Лев Шестов
Лев Шесто́в (псевдоним; настоящие имя, отчество и фамилия: Лев Исаакович Шварцман) (31.1(12.2).1866, Киев – 20.11.1938, Париж), русский философ. Окончил юридический факультет Киевского университета Святого Владимира (1889). С 1896 г. жил попеременно в Европе (в 1910–1914 в Швейцарии) и России. Поддерживал дружеские связи с Н. А. Бердяевым, С. Н. Булгаковым, Вяч. И. Ивановым, М. О. Гершензоном, Д. С. Мережковским, В. В. Розановым. Участвовал в работе Религиозно-философских собраний, сотрудничал в журнале «Мир искусства». Член Московского психологического общества (1915). С 1920 г. в эмиграции. Профессор Русского отделения Парижского университета (1922–1937). Шестова связывали дружеские отношения и сотрудничество с известнейшими мыслителями Европы – Э. Гуссерлем, М. Хайдеггером, М. Бубером, Л. Леви-Брюлем, А. Жидом, Ш. дю Босом, К. Бартом, М. Шелером и др. Получил признание как один из первых представителей экзистенциализма.
Философские взгляды Шестова сформировались под влиянием Ф. М. Достоевского (мировоззрение которого он резко противопоставлял мировоззрению Вл. С. Соловьёва) и Ф. Ницше (Шестов подражал его своеобразному стилю); в конце жизни признавал свою близость к С. Кьеркегору.
Работы первого периода (1898–1910) посвящены анализу творчества великих писателей и мыслителей: У. Шекспира, Л. Н. Толстого, Ф. Достоевского, Ф. Ницше, А. П. Чехова и др. [«Шекспир и его критик Брандес» (1898), «Добро в учении графа Толстого и Ф. Ницше (философия и проповедь)» (1900), «Достоевский и Ницше (философия трагедии)» (1903) и др.]. Главная тема работ этого периода – противопоставление иррациональной, бесконечно богатой жизни человека и системы абстрактных постулатов и идей, которые порождены научным сознанием и признаются обществом в качестве истины о мире и человеке. Согласно Шестову, человек, принимающий рациональную истину, лишается жизненной силы, теряет понимание своей живой бесконечности и идёт к неизбежной гибели (как это демонстрируют герои Шекспира – Гамлет и Макбет). Только выдающиеся художники, подобные Шекспиру и Толстому, способны понять и выразить иррациональную полноту жизни. Но такое понимание открывает также тёмные стороны жизни, что ставит человека на грань безумия и абсолютного отчаяния (как это показано в повести «Смерть Ивана Ильича» Толстого). «Морали обыденности», обеспечивающей неизменность существования, Шестов противопоставил «мораль трагедии», направленную на постоянное изменение жизни и раскрытие неведомых возможностей человека. В книге «Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления» (1905) он считал возможным для разума отречься от рациональной методологии и стать непредсказуемым ради выражения индивидуального опыта жизни.
В позднем творчестве Шестов (1920–1938) в книгах «Власть ключей. Potestas Clavium» (1923), «На весах Иова» (1929), «Киркегард и экзистенциальная философия» (1939), «Афины и Иерусалим» (1938, на французский язык; русское издание 1951), «Умозрение и Откровение» (сборник статей, 1964) главной темой становится абсолютное противопоставление веры и разума. Теперь Шестов полагает, что разум не несёт в себе ничего положительного, он источник зла и несовершенства, а вера всемогуща: если человек сумеет совершить «движение веры», он соединится с Богом и для него не будет ничего невозможного; можно даже будет «бывшее сделать никогда не бывшим» (выражение Петра Дамиани), т. е. изменить прошлое.