Швейцер Михаил Абрамович
Шве́йцер Михаи́л Абра́мович (настоящее имя Моисей Абрамович Швейцер) (16.2.1920, Пермь – 2.6.2000, Москва), российский режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1965), народный артист РСФСР (1977), народный артист СССР (1990).
В 1943 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская С. М. Эйзенштейна).
В 1948 г. дебютировал фильмом «Путь славы» (совместно с Б. А. Бунеевым и А. М. Рыбаковым). В 1951–1953 гг. работал в документальном кино. В 1954 г. поставил приключенческий фильм «Кортик» по А. Н. Рыбакову (совместно с В. Я. Венгеровым; см. фрагмент фильма: «Кортик» / режиссёры Владимир Венгеров, Михаил Швейцер. 1954 // Госфильмофонд России). Снял первую остросоциальную ленту на деревенскую тему – «Чужая родня» (1955).
Фильм «Тугой узел» (1956) вызвал волну критики: «...Главное управление по производству фильмов разродилось документом, требующим "кардинальной переработки идейно порочной картины". Нам вменялся в вину неправильный показ "взаимоотношений руководителей партии и рядовых коммунистов, партии и народа". <...> Мы вынуждены были совершить все требуемые преобразования. <...> Фильм назывался теперь "Саша вступает в жизнь". Он был принят и выпущен в прокат. С тех пор я дал клятву, что фильмов о современности никогда в жизни больше делать не буду» (Швейцер. 1988). В 1988 г. фильм восстановлен в авторском варианте, вышел в прокат под первоначальным названием.
В 1960 г. выпустил историко-революционный фильм «Мичман Панин», в 1960–1961 гг. – экранизацию романа Л. Н. Толстого «Воскресение». Киноверсия романа В. П. Катаева «Время, вперёд!» (1965) отличается аналитически-ироничным подходом к изображаемой эпохе. Экранизация романа И. А. Ильфа и Е. П. Петрова «Золотой телёнок» (1968) осмысливает время начала 1930-х гг. в жанре авантюрной трагикомедии.
В фильмах «Карусель» (1970) и «Смешные люди!» (1977) экранизировал ряд рассказов А. П. Чехова. Социально-гротесковая трагикомедия «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975; Государственная премия СССР, 1977) – притча о дисгармоничном состоянии человека в 20 в. Образцом кинематографической иллюстрации стали телеэкранизации «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина (1979) и поэмы «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (1984). В 1987 г. экранизировал повесть Л. Н. Толстого «Крейцерова соната» (совместно с женой, Софией Абрамовной Милькиной; Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых, 1989). В 1991 г. поставил социально-криминальный фарс «Как живёте, караси?» (с Милькиной), в 1993 г. – психологическую монодраму «Послушай, Феллини!» (с Милькиной).
Автор и соавтор сценариев своих фильмов.
Премия Президента РФ в области литературы и искусства (за 1998, вручена в 1999). Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства за выдающийся вклад в художественную культуру России (2000, посмертно).
Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1999).
Награждён орденами: Почёта (1995), «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (2000).