#Русские писатели 19 века
Русские писатели 19 века
Тег

Русские писатели 19 века

Русские писатели 19 века
Найденo 77 статей
Литераторы
Одоевский Владимир Фёдорович
Одо́евский Влади́мир Фёдорович (1804–1869), российский государственный и общественный деятель, писатель, литературный критик, музыковед; князь; тайный советник (1858), гофмейстер (1858). Председатель литературно-философского «Общества любомудрия» (1823–1825). Один из ведущих русских прозаиков 1830-х – начала 1840-х гг., автор романтических повестей, отличающихся преобладанием философской проблематики. Итоговое литературное произведение – «Русские ночи» (1844), философский роман в повестях, построенный как беседа между романтиком-шеллингианцем, двумя прагматически мыслящими людьми и «русским Фаустом» (наиболее близкий автору тип учёного); ставит вопросы о характере и перспективах современной цивилизации, о трагическом разрыве бытия и сознания, заполняемом новейшими учениями с их иллюзорным систематизмом. Стоял у истоков российского музыкознания, музыкальной критики и музыкальной лексикографии. Писал музыкальные сочинения для органа, камерного ансамбля, фортепиано, романсы и др.
Пётр Борель. Портрет Владимира Одоевского. 1864–1865
Литераторы
Домашний врач великого писателя. К истории взаимоотношений Л. Н. Толстого и Д. П. Маковицкого
Домашний врач великого писателя. К истории взаимоотношений Л. Н. Толстого и Д. П. Маковицкого. Словацкий врач, писатель, переводчик Д. П. Маковицкий с юности интересовался русской литературой, изучал русский язык. В свой первый приезд в Москву в марте 1890 г. посетил лекцию о Л. Н. Толстом, о чём известно из его записок. «22 марта я на лекции проф. Зверева, в амфитеатре Исторического музея, о Льве Николаевиче Толстом как художнике. Он отнёс его к категории таких писателей, как Шекспир и Гёте, рисующих общее душевное состояние, а не таких, как Гоголь, Сервантес и Диккенс, создающих типы» (Цит. по: Колафа С. Д. П. Маковицкий // Маковицкий Д. П. У Толстого, 1904–1910. Москва, 1979. Кн. 1. С. 32). Лекция пробудила в слушателе живой интерес к творчеству русского писателя. В том же году, по возвращении из России, Маковицкий писал отцу: «Тебе очень понравятся "Исповедь", "В чём моя вера" и "Смерть Ивана Ильича" Л. Н. Толстого. Если представится возможность, прочти. Из всего написанного Толстым эти статьи (так в тексте. – С. А.) тебя больше всего заинтересуют. Это итог размышлений шестидесятилетнего человека о том, как нам следует жить» (цит. по: Колафа С. Д. П. Маковицкий. С. 32). Приведённые тексты свидетельствуют, что именно тогда этические взгляды Толстого начали оказывать влияние на Маковицкого, вызвав в нём стремление к самосовершенствованию, которое привело и к изменению образа его жизни: отказу от употребления алкоголя, табака, мяса.
Персоналии
Литераторы
Ознобишин Дмитрий Петрович
Озноби́шин Дми́трий Петро́вич (1804–1877), русский поэт, переводчик, действительный статский советник (1875). Лирика отличается жанровым и метрическим разнообразием, во многих случаях носит экспериментальный характер. Стилизовал под восточную классику свои сочинения в прозе (цикл «Арабески, или Восточные повести», 1825–1845) и стихах: поэма «Селам, или Язык цветов» (1830) – поэтическое переложение немецкой анонимной брошюры о цветах и их литературной семантике; стихотворения «Баядеры» (1832), «Продавец невольниц» (1831) и др. Во время Крымской войны 1853–1856 гг. выступал с патриотическими стихами («Был век!», «Сподвижникам Луны», «К ружью!», все – 1854–1855). Среди сочинений 1860–1870-х гг. – переложения псалмов, стихи «в память» современников. Первым стал перелагать на русский язык произведения Хафиза Ширази, Саади, Низами Гянджеви. Переводил западноевропейских поэтов; шведские, сербские и другие народные песни.
Портрет Дмитрия Ознобишина. 19 в.
Литераторы
Озеров Владислав Александрович
О́зеров Владисла́в Алекса́ндрович (1769–1816), русский драматург, действительный статский советник (1804). Обновил русскую классицистическую трагедию, внеся в неё сентиментальные и романтические черты: поведение героя подчинено не долгу, а чувству; господствует не борение страстей, а сентиментальная чувствительность, которая представлена как гуманное, облагораживающее человека начало, возвышающее его над узкой моралью и религиозными предрассудками. Одна из наиболее значительных – трагедия «Димитрий Донской» (поставлена и опубликована в 1807), насыщенная аллюзиями и патриотическими тирадами; вместе с тем подверглась критике за многочисленные анахронизмы и антиисторичность образа древнерусского князя, охваченного любовными переживаниями. Среди других трагедий: «Ярополк и Олег» (поставлена в 1798, опубликована в 1828), «Эдип в Афинах» (поставлена и опубликована в 1804), «Фингал» (поставлена в 1805, опубликована в 1807).
Портрет Владислава Озерова. 1840
Литераторы
Крылов Иван Андреевич
Крыло́в Ива́н Андре́евич (1769, по другим данным, 1766 или 1768 – 1844), русский писатель, журналист. Член Российской академии (1811), академик Петербургской академии наук (1841). Из произведений наиболее известны басни (отдельные прижизненные издания – 1809, 1811, 1815, 1816, 1819, 1825, 1830, 1843). Басни Крылова – итог и вершина развития этого жанра в русской литературе. Их широкую популярность обусловило доминирование поэтического начала над дидактическим. Книжная мораль, высокие идеалы разума, связанные с традицией Просвещения, у Крылова посрамляются житейской мудростью. Как драматург работал преимущественно в жанрах комедии и комической оперы. Издавал сатирический журнал «Почта духов...» (1789), в котором сделал главным объектом сатиры неразумное и неправедное устройство современного общества. Выпускал журналы «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793), где печатал свои стихотворения, сатирические «похвальные речи», статьи и повести.
Отто Герман Эстеррейх. Портрет Ивана Андреевича Крылова
Литераторы
Гончаров Иван Александрович
Гончаро́в Ива́н Алекса́ндрович (1812–1891), русский писатель. Романы Гончарова построены на лишённых занимательной интриги событиях, воплощающих, однако, неизменные духовно-нравственные устремления человека. В основе романа «Обыкновенная история» (1847) – конфликт идеализма и рационально-прагматического практицизма. В романе «Обломов» (1859) противопоставлены идеалы жизни-покоя и жизни-движения; синтез различных национальных и культурных компонентов дан в образе Штольца, друга заглавного героя. Сюжет романа «Обрыв» (1869) драматизирован конфликтом «вечной правды» Христа с новой – вульгарно-материалистической и антихристианской. Несовместимые идеологии конкретизированы в произведении как полярные трактовки любви: «на срок», без каких бы то ни было нравственных обязательств, и в виде нераздельного с супружеством чувства взаимного долга. Среди других произведений Гончарова: книга путевых записок «Фрегат "Паллада"» (1858), мемуары, очерки, литературно-критические статьи.
Персоналии
1
2
3
4
5