Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Мейерхо́льд Все́волод Эми́льевич (настоящие имя и фамилия Карл Казимир Теодор Мейерхольд, нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold) [28.1(9.2).1874, Пенза – 2.2.1940, Москва], российский актёр, режиссёр, театральный деятель, народный артист Республики (1923).
Из семьи крупного винозаводчика, лютеранина. В 1895 г. принял православие и выбрал при крещении имя любимого писателя В. М. Гаршина. Не окончив юридический факультет Московского университета, в 1896 г. поступил на 2-й курс Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко. По окончании училища в 1898 г. вошёл в труппу только что созданного Московского художественного театра (МХТ) (Василий Шуйский и Грозный – «Царь Фёдор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, принц Арагонский – «Венецианский купец» У. Шекспира, Тирезий – «Антигона» Софокла, Иоганнес – «Одинокие» Г. Гауптмана, Треплев – «Чайка» А. П. Чехова). Утончённое и нервное искусство Мейерхольда, его интеллигентность привлекли Чехова, создавшего образ Тузенбаха в «Трёх сёстрах» специально в расчёте на его актёрскую индивидуальность.
В 1902 г. Мейерхольд покинул МХТ и в качестве режиссёра и антрепренёра возглавил труппу молодых актёров (с 1903 Товарищество новой драмы). В 1902–1905 гг. (труппа выступала в Херсоне, Тифлисе, Севастополе, Николаеве, Пензе) сыграл более 90 ролей, поставил около 200 спектаклей, делая главный упор на утверждение в провинции серьёзного репертуара (Чехов, М. Горький; Г. Гауптман, Г. Ибсен и другие представители западно-европейской новой драмы, а также символисты). Большое влияние на становление Мейерхольда-режиссёра оказал А. М. Ремизов (заведующий репертуаром Товарищества новой драмы в сезон 1903/1904). Начав с копирования спектаклей МХТ, Мейерхольд постепенно находил собственные сценические приёмы, создавая язык условного театра («Потонувший колокол» Гауптмана, 1902; «Акробаты» Ф. фон Шёнтана, «Дядя Ваня» Чехова, «Снег» С. Пшибышевского, все 1903; «Монна Ванна» М. Метерлинка, «Вишнёвый сад» Чехова, «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, все 1904; «Литургия красоты» по К. Д. Бальмонту, 1905, и др.).
В 1905 г. по приглашению К. С. Станиславского возглавил филиальное отделение МХТ – Театр-студию (известна впоследствии как Студия на Поварской). Подготовленные Мейерхольдом программные спектакли «Смерть Тентажиля» Метерлинка (художник Н. Н. Сапунов) и «Шлюк и Яу» Гауптмана (художник С. Ю. Судейкин) на предварительном просмотре вызвали восторг Станиславского, но представить эксперименты широкой публике и открыть Театр-студию В. Э. Мейерхольд так и не решился.
В конце 1905 г. Мейерхольд переселился в Санкт-Петербург, где сблизился с кругом писателей-символистов, группировавшихся вокруг Вяч. И. Иванова и повлиявших на теоретическое осмысление Мейерхольдом метода условного театра. Весной 1906 г. Мейерхольд снова организовал свою труппу, которая гастролировала в Тифлисе, Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Полтаве.
Осенью 1906 г. по приглашению В. Ф. Комиссаржевской занял должность главного режиссёра только что открытого ею театра в Санкт-Петербурге. За год осуществил здесь 13 новаторских постановок, которые вызвали жестокую полемику. «Сестра Беатриса» М. Метерлинка (1906, художник С. Ю. Судейкин) была решена в символистской эстетике «неподвижного театра», сложившейся под влиянием театральной теории Метерлинка: неглубокая сцена с декоративным панно как фоном, создающая эффект «театра теней»; замедленные, «марионеточные» движения актёров с остановками в скульптурных мизансценах, вызывающих ассоциации с живописными полотнами прерафаэлитов и художников Раннего Возрождения; внеэмоциональная интонация. В «Балаганчике» А. А. Блока (1906, художник Н. Н. Сапунов) символистская образность подверглась ироническому переосмыслению, статичность сменилась динамическим действием театра масок, трансформировавшим традиции итальянской комедии дель арте. В «Жизни Человека» Л. Н. Андреева (1907, художники В. К. Коленда и Мейерхольд) режиссёр тщательно разработал световую партитуру, следуя идеям Г. Крэга и А. Аппиа и предвосхищая открытия театра экспрессионистов. Комиссаржевская называла эти постановки «режиссёрскими шедеврами», но утверждение Мейерхольдом безусловного приоритета режиссёра как «автора» спектакля и режиссёрского искусства в целом послужило поводом для их конфликта, в результате которого Мейерхольд осенью 1907 г. покинул театр.
