Эфрос Анатолий Васильевич
Э́фрос Анато́лий Васи́льевич (настоящие имя и отчество Натан Исаевич) (3.7.1925, Харьков – 13.1.1987, Москва), российский режиссёр театра и кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1976).
Родился в семье служащих авиационного завода, в 1933 г. семья переехала в Москву. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в эвакуации работал слесарем авиационного завода в Перми, в 1943–1951 гг. посещал занятия сначала в студии К. Н. Воинова, затем в актёрской студии Ю. А. Завадского при Государственном театре имени Моссовета.
В 1945 г. принят на 2-й курс режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская Н. В. Петрова и М. О. Кнебель). В 1951 г. поставил дипломный спектакль «Прага остаётся моей» Ю. А. Буряковского в театре Центрального дома культуры железнодорожников, а затем спектакль «Приезжайте в Звонковое» А. Е. Корнейчука в Московском областном драматическом театре имени А. Н. Островского. В 1952 г. был зачислен по распределению в штат Рязанского областного драматического театра очередным режиссёром, где за два сезона поставил восемь спектаклей: «Любовь Яровая» К. А. Тренёва, «Собака на сене» Л. де Веги, «Любовь на рассвете» Я. А. Галана, «Горячее сердце» А. Н. Островского (все – 1952), «Девицы-красавицы» А. Д. Симукова, «Камни в печени» А. Е. Макаёнка, «Когда ломаются копья» Н. Ф. Погодина, «Мачеха» О. де Бальзака (все – 1953).
В 1953 г. М. О. Кнебель и К. Я. Шах-Азизов пригласили Эфроса на должность режиссёра Центрального детского театра. Десятилетие его службы в ЦДТ – поворотный момент в истории отечественного театра: появление драматургии В. С. Розова ознаменовало возникновение на сцене совершенно новой для своего времени тематики – голос молодого поколения зазвучал в советском театре в полную силу. В этот период Эфрос поставил 4 спектакля по пьесам Розова: «В добрый час!» (1954), «В поисках радости» (1957), «Неравный бой» (1960), «Перед ужином» (1962), работал и с другими современными авторами: «Чужая роль» С. В. Михалкова (1954), «Мы втроём поехали на целину» Н. Ф. Погодина (совместно с Кнебель; 1955), «Сказка о сказках» А. Г. Зака, И. К. Кузнецова (1956), «Вольные мастера» З. Н. Дановской (1959), «Друг мой, Колька!» А. Г. Хмелика (1959), «Бывшие мальчики» Н. А. Ивантер (1960), «Цветик-семицветик» по В. П. Катаеву (1962), «Они и мы» Н. Г. Долининой (1964). Обращался к классике, поставив «Бориса Годунова» А. С. Пушкина (1957) и «Женитьбу» Н. В. Гоголя (1963), начал преподавать в студии при Центральном детском театре (1954). Пристально изучая и применяя на практике этюдный метод и метод физических действий, добивался в спектаклях создания ансамбля при глубокой психологической разработке создаваемых актёрами образов. Принимал активное участие в создании «Студии молодых актёров», ставшей позднее театром-студией «Современник», где поставил спектакль «Никто» по пьесе Э. Де Филиппо (1958). Кроме того, осуществил постановки спектаклей «Гедда Габлер» Г. Ибсена (1957) в Театре-студии Киноактёра, «Сны Симоны Машар» Л. Фейхтвангера и Б. Брехта (1959) и «В гостях и дома» А. М. Володина (1960) в Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой.
В 1961 г. на экраны вышел художественный фильм «Шумный день», снятый Эфросом и Г. Г. Натансоном в 1960 г. по пьесе В. С. Розова «В поисках радости». В 1961 г. работал над фильмом «Високосный год», в 1962 г. – «Двое в степи».
В конце 1963 г. назначен на должность главного режиссёра Московского театра имени Ленинского комсомола. В 1964 г. поставил спектакли «В день свадьбы» В. С. Розова, «104 страницы про любовь» Э. С. Радзинского; в 1965 г. – «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова, «Снимается кино» Радзинского, «Каждому своё» С. И. Алёшина; в 1966 г. – «Чайка» А. П. Чехова, «Судебная хроника» Я. И. Волчека, «Мольер» М. А. Булгакова. В марте 1967 г. освобождён от должности главного режиссёра Московского театра имени Ленинского комсомола [«В репертуаре этого театра не находили отражения важнейшие проблемы нашей жизни, задачи молодёжи в коммунистическом строительстве» (Правда. 1967. 12 мая. С. 3)], невзирая на поддержку коллег – О. Н. Ефремова, Г. А. Товстоногова, Ю. А. Завадского и других представителей театральной общественности. Вместе с ним театр покинули актёры: В. И. Гафт, А. И. Дмитриева, М. М. Державин, Л. К. Дуров, И. Н. Кириченко, Л. Б. Круглый, В. Г. Смирнитский, Г. Р. Сайфулин, А. А. Ширвиндт, О. М. Яковлева и заведующая литературной частью Н. М. Скегина.
