Режиссёры

Мейерхольд Всеволод Эмильевич

Мейерхо́льд Все́волод Эми́льевич (настоящие имя и фамилия Карл Ка­зи­мир Тео­дор Мей­ер­хольд, нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold) [28.1(9.2).1874, Пен­за – 2.2.1940, Мо­ск­ва], российский ак­тёр, ре­жис­сёр, те­ат­раль­ный дея­тель, народный артист Рес­пуб­ли­ки (1923).

Из се­мьи круп­но­го ви­но­за­вод­чи­ка, лю­те­ра­ни­на. В 1895 г. при­нял пра­во­сла­вие и вы­брал при кре­ще­нии имя лю­би­мо­го пи­са­те­ля . Не окон­чив юри­дический факультет , в 1896 г. по­сту­пил на 2-й курс в класс . Борис Григорьев. Портрет В. Э. Мейерхольда. 1916Борис Григорьев. Портрет В. Э. Мейерхольда. 1916. © Русский музей, Санкт-ПетербургПо окон­ча­нии училища в 1898 г. во­шёл в труп­пу толь­ко что соз­дан­но­го (Ва­си­лий Шуй­ский и Гроз­ный – «Царь Фё­дор Ио­ан­но­вич» и «Смерть Ио­ан­на Гроз­но­го» , принц Ара­гон­ский – «Ве­не­ци­ан­ский ку­пец» , Ти­ре­зий – «Ан­ти­го­на» , Ио­ган­нес – «Оди­но­кие» , Тре­п­лев – «Чай­ка» ). Утон­чён­ное и нерв­ное искусство Мейерхольда, его ин­тел­ли­гент­ность при­влек­ли Че­хо­ва, соз­дав­ше­го об­раз Ту­зен­ба­ха в «Трёх сё­ст­рах» спе­ци­аль­но в рас­чё­те на его ак­тёр­скую ин­ди­ви­ду­аль­ность.

В 1902 г. Мейерхольд по­ки­нул МХТ и в ка­че­ст­ве ре­жис­сё­ра и ан­тре­пре­нё­ра воз­гла­вил труп­пу мо­ло­дых ак­тё­ров (с 1903 Товарищество но­вой дра­мы). В 1902–1905 гг. (труп­па вы­сту­па­ла в Хер­со­не, Тиф­ли­се, Се­ва­сто­по­ле, Ни­ко­лае­ве, Пен­зе) сыг­рал бо­лее 90 ро­лей, по­ста­вил около 200 спек­так­лей, де­лая главный упор на ут­вер­жде­ние в про­вин­ции серь­ёз­но­го ре­пер­туа­ра (Че­хов, ; Г. Га­упт­ман, и другие пред­ста­ви­те­ли западно-ев­ропейской но­вой дра­мы, а так­же сим­во­ли­сты). Боль­шое влия­ние на ста­нов­ле­ние Мейерхольда-ре­жис­сё­ра ока­зал (заведующий ре­пер­туа­ром Товарищества но­вой дра­мы в се­зон 1903/1904). На­чав с ко­пи­ро­ва­ния спек­так­лей МХТ, Мейерхольд по­сте­пен­но на­хо­дил собственные сце­нические приё­мы, соз­да­вая язык ус­лов­но­го те­ат­ра («По­то­нув­ший ко­ло­кол» Га­упт­ма­на, 1902; «Ак­ро­ба­ты» Ф. фон Шён­та­на, «Дя­дя Ва­ня» Че­хо­ва, «Снег» С. Пши­бы­шев­ско­го, все 1903; «Мон­на Ван­на» , «Виш­нё­вый сад» Че­хо­ва, «Пло­ды про­све­ще­ния» , все 1904; «Ли­тур­гия кра­со­ты» по , 1905, и др.).

