Кизеветтер Георг
Ки́зеве́ттер Гео́рг, Рафаэль Георг Кизеветтер Эдлер фон Визенбрунн (Raphael Georg Kiesewetter Edler von Wiesenbrunn) (29.8.1773, Холлешау, Моравия, ныне Голешов, Чехия – 1.1.1850, Баден), австрийский музыковед.
Биографические сведения
Сын врача Алоиза Фердинанда Кизеветтера (1739–1793). Изучал философию в Университете Ольмюца (Моравия; ныне Оломоуц, Чехия), в 1792 г. поступил на юридический факультет Венского университета. В 1794 г., не окончив обучение, поступил на службу в Военную канцелярию Имперской армии (до 1801 находился в штабе в Шветцингене). С 1801 г. служил в Придворном военном совете в Вене (с 1807 советник). В 1843 г. возведён в потомственное дворянство (с фамилией Эдлер фон Визенбрунн). В 1845 г. вышел в отставку.
Музыкальная деятельность
В детстве учился пению и игре на клавире, позднее – на флейте, фаготе и гитаре. В 1803 г. брал уроки генерал-баса у И. Г. Альбрехтсбергера. Участвовал в музыкальной жизни Вены, пел на благотворительных вечерах и в домашних концертах. В 1808 г. участвовал в исполнении оратории «Сотворение мира» Й. Гайдна в присутствии автора. В 1812 г. исполнил сольную партию баса в венской премьере оратории «Празднество Александра» Г. Ф. Генделя в редакции В. А. Моцарта (под названием «Тимофей, или Сила музыки», «Timotheus oder die Gewalt der Musik»; первый концерт Общества друзей музыки в Вене). В 1823 г. участвовал в одном из первых исполнений вокального квартета «Дух любви» («Geist der Liebe» D. 747) Ф. Шуберта, с которым был знаком (дочери Кизеветтера Шуберт посветил «Кантату на выздоровление Ирене фон Кизеветтер», «Kantate zur Feier der Genesung des Fräulein Irene von Kiesewetter» D. 936, 1827). В 1816–1845 гг. устраивал любительские исторические концерты (в репертуаре – вокальная музыка 16–18 вв.), в которых выступали в том числе Л. Лаблаш, И. М. Фогль. С 1814 г. участник Общества друзей музыки в Вене, в 1818–1821 гг. член правящего комитета, в 1821–1843 гг. вице-президент общества. Состоял в переписке с Л. ван Бетховеном, И. Ф. Рохлицем, З. Деном.
Почётный член Академии искусств в Берлине, венского Общества друзей музыки (оба – 1843), член-корреспондент Императорской академии наук в Вене (ныне Австрийская академия наук, 1849).
Обзор музыкально-исторических работ
Кизеветтер сыграл значительную роль в изучении истории музыки, его научный подход основывался на обращении к первоисточникам. Главный объект исследований – вокальная и вокально-инструментальная западноевропейская музыка. Одна из ключевых работ Кизеветтера – «История европейской или нашей современной музыки» («Geschichte der europäisch-abendländischen oder unserer heutigen Musik», 1834, 2-е, расширенное, издание 1846; англ. пер. 1848). В ней изложена история музыки 9–19 вв., разделённая на 12 эпох по центральным деятелям (более ранний период обзорно рассмотрен в предисловии): эпоха Хукбальда Сент-Аманского (10 в.), Гвидо Аретинского (11 в.), безымянная эпоха (12 в.; характеризуется развитием нотации); эпоха Франко Кёльнского (13 в.), Маркетто Падуанского и И. де Муриса (1300–1380), Г. Дюфаи (1380–1450), Й. Окегема (1450–1480), Жоскена Депре (1480–1520), А. Вилларта (1520–1560), Дж. П. да Палестрины (1560–1600), К. Монтеверди (1600–1640), Дж. Кариссими (1640–1680), А. Скарлатти (1680–1720), Л. Лео и Ф. Дуранте (1720–1760), К. В. Глюка (1760–1780), Й. Гайдна и В. А. Моцарта (1780–1800), Л. ван Бетховена и Дж. Россини (1800–1832). В этом труде Кизеветтер впервые использовал термин «венская школа» («Wiener Schule») применительно к Гайдну и Моцарту. В приложении даны краткие теоретические сведения о музыке Древней Греции (звукоряды, названия интервалов), невмах, приведены фрагменты из музыки разных эпох в оригинальной нотации и расшифровки в тактовой пятилинейной нотации (некоторые впервые).
В книге «Судьба и состояние светской песни с раннего Средневековья до изобретения драматического стиля и начал оперы» («Schicksale und Beschaffenheit des weltlichen Gesanges vom frühen Mittelalter bis zu der Erfindung des dramatischen Styles und den Anfängen der Oper», 1841; в конце помещено нотное приложение объёмом около 100 страниц) Кизеветтер рассматривает развитие светского вокального музицирования начиная с одноголосных народных песен и творчества трубадуров и менестрелей.
Ряд работ посвящён мастерам полифонии строгого стиля. В 1826 г. Кизеветтер вместе с Ф.-Ж. Фетисом участвовал в конкурсе исторических эссе Королевского нидерландского института наук, литературы и изящных искусств (ныне Королевская академия наук и искусств Нидерландов) на предложенную тему (заслуги нидерландцев, преимущественно 14–16 вв., в области музыкальной композиции), где занял 1-е место (Фетис стал вторым). Работы обоих музыковедов опубликованы в сборнике «Verhandelingen over de vraag: welke Verdiensten hebben zich de Nederlanders vooral in de 14e, 15e en 16e eeuw in het vak der Toonkunst verworven» (1829); в своём эссе («Заслуги нидерландцев в музыке», «Die Verdienste der Niederländer um die Tonkunst») Кизеветтер впервые применил термин «нидерландская школа».
Круг интересов Кизеветтера не ограничивался историей западноевропейской музыки новой эры. Он изучал музыку арабов («Музыка арабов», «Die Musik der Araber», 1842; посвящена мужу дочери, А. фон Прокеш-Остену – австрийскому дипломату, знатоку культуры Ближнего Востока), греков («О новогреческой музыке наряду со свободными мыслями о древнеегипетской и древнегреческой музыке», «Über die Musik neueren Griechen nebst freien Gedanken über altegyptische und altgriechische Musik», 1838; в приложении даны знаки греческой нотации и изображения древнеегипетских музыкальных инструментов). Теоретическим вопросам темперации посвящена статья «О настройках и темперациях» («Ueber Tonmessungen und Temperaturen», в сборнике «Разрозненные эссе новых аристоксеников об ошибочности музыкальной арифметики и тщетности её расчётов темперации», «Der neuen Aristoxener zerstreute Aufsätze über das Irrige der musikalischen Arithmetik und das Eitle ihrer Temperaturrechnungen», 1846).
Отдельная монография посвящена Гвидо Аретинскому («Гвидо из Ареццо. Его жизнь и творчество», «Guido von Arezzo. Sein Leben und Wirken», 1840).
На протяжении многих лет коллекционировал старинные партитуры с целью «воссоздать в памятниках историю музыки от возникновения гармонического (т. е. многоголосного. – В. М.) или контрапунктического искусства до Нового времени» (Kiesewetter. 1847. S. VI). В 1847 г. издал каталог собрания; в указателе систематизировал авторов по географическому признаку и по эпохам. Завещал коллекцию Придворной библиотеке в Вене (ныне Национальная библиотека Австрии).
Оказал влияние на научную деятельность своего племянника – А. В. Амброса.