Пастернак Леонид Осипович
Пастерна́к Леони́д О́сипович (Аврум Ицхок-Лейб Постернак, Исаак Иосифович Пастернак) [22.3(3.4).1862, Одесса, Российская империя, ныне Украина – 31.5.1945, Оксфорд, Великобритания], российский живописец, график. Академик Императорской Академии художеств (1905).
Посещал Одесскую рисовальную школу (1879–1881). Учился на медицинском и юридическом факультетах (1881–1883) Московского университета, затем на юридическом факультете (1883–1885) Новороссийского университета (ныне Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова). Одновременно занимался живописью в частной художественной студии Е. С. Сорокина в Москве (1882), в Академии художеств в Мюнхене (1882–1885 и 1887) у И. Гертериха и И. Лиценмейера. Переехав в Москву (1889), окончательно решил стать художником – посещал рисовальные вечера в доме В. Д. Поленова, занимался в мастерской К. А. Коровина (с ним и с В. А. Серовым Пастернака связывали дружеские отношения).
Экспонент Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) [1888–1901; картина Пастернака «Письмо с родины» (1889) в духе передвижничества была приобретена П. М. Третьяковым (ныне в Третьяковской галерее, Москва; далее – ГТГ)], член Московского общества любителей художеств (1888–1899), объединения «Мир искусства» (1901–1903), Союза русских художников (1903–1918; член-учредитель). Был также художественным редактором журнала «Артист» (1889–1894).
В 1893 г. познакомился с Л. Н. Толстым, оказавшим на Пастернака сильное влияние. Исполнил много портретов писателя, в том числе в домашней обстановке («Л. Н. Толстой читает газету у лампы», 1901, Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва; «Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне», пастель, 1902, Русский музей, Санкт-Петербург; далее – ГРМ, и др.), также портрет Л. Н. Толстого на смертном одре (1910, Государственный музей Л. Н. Толстого). Иллюстрировал романы «Война и мир» (1893) и «Воскресение» (1898–1899; по просьбе писателя). На высоком профессиональном уровне владея разными техниками, особенно углём, пастелью, темперой, Пастернак создавал жанровые композиции («Накануне экзаменов», 1895, Музей Орсе, Париж; «Концерт Ванды Ландовской», пастель, 1907, ГТГ), пейзажи («Московский Кремль. Мартовское солнце», гуашь, акварель, 1917, Фонд Л. Пастернака, Оксфорд). Наиболее известны его многочисленные живописные и графические (в том числе «композиционные») портреты: «Заседание совета художников – преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (пастель, 1902, ГРМ), «Три русских философа» (Н. Ф. Фёдоров, В. С. Соловьёв и Л. Н. Толстой; 1903, Государственный музей Л. Н. Толстого), «А. Н. Скрябин за роялем» (1909, Музей-квартира А. Н. Скрябина, Москва), В. О. Ключевского (темпера, гуашь, 1909, Исторический музей, Москва), «Вячеслав Иванов читает доклад в "Обществе свободной эстетики" в Москве» (уголь, сангина, 1910, Государственный литературный музей, Москва), В. Я. Брюсова (1915), «С. В. Рахманинов за роялем» (1916), И. И. Бродского (итальянский карандаш, 1920, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург), «Сергей Прокофьев в советском посольстве в Берлине» (1937, Российский национальный музей музыки, Москва) и др. Часто изображал свою семью – жену и детей, передавая уютную, творческую атмосферу дома: «Автопортрет с женой» (1914, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; далее – ГМИИ), «Поздравление. Групповой портрет» (ГТГ, 1914–1915), «Портрет Бориса, сына художника» (итальянский карандаш, около 1917, ГМИИ) и др. Прекрасный рисовальщик, безупречно владеющий энергичной чёткой линией в сочетании с ясной и плавной формой, Пастернак в своих работах (в том числе этюдах с натуры) быстро схватывал характерное движение и улавливал портретное сходство. В живописи увлекался эффектами пленэризма, передачей ночного и искусственного освещения, используя несколько обобщённую, фактурную манеру письма, обогащённую приёмами импрессионизма и постимпрессионизма.
В 1921 г. Пастернак с женой и дочерьми уехал в Берлин. В Германии занимался литографией, исполнял портреты [Л. И. Шестова (бумага, мел, уголь, 1921, ГТГ), А. М. Ремизова (1923), А. Эйнштейна (1924, Иерусалимский университет), Р. М. Рильке (1926), М. Либермана (1927), Г. Гауптмана (1930) и др.], пейзажи, натюрморты и интерьеры. Участвовал в историко-этнографической экспедиции в Палестину и оформил репродукциями своих работ посвящённую ей монографию. В 1932 г. издал в Берлине воспоминания о Л. Н. Толстом, но почти весь тираж погиб во время публичных сожжений книг нацистами. В 1938 г. Пастернак уехал в Великобританию, с 1939 г. жил в г. Оксфорд.
Преподавал в своей школе рисования в Москве (1889–1894) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества – Вхутемасе (1894–1921); среди учеников: Д. Д. Бурлюк, А. В. Куприн, А. А. Пластов, В. В. Хвостенко.
Сыновья – Борис Леонидович Пастернак; Александр Леонидович Пастернак (1893–1982), архитектор и инженер, работавший в Москве.