Хубаи Енё
Ху́баи Е́нё, Енё Хубаи фон Салатна (Jenő Hubay von Szalatna; фамилия и имя при рождении Ойген Хубер, нем. Eugen Huber) (15.9.1858, Пешт, ныне Будапешт – 12.3.1937, там же), венгерский скрипач, композитор, педагог.
Игре на скрипке учился у отца, Кароя (Карла) Хубера (1828–1885), дирижёра Национального театра Пешта и профессора Королевской венгерской академии музыки. Первое публичное выступление Е. Хубаи состоялось в 1872 г. (исполнил один из скрипичных концертов Дж. Б. Виотти). В 1873 г. поступил в Королевскую высшую школу музыки (ныне в составе Берлинского университета искусств), которую окончил в 1876 г. по классу Й. Иоахима.
По возвращении в Будапешт неоднократно выступал с Ф. Листом; по его совету в 1878 г. отправился в Париж, где познакомился с А. Вьётаном (незадолго до его смерти Хубаи оркестровал Концерт для скрипки с оркестром № 7 Вьётана, посвящённый ему). В 1879 г. взял фамилию Хубаи, чтобы подчеркнуть венгерское происхождение. Гастролировал по Европе с 1880-х гг. (в 1890-х гг. в Санкт-Петербурге), в том числе с пианистом и композитором Э. д’Альбером. Вместе с Д. Поппером основал в 1886 г. Будапештский квартет (квартет Хубаи – Поппера), который провёл ряд венгерских премьер произведений И. Брамса. С 1920-х гг. в музыкальном зале дома Хубаи (построен в 1897–1898) проходили воскресные концерты.
Преподавал в Королевской консерватории Брюсселя (с 1882, преемник Вьётана). В 1886–1936 гг. профессор Королевской венгерской академии музыки в Будапеште (директор в 1919–1934). Хубаи положил начало современной венгерской скрипичной школе. Среди учеников: Дж. д’Араньи, Ш. Вег, Ф. фон Вечей, Ю. Орманди, З. Секей, Й. Сигети.
В ранние годы сочинял преимущественно скрипичные пьесы и песни, с 1890-х гг. уделял большое внимание крупным произведениям. Среди сочинений: оперы – «Скрипичный мастер из Кремоны» («Le Luthier de Crémone», поставлена в 1894 в Будапеште; приобрела популярность за пределами страны, ставилась в том числе в Нью-Йорке в 1897), «Деревенский бедокур» («A falu rossza», поставлена в 1896), «Анна Каренина» (по роману Л. Н. Толстого; поставлена в 1923; обе – в Будапеште) и др.; «Данте-симфония» (по Данте Алигьери; 1921) и «Петёфи-симфония» (по Шандору Петёфи; 1922; обе изданы в 1926) для солистов, хора и оркестра, симфонии № 1 (1885, 2-я редакция 1923) и № 2 (1914, 2-я редакция 1922; издана в 1917); 4 концерта для скрипки с оркестром (№ 1 – «Драматический концерт», «Concert dramatique», издан в 1886; № 2 – издан в 1904; № 3 – издан в 1907; № 4 – «Концерт в старинном стиле», «Concerto all’ antica», издан в 1908), Концерт для альта с оркестром (I часть издана под названием «Концертная пьеса», «Morceau de concert», 1893); для скрипки и фортепиано – «Романтическая соната» («Sonate romantique», 1884); 14 «Сцен из чарды» («Scènes de la Csárda», Csárdajelenet; 1882–1921), пьесы; скрипичные этюды. Из композиторского наследия Е. Хубаи популярность сохранили Фантазия на темы из оперы «Кармен» Ж. Бизе (1877), пьеса «Зефир» («Zephir») из цикла «Жизнь цветов» op. 30 («Blumenleben»; издан в 1890).
Аранжировал для скрипки с фортепиано ряд пьес И. Брамса, Ф. Листа, А. Г. Рубинштейна, Дж. Тартини, Р. Штрауса, редактировал произведения И. С. Баха, Л. ван Бетховена, Г. Венявского, А. Вьётана.
Сохранились аудиозаписи Хубаи (созданы в 1928–1929). Его исполнению присущи полный звук, медленное и широкое вибрато.
В 1907 г. Хубаи присвоен дворянский титул.
В 1999 г. в Будапеште основано общество Е. Хубаи. В 2020 г. Фестиваль-академия в Будапеште учредила скрипичный конкурс его имени.