Махатма Ганди
Маха́тма Га́нди (хинди महात्मा गान्धी; Мохандас Карамчанд Ганди, मोहनदास कर्मचन्द गान्धी) (2.10.1869, Порбандар – 30.1.1948, Дели), один из главных лидеров освободительной борьбы народов Индии, основоположник идеологии гандизма. Родился в семье главного министра гуджаратского княжества Порбандар. Принадлежал к касте торговцев – банья. Воспитывался в условиях строгого соблюдения обычаев индуистской религии и принципов аскетизма, что наложило яркий отпечаток на его мировоззрение. В 1888–1891 гг. получил юридическое образование в Лондоне. До 1893 г. занимался адвокатской практикой в Бомбее. В 1893–1914 гг. служил юрисконсультом гуджаратской торговой фирмы в Южной Африке. Здесь впервые проявил себя как политический деятель. В 1894 г. основал Индийский конгресс Наталя, который развернул борьбу против расовой дискриминации местного индийского населения; в 1906–1913 гг. руководил борьбой индийцев Трансвааля за признание их гражданских прав. В южноафриканский период жизни, познакомившись с учением Л. Н. Толстого и опираясь на принцип ахимсы (санскр. – непричинение зла всему живому), Ганди выработал тактику мирного, ненасильственного сопротивления, названную им сатьяграха (санскр. – упорство в истине).
По возвращении на родину в январе 1915 г. Ганди основал центр обучения сатьяграхе (Сабармати-ашрам) и организовал серию локальных кампаний гражданского неповиновения. Ганди и его последователи выступали на митингах с призывами к борьбе против британского господства с использованием ненасильственных форм. Ганди осуждал также классовую борьбу и проповедовал разрешение социальных конфликтов путём арбитража, исходя из «принципа опеки». С 1920 г. он стал ключевой фигурой в Индийском национальном конгрессе (ИНК). Под руководством Ганди ИНК превратился из организации политической элиты Британской Индии в массовую демократическую партию. В августе 1920 г. Ганди возглавил общенациональную кампанию гражданского неповиновения. Её программа предусматривала отказ от титулов и почётных должностей, бойкот судов, законодательных органов и прекращение службы в британских колониальных учреждениях. Формами протеста были массовые митинги, демонстрации, пикеты. После того как в феврале 1922 г. в Чаури-Чаура толпа крестьян сожгла полицейский участок, Ганди заявил о прекращении кампании, вышедшей за рамки ненасилия. Обвинённый в организации беспорядков, Ганди в марте 1922 г. был арестован и приговорён к 6 годам тюремного заключения, однако в декабре 1924 г. по состоянию здоровья выпущен на свободу. На несколько лет Ганди отошёл от антиколониальной борьбы и сосредоточил свои усилия на борьбе за ликвидацию института «неприкасаемых», за обеспечение единства индусов и мусульман, за создание национальных школ. Идеализируя патриархальные отношения и проповедуя исключительность исторического развития Индии, Ганди выступал за возрождение крестьянской общины, деревенского ремесла, кустарной промышленности на основе повсеместного введения ручного прядения и ткачества, в которых видел не только средство облегчения положения широких слоёв населения, но и возможность освободить индийскую экономику от иностранной зависимости и сохранить культурные традиции.
С началом нового подъёма антиколониальной борьбы в Индии в конце 1920-х гг. в связи с отказом Великобритании предоставить Индии статус доминиона, как того требовал ИНК, Ганди вернулся к политической деятельности и организовал 2-ю общенациональную акцию неповиновения. 12 марта – 6 апреля 1930 г. он возглавил «соляной поход», в рамках которого сотни тысяч индийцев двинулись к берегу Аравийского моря и стали выпаривать соль, протестуя тем самым против соляной монополии, установленной британскими колониальными властями. За организацию «соляного похода» Ганди был арестован и почти год провёл в тюрьме. В марте 1931 г. он подписал соглашение с британскими властями, по которому приостанавливал акции протеста в обмен на освобождение арестованных членов ИНК и определённые экономические уступки деловым кругам Индии. В том же году он представлял ИНК на 2-й Конференции круглого стола в Лондоне по общинно-религиозному вопросу. В январе 1932 – марте 1934 гг. Ганди руководил кампанией гражданского неповиновения в форме индивидуальной сатьяграхи, неоднократно объявлял голодовки. В 1934 г. он вышел из ИНК, обвинив его ведущих деятелей в том, что они рассматривают ненасилие лишь как средство политической борьбы, а не как главный принцип общественной жизни. Однако, несмотря на разрыв с ИНК, Ганди оставался одним из его фактических лидеров до конца жизни. Во 2-й половине 1930-х гг. он занимался проблемами индийской деревни (создание системы деревенского самоуправления) и улучшением положения «неприкасаемых».
В 1942 г., во время Второй мировой войны, Ганди выдвинул в отношении британских колонизаторов лозунг «Вон из Индии!», мотивируя это тем, что только независимая Индия сможет оказать сопротивление японской агрессии. В том же году Ганди был арестован и находился в тюрьме до 1944 г. В 1947 г. он выступил против раздела Британской Индии на Индийский Союз и Пакистан по религиозно-общинному принципу. С риском для жизни Ганди посещал места кровопролитных столкновений индусов и мусульман и призывал их к мирному сосуществованию. Был убит членом индусской организации «Хинду Махасабха», недовольной выступлениями Ганди в защиту мусульманского меньшинства в Индии.
Ставя перед индийцами цель поэтапного и постепенного продвижения к независимости, Ганди считал, что эта цель достижима лишь при условии объединения всех социальных, кастовых, этнических и конфессиональных групп и партийных сил под единым руководством наиболее авторитетной и представительной общеиндийской организации – ИНК. В сатьяграхе, сочетавшей активную оппозицию колониальному режиму с ненасилием, Ганди видел универсальную форму национальной и социальной консолидации индийского общества. Проповедуя ахимсу, Ганди принял обет брахмачари (воздержания от мирских соблазнов и искушений) и вёл аскетический образ жизни. Он был убеждён, что политический и духовный лидер должен быть нравственно-этическим ориентиром общества. Образ праведного наставника-мудреца, традиционно харизматический в Индии, возвышал Ганди над другими политиками. Его называли Махатмой (санскр. – Великая душа), Бапу (санскр. – Отец).