В 1905 г. по при­гла­ше­нию воз­гла­вил фи­ли­аль­ное от­де­ле­ние МХТ – Те­атр-сту­дию (из­вест­на впо­след­ст­вии как Сту­дия на По­вар­ской). Под­го­тов­лен­ные Мейерхольдом про­грамм­ные спек­так­ли «Смерть Тен­та­жи­ля» Ме­тер­лин­ка (художник ) и «Шлюк и Яу» Га­упт­ма­на (художник ) на пред­ва­рительном про­смот­ре вы­зва­ли вос­торг Ста­ни­слав­ско­го, но пред­ста­вить экс­пе­ри­мен­ты ши­ро­кой пуб­ли­ке и от­крыть Те­атр-сту­дию В. Э. Мейерхольд так и не ре­шил­ся.

В конце 1905 г. Мейерхольд пе­ре­се­лил­ся в Санкт-Пе­тер­бург, где сбли­зил­ся с кру­гом пи­са­те­лей-сим­во­ли­стов, груп­пи­ро­вав­ших­ся во­круг и по­вли­яв­ших на тео­ре­тическое ос­мыс­ле­ние Мейерхольдом ме­то­да ус­лов­но­го те­ат­ра. Вес­ной 1906 г. Мейерхольд сно­ва ор­га­ни­зо­вал свою труп­пу, ко­то­рая га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в Тиф­ли­се, Но­во­чер­кас­ске, Рос­то­ве-на-До­ну, Пол­та­ве.

Осе­нью 1906 г. по при­гла­ше­нию за­нял долж­ность главного ре­жис­сё­ра толь­ко что от­кры­то­го ею те­ат­ра в Санкт-Пе­тер­бур­ге. За год осу­ще­ст­вил здесь 13 но­ва­тор­ских по­ста­но­вок, ко­то­рые вы­зва­ли жес­то­кую по­ле­ми­ку. «Се­ст­ра Бе­ат­ри­са» М. Ме­тер­лин­ка (1906, художник С. Ю. Су­дей­кин) бы­ла ре­ше­на в сим­во­ли­ст­ской эс­те­ти­ке «не­под­виж­но­го те­ат­ра», сло­жив­шей­ся под влия­ни­ем те­ат­раль­ной тео­рии Ме­тер­лин­ка: не­глу­бо­кая сце­на с деко­ра­тив­ным пан­но как фо­ном, соз­даю­щая эф­фект «те­ат­ра те­ней»; за­мед­лен­ные, «ма­рио­не­точ­ные» дви­же­ния ак­тёров с ос­та­нов­ка­ми в скульп­тур­ных ми­зан­сце­нах, вы­зы­ваю­щих ас­со­циа­ции с жи­во­пис­ны­ми по­лот­на­ми пре­ра­фа­эли­тов и ху­дож­ни­ков Ран­не­го Воз­ро­ж­де­ния; вне­эмо­цио­наль­ная ин­то­на­ция. В «Ба­ла­ган­чи­ке» (1906, художник Н. Н. Са­пу­нов) сим­во­ли­ст­ская об­раз­ность под­вер­глась иро­ническому пе­ре­ос­мыс­ле­нию, ста­тич­ность сме­ни­лась ди­на­мическим дей­ст­ви­ем те­ат­ра ма­сок, транс­фор­ми­ро­вав­шим тра­ди­ции итальянской . В «Жиз­ни Че­ло­ве­ка» (1907, художники В. К. Ко­лен­да и Мейерхольд) ре­жис­сёр тща­тель­но раз­ра­бо­тал све­то­вую пар­ти­ту­ру, сле­дуя иде­ям и и пред­вос­хи­щая от­кры­тия те­ат­ра экс­прес­сио­ни­стов. Ко­мис­сар­жев­ская на­зы­ва­ла эти по­ста­нов­ки «ре­жис­сёр­ски­ми ше­дев­ра­ми», но ут­вер­жде­ние Мейерхольдом без­ус­лов­но­го при­ори­те­та ре­жис­сё­ра как «ав­то­ра» спек­так­ля и ре­жис­сёр­ско­го искусства в це­лом по­слу­жи­ло по­во­дом для их кон­флик­та, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го Мейерхольд осе­нью 1907 г. по­ки­нул те­атр.

