#Русские писатели 19 века
Русские писатели 19 века
Тег

Русские писатели 19 века

Русские писатели 19 века
Найденo 89 статей
Зинаида Гиппиус. Конец 19 – начало 20 вв.
ЛитераторыЛитераторы
Гиппиус Зинаида Николаевна
Ги́ппиус Зинаи́да Никола́евна (1869–1945), русская поэтесса, прозаик, драматург, критик и публицист, литературно-общественный деятель. Основная проблематика творчества – религиозно-философские вопросы, в частности тема истинной любви к Богу, принципы «Третьего Завета» и их воплощение в жизненной практике (драма «Святая кровь», 1900; роман «Роман-царевич», 1913; рассказы и стихотворения); нравственные размышления в их тесной связи с социальными темами [романы «Без талисмана», 1896; «Победители», 1898; драмы «Нет и да (Грубые сцены)», 1906; «Зелёное кольцо», 1916 и др.]; изучение психологического устройства личности и природы любовного чувства (роман «Сумерки духа», 1900; рассказы конца 1920-х – начала 1930-х гг., составившие «Мемуары Мартынова» и др.). Автор книги воспоминаний «Живые лица» (1925) и др. Её литературно-критическая и публицистическая деятельность сыграла важную роль в культуре Серебряного века.
Литераторы
Толстая Софья Андреевна
Толста́я Со́фья Андре́евна (1844–1919), жена Л. Н. Толстого, его ближайший литературный сотрудник, писательница, переводчик, мемуаристка. Помогала писателю в переписывании романов «Война и мир» и «Анна Каренина». Наряду со своей сестрой Татьяной Андреевной (в замужестве Кузминской), она послужила одним из прототипов героини романа «Война и мир» Наташи Ростовой и стала одним из образов Кити. Толстая была одним из двух переводчиков на французский язык написанного мужем религиозно-философского трактата «О жизни» (издан в Париже в 1889). В 1892 гг., после отказа мужа от права собственности на имение Ясная Поляна, стала совладелицей имения вместе с сыновьями. Автор произведений о жизни детей (собраны в её книге «Куколки-скелетцы и другие рассказы», опубликована в 1910), относящихся к жанрам святочного рассказа, предания, сказки и очерка и отличающихся сентиментальной эмоциональностью и ненавязчивой дидактикой. Цикл стихотворений в прозе «Стоны» (1904) – своеобразный лирический дневник писательницы. Её перу также принадлежат разнообразные мемуарные сочинения. Некоторые из них были опубликованы при её жизни.
Литература
Литераторы
Родзянко Семён Емельянович
Родзя́нко Семён Емелья́нович (1782–1808), русский поэт, прозаик. Член «Дружеского литературного общества». Тяготел к мистицизму, большинство работ – меланхолические размышления о мироздании, вечности и Боге. Публиковал статьи и стихотворения в журнале «Приятное и полезное препровождение времени» (1798, ч. 20) и сборниках «Утренняя Заря. Труды воспитанников Университетского Благородного Пансиона» (1800, 1803).
Семён Родзянко. Страшный суд. Фрагмент стихотворения из сборника: Избранные сочинения из Утренней Зари. Труды благородных воспитанников Университетского пансиона. Ч. 1. Москва, 1809. С. 57
Литераторы
Жемчужников Алексей Михайлович
Жемчу́жников Алексе́й Миха́йлович (1821–1908), русский поэт, драматург, публицист, почётный академик Петербургской академии наук (с 1900). Участвовал в создании литературной маски Козьмы Пруткова. Поэзия 1850-х гг. проникнута гражданственностью; в поздней лирике гражданская тематика («Духа не угашайте», 1888) сочетается с философским мотивом примирения со смертью как естественным законом жизни. Первый поэтический сборник – «Стихотворения» (1892), второй – «Песни старости» (1900). Сборник «Прощальные песни» издан посмертно (1908).
Алексей Жемчужников. Конец 19 – начало 20 вв.
Литераторы
О. Уайльд и Л. Н. Толстой
О. Уайльд и Л. Н. Толстой. О. Уайльд и Л. Н. Толстой не были знакомы, но читали сочинения друг друга. Уайльд видел в Толстом одного из трёх (наряду с И. С. Тургеневым и Ф. М. Достоевским) «великих мастеров современного русского романа», обладающих «широтой видения и эпической невозмутимостью». Сравнивал его с П. Веронезе, утверждая, что, «подобно этому великому живописцу, он заполняет свои гигантские полотна множеством лиц, никогда не переполняя картину» (Уайльд О. «Униженные и оскорблённые» Достоевского // Уайльд О. Собрание сочинений. В 3 т. Москва, 2003. Т. 3. С. 329). Однако эстетических взглядов Толстого он не разделял.
Литература
Литераторы
Мельгунов Николай Александрович
Мельгуно́в Никола́й Алекса́ндрович (1804–1867), русский писатель, музыкальный критик, композитор. Член литературно-философского кружка любомудров; участвовал в создании журнала «Московский наблюдатель». С середины 1840-х гг. разрабатывал теорию, направленную на примирение западников и славянофилов, которая нашла отражение в его публицистических очерках: «Народная одежда и европейская мода» (1847), «Несколько слов о Москве и Петербурге» (1847). В статье «Глинка и его музыкальные сочинения» (создана в 1836, опубликована в 1874) предсказал его роль основоположника русской композиторской школы. Поддерживал идею учреждения консерватории в России. Автор сборника «Рассказы о былом и небывалом» (тома 1–2, 1834), в который вошли «страшные» повести в духе романтизма, путевых заметок, литературно-критических статей и других сочинений.
Николай Мельгунов
Литераторы
Загоскин Михаил Николаевич
Заго́скин Михаи́л Никола́евич (1789–1852), русский писатель, драматург. Прославился в начале 1830-х гг. как автор исторических романов в духе В. Скотта: «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» (1829), «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831). Другие произведения: комедии («Проказник», «Комедия против комедии, или Урок волокитам», обе поставлены в 1815; «Добрый малой», поставлена в 1819, и др.), цикл фантастических повестей «Вечер на Хопре» (1834), исторический роман «Аскольдова могила» (1833, одноимённая опера А. Н. Верстовского, 1835), цикл рассказов о московских нравах и достопримечательностях «Москва и москвичи» (1842–1850) и пр.
Литература
1
2
3
4
5