Нестеров Михаил Васильевич
Не́стеров Михаи́л Васи́льевич [19(31).5.1862, Уфа – 18.10.1942, Москва], российский живописец, график, академик (1898) и действительный член (1910) петербургской Академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Родился в купеческой семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–1881, 1884–1886) у И. М. Прянишникова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. Е. Маковского; в петербургской Академии художеств (1881–1884) у П. П. Чистякова, В. И. Якоби, В. П. Верещагина, пользовался советами И. Н. Крамского. Член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) (1896–1901), член-учредитель Союза русских художников (1903).
В ранних работах заметно влияние жанровой живописи передвижников («В снежки», 1879; «Экзамены в сельской школе», 1884, обе – Третьяковская галерея; «За приворотным зельем», 1888, Саратовский художественный музей; картины на исторические сюжеты – «Избрание Михаила Фёдоровича на царство», 1886, ГТГ; «До государя челобитчики», 1886, частное собрание, Москва). В 1886–1889 гг. исполнил много книжных иллюстраций (к роману «Капитанская дочка» и сказкам А. С. Пушкина, и др.). В конце 1880-х – начале 1890-х гг. Нестеров посетил Австрию, Италию, Германию и Францию, где познакомился с искусством европейского символизма (испытал влияние П. Пюви де Шаванна) и исполнил многочисленные пейзажи.
С конца 1880-х гг. сформировался постоянный интерес Нестерова к эпохе допетровской Руси, к темам отшельничества, быта скитов и монастырей. Картина «Пустынник» (1888–1889, ГТГ), показанная на 17-й выставке ТПХВ, подтвердила роль Нестерова как одного из создателей «живописно-эмоционального» направления в русском искусстве. В связи с 500-летием со дня кончины святого Сергия Радонежского (1891) Нестеров с 1889 г. начал работать над серией посвящённых ему полотен. В картине «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890, ГТГ) одухотворённый и гармоничный образ отрока тонко сочетается с особым «нестеровским» эмоционально насыщенным пейзажем; она стала одним из характерных произведений раннего русского модерна. Полотна «Юность преподобного Сергия» (1892–1897, ГТГ), «Труды преподобного Сергия» (триптих, 1896–1897, ГТГ), «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» (эскиз, 1897, ГТГ), «Преподобный Сергий Радонежский» (1899, Русский музей) развивают идеи силы добра и нравственного совершенства.
В 1890–1910 гг. Нестеров жил в Киеве. Участвовал в росписях Владимирского собора в Киеве (1890–1895), мозаичном убранстве храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге (1894–1897), исполнил росписи церкви Святого Александра Невского в Абастумани в Грузии (1898–1904) и храма Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители в Москве (1910–1912), создавая «большой национальный стиль» церковной живописи в рамках православного канона. Символический подтекст ощутим в картинах «Под благовест» (1895, ГРМ), «Молчание» (1903), «Лисичка» (1914, обе – в ГТГ); во всех заметную роль играет образ русской природы. Молитвенным, мистическим духом наполнена картина «Дмитрий-царевич убиенный» (1899, ГРМ), в которой трогательная фигура царевича Дмитрия Ивановича представлена на фоне прозрачного, нежного стилизованного пейзажа.
Мистико-религиозные идеи богоискательства развивает Нестеров в масштабных произведениях «Святая Русь» (1901–1905, ГРМ; Золотая медаль Международной выставки в Мюнхене, 1909), «На Руси ("Душа народа")» (1914–1916, ГТГ). Картины-сюиты «Христова невеста» (1886, частное собрание), «На горах» (1896, Киевский музей русского искусства), «Великий постриг» (1898, ГРМ), «Думы» (1900, ГРМ), «В лесах» (1917–1922, Нижегородский государственный художественный музей) и др., пронизанные светлыми и чистыми чувствами, посвящены судьбе русской женщины, теме гармонии человека и природы.
Пейзажная живопись Нестерова отличается особым лирическим, поэтическим настроем, в ней проявляются лучшие традиции русской реалистической живописи в сочетании с особой эмоциональностью и стилизацией: «Осенний пейзаж» (1906, ГТГ), «Река Белая» (1909), «Родина Аксакова» (1914, оба – в Башкирском художественном музее, Уфа), «Осень в деревне» (1942, ГТГ).
С начала 1880-х гг. Нестеров обратился к портрету. Лучшим работам в этом жанре свойственны поэтическое отношение к модели, задумчивость, тонкая связь с окружающим пространством: портреты Е. П. Нестеровой, жены художника (1905, ГТГ), Н. Г. Яшвиль (1905, Киевский музей русского искусства), дочери художника, О. М. Нестеровой-Шрётер («Амазонка», 1906, ГРМ), «Девушка у пруда» (Н. М. Нестерова, 1923, частное собрание). К произведениям философско-религиозного плана, демонстрирующим устремлённость человека в мир нравственных исканий, можно отнести портрет Л. Н. Толстого (1907, Музей Л. Н. Толстого, Москва), автопортрет (1915, ГРМ), картину «Философы» (портрет П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, 1917, ГТГ).
В послереволюционный период Нестеров создавал преимущественно портреты-картины: «Мыслитель» (И. А. Ильин, 1921–1922, ГРМ), В. М. Васнецова (1925, ГТГ), автопортрет (1928, ГТГ), братьев А. Д. Корина и П. Д. Корина (1930), И. Д. Шадра (1934), И. П. Павлова (1935), Е. С. Кругликовой (1938), В. И. Мухиной (1940), А. В. Щусева (1941, все – в ГТГ). В них раскрываются не только красота и мощь творческой личности, особенности характера модели, но и область деятельности портретируемого.
В 1919 г. Нестеров подарил г. Уфа собрание картин русских художников, ставшее основой Башкирского государственного художественного музея, носящего его имя. Художественно-философское осмысление русской истории в творчестве Нестерова оказало заметное влияние на искусство П. Д. Корина и И. С. Глазунова.
Сталинская премия 1-й степени (1941).