В 1908–1917 гг. Мейерхольд ра­бо­тал в санкт-пе­тербургских и од­но­вре­мен­но под псевдонимом Док­тор Да­пер­тут­то уча­ст­во­вал в различных сту­дий­ных на­чи­на­ни­ях. На императорских сце­нах про­воз­гла­сил и реа­ли­зо­вал в со­труд­ни­че­ст­ве с про­грам­му те­ат­раль­но­го тра­ди­цио­на­лиз­ма, пред­по­ла­гав­шую ши­ро­кое ис­поль­зо­ва­ние и пере­ос­мыс­ле­ние западноевропейского и восточного опы­та про­шед­ших эпох, при­ме­не­ние ме­то­да сти­ли­за­ции с це­лью об­нов­ле­ния сце­нических форм. Наи­бо­лее зна­чительные по­ста­нов­ки это­го пе­рио­да: «Дон Жу­ан» (1910), «Стой­кий принц» (1915), «Гро­за» (1916), «Мас­ка­рад» (1917) – в ; опе­ры «Три­стан и Изоль­да» (1909), «Бо­рис Го­ду­нов» и «Ор­фей» (обе 1911), «Ка­мен­ный гость» (1917) – в . В сту­дий­ных ис­ка­ни­ях Мейерхольд в пер­вую оче­редь вос­кре­шал фор­мы пло­щад­но­го те­ат­ра. Пан­то­ми­ма А. Шниц­ле­ра «Шарф Ко­лом­би­ны» (Дом ин­тер­ме­дий, 1910), две ре­дак­ции спек­так­ля «Ар­ле­кин, хо­да­тай сва­деб» (по сце­на­рию В. Н. Со­ловь­ё­ва; 1911 – санкт-пе­тербургское Дво­рян­ское со­б­ра­ние, 1912 – Товарищество ар­ти­стов, ху­дож­ни­ков, пи­са­те­лей и му­зы­кан­тов, Те­рио­ки), «Не­зна­ком­ка» и «Ба­ла­ган­чик» в Те­ни­шев­ском училище (1914) пред­став­ля­ли со­бой опы­ты ре­кон­ст­рук­ции и сти­ли­за­ции итальянской народной ко­ме­дии ма­сок. В 1913 г. в па­риж­ском те­ат­ре «Шат­ле» Мейерхольд по­ста­вил «Пи­за­нел­лу» для ак­три­сы (хо­рео­граф , художник ). В 1913–1918 гг. в санкт-пе­тербургской Сту­дии на Бо­ро­дин­ской раз­ра­ба­ты­вал сис­те­му вос­пи­та­ния ак­тё­ра-«ги­ст­рио­на», вир­ту­оз­но вла­дею­ще­го сво­им те­лом, го­ло­сом, ме­то­дом им­про­ви­за­ции. При Сту­дии вы­хо­дил журнал «Лю­бовь к трём апель­си­нам» (1914–1916). Свою кон­цеп­цию ус­лов­но­го те­ат­ра, про­ти­во­стоя­щую сце­ническому на­ту­ра­лиз­му, Мейерхольд тео­ре­ти­че­ски обос­но­вал в сборнике ста­тей «О те­ат­ре» (1913).

