Брам Отто
Брам О́тто (Otto Brahm; псевдоним, настоящая фамилия Абраамсон, Otto Abrahamsohn) (5.2.1856, Гамбург – 28.11.1912, Берлин), немецкий режиссёр, театральный деятель, критик.
Изучал литературу и философию в университетах Берлина, Гейдельберга и Страсбурга. С 1879 г. выступал как литературный и театральный критик. В 1889 г. возглавил литературно-театральное объединение «Свободная сцена» в Берлине (по образцу «Свободного театра» А. Антуана в Париже), познакомившее немецкого зрителя с драматургией Г. Ибсена, А. Стриндберга, Г. Гауптмана, Л. Н. Толстого («Власть тьмы») и др. Манифестом театра Брама (существовал до 1893) стала постановка драмы Гауптмана «Перед восходом солнца» (1889). Творческие принципы театра – детально точное воссоздание реальности, акцентирование социальных проблем эпохи – сформулированы в журнале «Современной жизни – свободная сцена» (Брам – главный редактор в 1889–1890). В 1894–1903 гг. возглавлял «Немецкий театр», где ставил в основном современные пьесы: «Ткачи» (1894), «Потонувший колокол» и «Одинокие» (обе 1896), «Роза Бернд» (1903) Гауптмана; «Нора» и «Привидения» (сезон 1894/1895), «Дикая утка» (сезон 1896/1897), «Гедда Габлер» (сезон 1897/1898), «Враг народа» (сезон 1900/1901) Ибсена; «Зелёный попугай» и «Парацельс» (обе 1899), «Мгновения жизни» (1902), «Покрывало Беатрисы» (1903) А. Шницлера, а также пьесы Э. Ростана, М. Метерлинка, Г. фон Гофмансталя. Обращаясь к классике, интерпретировал её в духе современности. Под руководством Брама в «Немецком театре» сложился актёрский ансамбль, эстетические принципы которого – отказ от патетики и декламации, психологическая достоверность сценического существования – знаменовали рождение в Германии актёра нового типа. В постановках Брама играли крупнейшие актёры Германии: А. Бассерман, Й. Кайнц, Р. Риттнер, Э. фон Винтерштайн, начинал творческую деятельность М. Рейнхардт. В 1904–1912 гг. Брам возглавлял берлинский «Лессинг-театр». Рамки натурализма отчасти ограничивали художественный кругозор Брама, но его театральная практика стала важным этапом в истории формирования немецкого сценического реализма.
Автор ряда работ по истории немецкой драмы и театра.