Агуреева Полина Владимировна
Агуре́ева Поли́на Влади́мировна (род. 9.9.1976, Волгоград), российская актриса, заслуженная артистка РФ (2019).
Из семьи учителей.
По окончании в 1997 г. Российской академии театрального искусства – ГИТИС (ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС; мастерская П. Н. Фоменко) с этого же года – в Московском театре «Мастерская П. Н. Фоменко».
За время учёбы сыграла в спектаклях (в 1997–1998 при театре работала студия стажёров, некоторые спектакли входили в репертуар театра «Мастерская П. Н. Фоменко»): «Школа для дураков» по Саше Соколову (Нимфея, 1995), «Холодно и горячо, или Идея господина Дома» Ф. Кроммелинка (Аликс, 1996; Гран-при театрального фестиваля «Московские дебюты – 97» за лучшую женскую роль, вручён в 1998), «Зимняя сказка» У. Шекспира (Утрата), «Гарпагониада» по К. К. Вагинову (Юлия), «Дачники» М. Горького (Соня; все – 1996), «Ю» О. С. Мухиной (Пирогова, 1997) и др.
Среди заметных ролей в театре: Полина («Одна абсолютно счастливая деревня» по Б. Б. Вахтину, 2000; премия «Чайка-2000» в номинации «Двойной удар»; номинация на премию «Золотая маска» за лучшую женскую роль в драме, 2001), Элен Курагина, Наташа Ростова, Жюли Карагина («Война и мир. Начало романа. Сцены» по Л. Н. Толстому, 2001). Работы актрисы в постановках Фоменко во многом повлияли на облик поздних спектаклей режиссёра, его почерк и стиль: Графиня К. («Египетские ночи» по А. С. Пушкину и В. Я. Брюсову, 2002; возобновлён в 2018), Сибилла («Безумная из Шайо» Ж. Жироду, 2002), Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского, 2008; премия «Золотая маска» за лучшую женскую роль, 2009).
Среди других ролей в «Мастерской П. Н. Фоменко»: Стёпа и Весёлкина («Варвары» Горького, 1999), Крис («Танцы на праздник урожая» Б. Фрила, 2001), Настенька («Белые ночи» по Ф. М. Достоевскому, 2003), Тамара («Пять вечеров» А. М. Володина, 2011; номинация на премию «Золотая маска» за лучшую женскую роль, 2012), Коробочка («...Души» по произведениям Н. В. Гоголя, 2017).
В 1998 г. сыграла роль Лизы в спектакле «Горе от ума» А. С. Грибоедова («Театральное товарищество 814», режиссёр О. Е. Меньшиков).
Примером синтеза классической русской актёрской школы с радикальным постмодернистским текстом, опытом соединения жёсткой театральной формы с абсолютной правдой сценического существования стал моноспектакль «Июль» И. А. Вырыпаева (2006, режиссёр В. А. Рыжаков, Театральный центр «Практика» и движение «Кислород»; номинация на премию «Золотая маска» за лучшую женскую роль в драме, 2008).
Агуреева – серьёзная, рефлексирующая актриса. Одна из ведущих актрис своего поколения, сформировавших современный сценический язык. Чуткая к нерву времени, пользуется в работе приёмами традиционного психологического театра, но всегда находится в диалоге с сегодняшним днём.
В 2014 г. дебютировала как театральный режиссёр (все спектакли вышли в «Мастерской П. Н. Фоменко»), впервые в России поставив пьесу «Гиганты горы» Л. Пиранделло (совместно с Е. Б. Каменьковичем; исполнила роль Илсе). В 2018 г. поставила спектакль «Мастер и Маргарита» по одноимённому роману М. А. Булгакова (совместно с Ф. В. Малышевым; Маргарита). Первый самостоятельный режиссёрский опыт – «1000 и 1 ночь» по мотивам собрания сказок и новелл «Тысяча и одна ночь» (2020; Рассказчик).
В кино дебютировала главной ролью в фильме «Долгое прощание» С. В. Урсуляка (Ляля Телепнёва, 2004; в том же году получила приз за лучшую женскую роль Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр»; номинация на премию «Ника», 2004), сразу заявив о себе как о неординарной лирико-драматической киноактрисе. Успех укрепили роли в фильмах и телесериалах «Эйфория» (Вера, 2006), «Ликвидация» (Тоня Царько, 2007) и «Исаев» (Анна, 2009). Героини Агуреевой выглядят незащищёнными – как правило, они пребывают в состоянии нервного потрясения, чреватого душевной катастрофой. Своеобразная приглушённая, но заострённо-чувственная исполнительская манера выявляет мучительное недовольство её героинь мироустройством, готовое привести к трагедии.
Среди значительных киноработ: «Господа Головлёвы» (Аннинька), «Которого не было» (Катя, обе – 2010), «Жизнь и судьба» (Евгения Шапошникова, 2012; премия «Золотой орёл» за лучшую женскую роль на телевидении за 2013, вручена в 2014), «Ван Гоги» (Маша, 2018), «Элефант» (Тося, 2019).
Среди других фильмов и телефильмов: «Всё в порядке, мама!» (Иванка, 2010), «Куприн. Впотьмах» и «Куприн. Яма» (Тамара, 2013), «Прощай, любимая...» (Маргарита Сотникова, 2014), «Ланцет» (Ольга Покровская, 2018), «Оптимисты» (2-й сезон; Вера Нестерова, 2020), «Асфальтовое солнце» (мама Артёма, 2021), «Дышите свободно» (доктор Черкасова, 2022).
Выступает как исполнительница песен и романсов.
Государственная премия РФ (за 2001, вручена в 2002).
Награждена молодёжной премией «Триумф» (2000).
Агуреева как режиссёр награждена премией газеты «Московский комсомолец» (номинация «Проект года», 2023) за спектакль «Живые и мёртвые. Солдатами не рождаются» по роману «Солдатами не рождаются» трилогии «Живые и мёртвые» К. М. Симонова, посвящённый 80-й годовщине победы в Сталинградской битве (2023, Международный благотворительный фонд Юрия Башмета).