Вос­при­ни­мая ре­во­лю­цию как воз­мож­ность ак­тив­но­го со­ци­аль­но­го дей­ст­вия, пре­об­ра­же­ния ми­ра искусством, со­тво­ре­ния но­во­го че­ло­ве­ка как це­ли куль­ту­ры, Мейерхольд ста­вил знак ра­вен­ст­ва ме­ж­ду «ре­во­лю­ци­ей в ис­кус­ст­ве» и со­ци­аль­ной ре­во­лю­ци­ей, что при­ве­ло его по­сле 1917 г. к сою­зу с аван­гар­дом и «ле­вым» искусством. В 1918 г. Мейерхольд и по­ста­ви­ли «Мис­те­рию-буфф» (художник ), где но­ва­тор­ст­во ав­то­ра смы­ка­лось с фольк­лор­ной сти­хи­ей, тра­ди­ция­ми ба­ла­ган­но­го шу­тов­ст­ва и цир­ко­вой кло­уна­ды. Те­атр при­нял на се­бя за­да­чу по­ли­тической про­па­ган­ды и аги­та­ции.Сцена из спектакля «Великодушный рогоносец». Акт III. Сцена с Волопасом. Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. 1928Алексей Темерин. Сцена из спектакля «Великодушный рогоносец». Акт III. Сцена с Волопасом. Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда. 1928. © Театральный музей им. А.А. Бахрушина, КП 295944/261

На­зна­чен­ный в 1920 г. заведующим те­ат­раль­ным от­де­лом (ТЕО) Нар­ком­про­са, Мейерхольд пе­ре­ехал в Мо­ск­ву и про­воз­гла­сил про­грам­му «Те­ат­раль­но­го Ок­тяб­ря» – объ­е­ди­не­ния «ле­вых те­ат­ров» в це­лях об­нов­ле­ния сце­нического искусства. Экс­тре­ми­ст­ская по­зи­ция Мейерхольда, в ча­ст­но­сти при­зы­вы объ­я­вить вой­ну ста­рым ака­де­мическим те­ат­рам, вы­ну­ди­ла в 1921 г. от­стра­нить его от ру­ко­во­дства ТЕО. В соз­дан­ном Мейерхольдом в Мо­ск­ве Те­ат­ре РСФСР 1-м (1920–1921) бы­ли по­став­ле­ны спек­такль-ми­тинг «Зо­ри» (1920, совместно с В. М. Бе­бу­то­вым) в кон­ст­рук­ти­ви­ст­ской сце­но­гра­фии и но­вая редакция «Мис­те­рии-буфф» Мая­ков­ско­го (1921).

В 1921 г. Мейерхольд ор­га­ни­зо­вал Государственные выс­шие ре­жис­сёр­ские (позд­нее – те­ат­раль­ные) мас­тер­ские (ГВЫРМ – ГВЫТМ), где раз­ра­ба­ты­вал но­вый ме­тод ак­тёр­ской иг­ры – . По­сле за­кры­тия Те­ат­ра РСФСР 1-го с груп­пой ак­тё­ров об­ра­зо­вал Воль­ную мас­тер­скую Вс. Мей­ер­холь­да при ГВЫТМ, ко­то­рая в начале 1922 г. во­шла в со­став Те­ат­ра Ак­тё­ра. Здесь он по­ста­вил про­грамм­ный спек­такль те­ат­раль­но­го  «Ве­ли­ко­душ­ный ро­го­но­сец» Ф. Кром­ме­лин­ка (1922, художник ). Ле­том 1922 г. Те­атр Ак­тё­ра пре­об­ра­зо­ван в Те­атр ГИТИСа, от­крыв­ший­ся спек­так­лем «Смерть Та­рел­ки­на» (художник ). В 1923 г. труп­па по­лу­чи­ла название «Те­атр имени Мей­ер­холь­да» (ТИМ; с 1926 Гос­ТИМ). Од­но­вре­мен­но в 1922–1924 гг. Мейерхольд – художественный руководитель московского , где в 1923 г. по­ста­вил «До­ход­ное ме­сто» А. Н. Ост­ров­ско­го и «Озе­ро Люль» А. М. Фай­ко; в 1923–1931 гг. ру­ко­во­дил Государственной экс­пе­риментальной те­ат­раль­ной мас­тер­ской (ГЭКТЕМАС).