В 1908–1917 гг. Мейерхольд работал в санкт-петербургских императорских театрах и одновременно под псевдонимом Доктор Дапертутто участвовал в различных студийных начинаниях. На императорских сценах провозгласил и реализовал в сотрудничестве с А. Я. Головиным программу театрального традиционализма, предполагавшую широкое использование и переосмысление западноевропейского и восточного опыта прошедших эпох, применение метода стилизации с целью обновления сценических форм. Наиболее значительные постановки этого периода: «Дон Жуан» Мольера (1910), «Стойкий принц» П. Кальдерона де ла Барки (1915), «Гроза» А. Н. Островского (1916), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1917) – в Александринском театре; оперы «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1909), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и «Орфей» К. В. Глюка (обе 1911), «Каменный гость» А. С. Даргомыжского (1917) – в Мариинском театре. В студийных исканиях Мейерхольд в первую очередь воскрешал формы площадного театра. Пантомима А. Шницлера «Шарф Коломбины» (Дом интермедий, 1910), две редакции спектакля «Арлекин, ходатай свадеб» (по сценарию В. Н. Соловьёва; 1911 – санкт-петербургское Дворянское собрание, 1912 – Товарищество артистов, художников, писателей и музыкантов, Териоки), «Незнакомка» и «Балаганчик» А. А. Блока в Тенишевском училище (1914) представляли собой опыты реконструкции и стилизации итальянской народной комедии масок. В 1913 г. в парижском театре «Шатле» Мейерхольд поставил «Пизанеллу» Г. Д’Аннунцио для актрисы И. Л. Рубинштейн (хореограф М. М. Фокин, художник Л. С. Бакст). В 1913–1918 гг. в санкт-петербургской Студии на Бородинской разрабатывал систему воспитания актёра-«гистриона», виртуозно владеющего своим телом, голосом, методом импровизации. При Студии выходил журнал «Любовь к трём апельсинам» (1914–1916). Свою концепцию условного театра, противостоящую сценическому натурализму, Мейерхольд теоретически обосновал в сборнике статей «О театре» (1913).
Воспринимая революцию как возможность активного социального действия, преображения мира искусством, сотворения нового человека как цели культуры, Мейерхольд ставил знак равенства между «революцией в искусстве» и социальной революцией, что привело его после 1917 г. к союзу с авангардом и «левым» искусством. В 1918 г. Мейерхольд и В. В. Маяковский поставили «Мистерию-буфф» (художник К. С. Малевич), где новаторство автора смыкалось с фольклорной стихией, традициями балаганного шутовства и цирковой клоунады. Театр принял на себя задачу политической пропаганды и агитации.
Назначенный в 1920 г. заведующим театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса, Мейерхольд переехал в Москву и провозгласил программу «Театрального Октября» – объединения «левых театров» в целях обновления сценического искусства. Экстремистская позиция Мейерхольда, в частности призывы объявить войну старым академическим театрам, вынудила А. В. Луначарского в 1921 г. отстранить его от руководства ТЕО. В созданном Мейерхольдом в Москве Театре РСФСР 1-м (1920–1921) были поставлены спектакль-митинг «Зори» Э. Верхарна (1920, совместно с В. М. Бебутовым) в конструктивистской сценографии В. В. Дмитриева и новая редакция «Мистерии-буфф» Маяковского (1921).
В 1921 г. Мейерхольд организовал Государственные высшие режиссёрские (позднее – театральные) мастерские (ГВЫРМ – ГВЫТМ), где разрабатывал новый метод актёрской игры – биомеханику. После закрытия Театра РСФСР 1-го с группой актёров образовал Вольную мастерскую Вс. Мейерхольда при ГВЫТМ, которая в начале 1922 г. вошла в состав Театра Актёра. Здесь он поставил программный спектакль театрального конструктивизма «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка (1922, художник Л. С. Попова). Летом 1922 г. Театр Актёра преобразован в Театр ГИТИСа, открывшийся спектаклем «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (художник В. Ф. Степанова). В 1923 г. труппа получила название «Театр имени Мейерхольда» (ТИМ; с 1926 ГосТИМ). Одновременно в 1922–1924 гг. Мейерхольд – художественный руководитель московского Театра Революции, где в 1923 г. поставил «Доходное место» А. Н. Островского и «Озеро Люль» А. М. Файко; в 1923–1931 гг. руководил Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС).