В 1967 г. назначен очередным режиссёром Московского драматического театра на Малой Бронной, где продолжил работу над спектаклем «Три сестры» А. П. Чехова, начатую ещё в Московском театре имени Ленинского комсомола. Однако вскоре после премьеры спектакль был снят с репертуара, как и следующая работа – «Обольститель Колобашкин» Э. С. Радзинского.
В 1968 г. поставил в театре на Малой Бронной спектакль «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, в 1969 г. – «Счастливые дни несчастливого человека» А. Н. Арбузова. В последующие годы выстраивается репертуар «театра Эфроса», существовавший внутри театра на Малой Бронной, главным режиссёром которого был А. Л. Дунаев. Современная драматургия [«Сказки старого Арбата» (1970) и «Воспоминание» (1981) А. Н. Арбузова; «Человек со стороны» (1971) и «Веранда в лесу» (1978), «Директор театра» (1984) И. М. Дворецкого; «Ситуация» В. С. Розова (1973); «Снятый и назначенный» Я. И. Волчека (1975); «Продолжение Дон Жуана» Э. С. Радзинского (1979)] соседствовала в этом театре с классикой: «Ромео и Джульетта» (1970) и «Отелло» (1976) У. Шекспира, «Брат Алёша» В. С. Розова (инсценировка «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского, 1972), «Дон Жуан» Мольера (1973), «Женитьба» Н. В. Гоголя (1975), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1977), «Дорога» В. Балясного (по поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя,1979), «Лето и дым» Т. Уильямса (1980), «Наполеон Первый» Ф. Брукнера (1983). Постепенно уходя от бытового театра к театру метафорическому и лирико-драматическому, Эфрос стремился к созданию на сцене произведений, наполненных гармонией и светом в сочетании с пронзительной нежностью и тоской по несбывшемуся.
Среди режиссёрских работ в других театрах: «Дальше – тишина» В. Дельмар (1969) и «Турбаза» Э. С. Радзинского (1974) в театре имени Моссовета; «Эшелон» М. М. Рощина (1975), «Тартюф» Мольера (1981) и «Живой труп» Л. Н. Толстого (1982) в Московском художественном академическом театре СССР имени М. Горького; «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (1975) в Московском театре на Таганке; «Буря» У. Шекспира (1983) в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в рамках фестиваля «Декабрьские вечера».
В 1970-е гг. много работал на телевидении: снова обращался к «Борису Годунову» А. С. Пушкина (1970) и «Мольеру» М. А. Булгакова («Всего несколько слов в честь господина де Мольера», 1973); экранизировал «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова («Страницы журнала Печорина», 1975); снимал телеспектакли по своим театральным постановкам: «Марат, Лика и Леонидик» А. Н. Арбузова (1971), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1983) и др.; телефильмы «Таня» А. Н. Арбузова (1974) и «Фантазия» по мотивам повести И. С. Тургенева «Вешние воды» (1976) и телеспектакль «Острова в океане» по Э. Хемингуэю (1978). Выпустил радиоспектакли: «Выстрел» А. С. Пушкина (1973), «Мартин Иден» Дж. Лондона (1976), «Незнакомка» А. А. Блока (1978), «Жизнь господина де Мольера» М. А. Булгакова (1981), «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» и «Пир во время чумы» А. С. Пушкина (1982). В 1977 г. был снят последний игровой фильм Эфроса «В четверг и больше никогда».
В марте 1984 г. назначен главным режиссёром Московском театре драмы и комедии на Таганке, где осуществил постановки: «На дне» М. Горького (1984), «У войны не женское лицо» по С. А. Алексиевич, «Прекрасное воскресенье для пикника» Т. Уильямса (оба – 1985), «Полтора квадратных метра» Б. А. Можаева, «Мизантроп» Мольера (оба – 1986).
Поставил спектакли за границей: «Женитьба» Н. В. Гоголя (1978), «Мольер» М. А. Булгакова (1979; оба – театр Гатри, Миннеаполис, США); «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (1981), «Наташа» по пьесе «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1982; оба – театр Тоэн, Токио); «Вишнёвый сад» Чехова (Финский национальный театр, Хельсинки, 1983).
В 1964–1968 и 1984–1987 гг. преподавал в ГИТИСе на кафедре режиссуры.
Автор книг «Репетиция – любовь моя» (1975), «Профессия: режиссёр» (1979), «Продолжение театрального рассказа» (при переиздании – «Продолжение театрального романа», 1985), «Книга четвёртая» (1993), в которых профессиональные размышления чередуются с жизненными наблюдениями, вызывая неизменный интерес как у будущих режиссёров, так и у широкого круга читателей.
Жена – Н. А. Крымова.
Сын – Д. А. Крымов.