Сво­его ро­да эн­цик­ло­пе­ди­ей «ле­во­го те­ат­ра» стал «Лес» А. Н. Ост­ров­ско­го (ТИМ, 1924): в нём ис­поль­зо­ва­лись не­бы­то­вой и ап­си­хо­ло­гический ха­рак­тер ак­тёр­ской иг­ры, аги­та­ци­он­ные и ба­ла­ган­ные приё­мы, мон­таж­ное по­строе­ние спек­так­ля на ос­но­ве клас­сической ко­ме­дии (Мейерхольд – ав­тор сце­нической ком­по­зи­ции по Ост­ров­ско­му), ки­но­про­ек­ция и др. Пер­со­на­жи бы­ли пред­став­ле­ны по прин­ци­пу «со­ци­аль­ной мас­ки», пье­са аран­жи­ро­ва­на с кар­на­валь­ной ве­сё­ло­стью, при­нёс­шей спек­так­лю гро­мад­ный ус­пех. В «Ман­да­те» (1925) Мейерхольд со­че­тал гро­те­ск­ную экс­цен­триа­ду с бы­то­вой дос­то­вер­но­стью. С середины 1920-х гг. в его искусстве всё от­чёт­ли­вее про­яв­ля­лись тра­ге­дий­ные мо­ти­вы, при­об­рет­шие фан­тас­ма­го­рический, ги­пер­бо­ли­зи­ро­ван­ный ха­рак­тер в од­ном из са­мых зна­чительных спек­так­лей – «Ре­ви­зо­ре» (1926). В «Го­ре уму» (1928) ко­ме­дия «Го­ре от ума» бы­ла по­ня­та как тра­ге­дия Чац­ко­го, в ко­то­ром Мейерхольд ви­дел оди­но­ко­го ро­ман­ти­ка. При по­ста­нов­ке пьес Мая­ков­ско­го в твор­че­ст­ве Мейерхольда сно­ва с гнев­ной за­паль­чи­во­стью про­рва­лись са­ти­рические ин­то­на­ции, осо­бен­но энер­гич­ные в «Кло­пе» (1929), ме­нее вы­ра­зи­тель­ные в «Ба­не» (1930). Склон­ность к и ме­та­фо­рическому мыш­ле­нию, к пре­об­ра­же­нию ре­аль­но­сти в фор­мах ём­ких обоб­ще­ний ос­лож­ня­ла взаи­мо­от­но­ше­ния Мейерхольда с советской дра­ма­тур­ги­ей конца 1920-х – начала 1930-х гг. В «Ко­ман­дар­ме-2» (1929), «По­след­нем ре­ши­тель­ном» (1931), «Спи­ске бла­го­дея­ний» (1931), «Всту­п­ле­нии» (1933) ре­жис­сё­ру уда­лись лишь от­дель­ные, пре­имущественно тра­ге­дий­ные, мо­мен­ты. В ап­ре­ле – ию­не 1930 г. со­стоя­лись един­ст­вен­ные за­ру­беж­ные га­ст­ро­ли те­ат­ра Мейерхольда (9 го­ро­дов Гер­ма­нии, вклю­чая Бер­лин; Па­риж). В 1932 г. цен­зу­ра за­пре­ти­ла вы­пуск «Са­мо­убий­цы» Н. Р. Эрд­ма­на. В 1934 г. Мейерхольд по­ста­вил «Да­му с ка­ме­лия­ми»  – спек­такль вы­со­чай­шей изо­бра­зительной куль­ту­ры и куль­ту­ры чувств, гимн люб­ви и кра­со­те, про­зву­чав­ший ещё ма­ло кем ос­мыс­лен­ным, но яв­но ощу­ти­мым дис­со­нан­сом эпо­хе и став­ший ле­ген­дой русского те­ат­ра. В 1935 г. в Ле­нинградском Мейерхольд осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ку опе­ры , ре­фор­ми­ро­вав­шую опер­ную ре­жис­су­ру и при­знан­ную од­ним из выс­ших дос­ти­же­ний ми­ро­вой опер­ной сце­ны.