Своего рода энциклопедией «левого театра» стал «Лес» А. Н. Островского (ТИМ, 1924): в нём использовались небытовой и апсихологический характер актёрской игры, агитационные и балаганные приёмы, монтажное построение спектакля на основе классической комедии (Мейерхольд – автор сценической композиции по Островскому), кинопроекция и др. Персонажи были представлены по принципу «социальной маски», пьеса аранжирована с карнавальной весёлостью, принёсшей спектаклю громадный успех. В «Мандате» Н. Р. Эрдмана (1925) Мейерхольд сочетал гротескную эксцентриаду с бытовой достоверностью. С середины 1920-х гг. в его искусстве всё отчётливее проявлялись трагедийные мотивы, приобретшие фантасмагорический, гиперболизированный характер в одном из самых значительных спектаклей – «Ревизоре» Н. В. Гоголя (1926). В «Горе уму» (1928) комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была понята как трагедия Чацкого, в котором Мейерхольд видел одинокого романтика. При постановке пьес Маяковского в творчестве Мейерхольда снова с гневной запальчивостью прорвались сатирические интонации, особенно энергичные в «Клопе» (1929), менее выразительные в «Бане» (1930). Склонность к гротеску и метафорическому мышлению, к преображению реальности в формах ёмких обобщений осложняла взаимоотношения Мейерхольда с советской драматургией конца 1920-х – начала 1930-х гг. В «Командарме-2» И. Л. Сельвинского (1929), «Последнем решительном» В. В. Вишневского (1931), «Списке благодеяний» Ю. К. Олеши (1931), «Вступлении» Ю. П. Германа (1933) режиссёру удались лишь отдельные, преимущественно трагедийные, моменты. В апреле – июне 1930 г. состоялись единственные зарубежные гастроли театра Мейерхольда (9 городов Германии, включая Берлин; Париж). В 1932 г. цензура запретила выпуск «Самоубийцы» Н. Р. Эрдмана. В 1934 г. Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» А. Дюма-сына – спектакль высочайшей изобразительной культуры и культуры чувств, гимн любви и красоте, прозвучавший ещё мало кем осмысленным, но явно ощутимым диссонансом эпохе и ставший легендой русского театра. В 1935 г. в Ленинградском Малом оперном театре Мейерхольд осуществил постановку оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского, реформировавшую оперную режиссуру и признанную одним из высших достижений мировой оперной сцены.
Во 2-й половине 1930-х гг. началась кампания против Мейерхольда, его постановки подверглись критике как «формалистические» (в 1937 после генеральной репетиции запрещён спектакль «Одна жизнь» по мотивам романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь»), а его творчество называли чуждым советской идеологии. В 1938 г. ГосТИМ закрыт. Тогда же К. С. Станиславский пригласил Мейерхольда в руководимый им оперный театр, а после его смерти Мейерхольд стал главным режиссёром Государственного оперного театра имени К. С. Станиславского (1938–1939).
Работал в кино: поставил фильмы «Портрет Дориана Грея» по О. Уайльду (1915, Мейерхольд – автор сценария и исполнитель роли лорда Генри), «Сильный человек» по С. Пшибышевскому (1916); в 1928 г. снялся в роли Сенатора в фильме «Белый орёл» Я. А. Протазанова. Поставил радиоспектакли «Каменный гость» (1935) и «Русалка» (1937) А. С. Пушкина.
Педагогической деятельностью занимался с 1903 г. Среди учеников: М. И. Бабанова, Э. П. Гарин, И. В. Ильинский, Д. Н. Орлов, Л. В. Варпаховский, М. И. Жаров, Е. В. Самойлов, С. А. Мартинсон, Н. П. Охлопков, В. Н. Плучек, И. Н. Певцов, И. А. Пырьев, Б. И. Равенских, З. Н. Райх (вторая жена Мейерхольда), Л. Н. Свердлин, М. И. Царёв, М. М. Штраух, С. М. Эйзенштейн, Н. В. Экк, С. И. Юткевич, В. Н. Яхонтов.
Искусство Мейерхольда оказало огромное влияние на развитие театра, кино, эстрады, фотографии и др. Театр Мейерхольда являлся центром притяжения художественной интеллигенции. С Мейерхольдом работали композиторы Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович; художники И. Я. Билибин, Ю. М. Бонди, В. И. Денисов, М. В. Добужинский, К. К. Костин, А. М. Родченко, А. А. Дейнека, В. А. Стенберг, Кукрыниксы, А. Г. Тышлер, Н. П. Ульянов, В. А. Шестаков, Г. Б. Якулов и др.
20 июня 1939 г. Мейерхольда арестовали в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), откуда перевезли в московскую Бутырскую тюрьму. 2 февраля 1940 г. он был расстрелян. Реабилитирован 26 ноября 1955 г.
В феврале 1984 г. в Пензе, в мемориальном доме, принадлежавшем семье Мейерхольда, открылся Музей сценического искусства имени В. Э. Мейерхольда. В 1999 г. перед его входом установлен памятник (скульптор Ю. Е. Ткаченко). В 1991 г. в Москве учреждён Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ), призванный поддерживать развитие режиссёрского искусства. В 1994 г. в Москве (в Брюсовом переулке) открыт мемориальный Музей-квартира В. Э. Мейерхольда (филиал Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина).