 г. в тюрьме Александровского завода, с 1871 г. на поселении в Вилюйске (Якутия). В 1865–1871 гг. созданы: роман «Пролог» (не завершён; 1-я часть впервые опубликована в 1877 в Лондоне, полностью – в 1906), действие которого происходит в 1857 г., в период напряжённой борьбы вокруг крестьянской реформы; повесть «История одной девушки»; пьесы «Драма без развязки», «Великодушный муж» (все опубликованы в 1906) и другие; многое из написанного не сохранилось.
С 1883 г. на поселении в Астрахани; в 1885 г. получил разрешение публиковаться под псевдонимом и с предварительной цензурой, перевёл бо́льшую часть многотомной «Всеобщей истории» Г. Вебера (т. 1–11, 1885–1889, опубликованы под псевдонимом Андреев). В 1889 г. переехал в Саратов, оставался до конца жизни под надзором полиции.