Во 2-й половине 1930-х гг. на­ча­лась кам­па­ния про­тив Мейерхольда, его по­ста­нов­ки под­верг­лись кри­ти­ке как «фор­ма­ли­сти­че­ские» (в 1937 по­сле ге­не­раль­ной ре­пе­ти­ции за­пре­щён спек­такль «Од­на жизнь» по мо­ти­вам ро­ма­на «Как за­ка­ля­лась сталь»), а его твор­че­ст­во на­зы­ва­ли чу­ж­дым советской идео­ло­гии. В 1938 г. Гос­ТИМ за­крыт. То­гда же при­гла­сил Мейерхольда в ру­ко­во­ди­мый им опер­ный те­атр, а по­сле его смер­ти Мейерхольд стал главным режиссёром Государственного опер­но­го те­ат­ра имени К. С. Ста­ни­слав­ско­го (1938–1939).

Ра­бо­тал в ки­но: по­ста­вил филь­мы «Порт­рет До­риа­на Грея» по (1915, Мейерхольд – ав­тор сце­на­рия и ис­пол­ни­тель ро­ли лор­да Ген­ри), «Силь­ный че­ло­век» по С. Пши­бы­шев­ско­му (1916); в 1928 г. снял­ся в ро­ли Се­на­то­ра в фильме «Бе­лый орёл» . По­ста­вил ра­дио­спек­так­ли «Ка­мен­ный гость» (1935) и «Ру­сал­ка» (1937) .

Пе­да­го­гической дея­тель­но­стью за­ни­мал­ся с 1903 г. Сре­ди уче­ни­ков: , , , , , М. И. Жаров, , , , , , , , З. Н. Райх (вто­рая же­на Мейерхольда), , , , , , , .Пётр Кончаловский. Портрет режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1938Пётр Кончаловский. Портрет режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда. 1938. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Искусство Мейерхольда ока­за­ло ог­ром­ное влия­ние на раз­ви­тие те­ат­ра, ки­но, эс­т­ра­ды, фо­то­гра­фии и др. Те­атр Мейерхольда яв­лял­ся цен­тром при­тя­же­ния ху­дожественной ин­тел­ли­ген­ции. С Мейерхольдом ра­бо­та­ли ком­по­зи­то­ры , , , ; ху­дож­ни­ки , Ю. М. Бон­ди, , , К. К. Кос­тин, , , , , , , В. А. Шес­та­ков, и др.

20 июня 1939 г. Мейерхольда аре­сто­ва­ли в Ле­нин­гра­де (ныне Санкт-Петербург), от­ку­да пе­ре­вез­ли в московскую Бу­тыр­скую тюрь­му. 2 февраля 1940 г. он был рас­стре­лян. Реа­би­ли­ти­ро­ван 26 ноября 1955 г.

В феврале 1984 г. в Пен­зе, в ме­мо­ри­аль­ном до­ме, при­над­ле­жавшем се­мье Мейерхольда, от­крыл­ся Му­зей сце­нического искусства имени В. Э. Мей­ер­холь­да. В 1999 г. пе­ред его вхо­дом ус­та­нов­лен па­мят­ник (скульп­тор Ю. Е. Тка­чен­ко). В 1991 г. в Мо­ск­ве уч­ре­ж­дён Центр имени Вс. Мей­ер­холь­да (ЦИМ), при­зван­ный под­дер­жи­вать раз­ви­тие ре­жис­сёр­ско­го искусства. В 1994 г. в Мо­ск­ве (в Брю­со­вом переулке) от­крыт ме­мо­ри­аль­ный Му­зей-квар­ти­ра В. Э. Мей­ер­холь­да (фи­ли­ал Государственного центрального те­ат­раль­но­го му­зея имени А. А. Бах­ру­ши­на).

Редакция театра, кино, танца
  • Театральные деятели СССР, подвергшиеся политическим репрессиям