Некрасов Николай Алексеевич
Некра́сов Никола́й Алексе́евич [28.11(10.12).1821, село Синьки, Балтский уезд, Подольская губерния, Российская империя, ныне Кировоградская область, Украина – 27.12.1877(8.1.1878), Санкт-Петербург], русский поэт.
Дворянин. Родился в семье армейского капитана и дочери малороссийского чиновника. Детство прошло в имении отца – в селе Грешнево Ярославской губернии. В 1832–1837 гг. учился в гимназии в Ярославле. В июле 1838 г., «надув отца притворным согласием поступить в Дворянский полк», уехал в Санкт-Петербург; дважды (в 1839 и 1840) безуспешно пытался поступить в Санкт-Петербургский университет. Был лишён отцом содержания, вёл полунищенское существование на случайные, в том числе литературные, заработки.
Дебютировал в печати стихотворением «Мысль» (1838). Первый поэтический сборник – «Мечты и звуки» (1840) – был оценён критикой как подражательный и незрелый. В начале 1840-х гг. вошёл в театральные круги столицы (Ф. А. Кони и др.); сочинял развлекательные стихотворные пьесы для Александринского театра, среди них – водевили «Шила в мешке не утаишь – девушки под замком не удержишь», «Актёр» (оба – 1841), мелодрама «Материнское благословение, или Бедность и честь» (поставлена в 1842, опубликована в 1930). В 1841–1845 гг. активно сотрудничал в «Литературной газете» (с 1844 её фактический редактор), где анонимно и под разными псевдонимами (Н. А. Перепельский и др.) печатал рецензии, фельетоны, пародии, а также в журнале «Отечественные записки», газете «Русский инвалид» и др.
С 1843 г. занимался издательской деятельностью. Изданные им при участии В. Г. Белинского сборники «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846) стали программными выступлениями писателей натуральной школы. С 1847 г. издавал журнал «Современник» (совместно с И. И. Панаевым). В годы ужесточения цензуры, чтобы восполнить нехватку материалов для журнала, Некрасов совместно с А. Я. Панаевой (с конца 1840-х гг. до 1863 гражданская жена Некрасова) написал авантюрно-приключенческий роман «Три страны света» (1848–1849) и роман из жизни актёров «Мёртвое озеро» (1851). Среди других прозаических сочинений: автобиографический роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» (1843, не окончен; полностью опубликован в 1931), юмористический роман «Тонкий человек» (1855, не окончен), литературная критика (статья «Русские второстепенные поэты», 1850, и др.). Во 2-й половине 1850-х гг. ведущую роль в «Современнике» стали играть Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, что привело к разрыву Некрасова с прежним окружением (И. С. Тургенев и др.). В журнале возобладало революционно-демократическое направление; конфликты с властями привели к тому, что издание в июне 1862 г. было приостановлено на 8 месяцев (до февраля 1863), а в июне 1866 г. запрещено. С 1868 г. Некрасов издавал журнал «Отечественные записки» (совместно с М. Е. Салтыковым-Щедриным), ставший одним из главных проводников идей народничества.
Со 2-й половины 1840-х гг. складывалась самобытная поэтическая манера Некрасова, полемически противостоявшая традициям и вкусам пушкинской эпохи, определялись основные темы и мотивы его лирики: «страдания народа», жизнь крестьянства и городских низов, труд, нужда, болезнь, гражданская скорбь, уныние, гнев, ненависть, вражда к угнетателям. Поэзия зрелой поры отразила идеи и художественные принципы натуральной школы, главным образом демократический и антикрепостнический пафос: стихотворения «В дороге» (1845), «Тройка», «Родина», «Псовая охота» (все – 1846). Своеобразие созданного Некрасовым лирического характера – в предельной остроте негативных переживаний, склонности к самоосуждению, в уязвимости, открытости чужому страданию и переживании социального зла как личной драмы. Этот характер метафорически связан с образом Музы Некрасова – «плачущей, скорбящей и болящей», «печальной спутницы печальных бедняков» («Муза», 1852), «бледной, в крови, кнутом иссечённой» («О Муза! я у двери гроба!..», 1877). В лирике использовал приёмы сюжетного повествования и драматургии; сторонние житейские ситуации и сценки вызывают целую гамму переживаний – от напускной иронии до глубокой печали («На улице», 1850; «В деревне», 1854; «Забытая деревня», 1855). Однообразие преимущественно «скорбной» интонации Некрасов преодолевал за счёт введения «чужого голоса», с которым голос автора либо открыто враждует (в сатирических стихотворениях «Нравственный человек», 1847; «Секрет», 1855), либо сочувственно резонирует («Еду ли ночью по улице тёмной…», 1847; «Орина, мать солдатская», 1863) или даже полностью сливается (стихотворения «Огородник», 1846; «Влас», 1855; «Похороны», 1861; «Зелёный шум», 1863).
В интимной лирике Некрасов тяготеет к демонстративному изображению неэстетической «прозы жизни» с её повседневными страстями, конфликтами и огорчениями: т. н. панаевский цикл («Если, мучимый страстью мятежной…», 1847; «Я не люблю иронии твоей…», 1850; «Мы с тобой бестолковые люди…», 1851; «Прости», 1856; «Слёзы и нервы», 1861; и др.), который образует своего рода социально-психологический роман с «прозаическими» подробностями и мучительными перипетиями в отношениях двух любящих.
В 1853–1855 гг. пережил тяжёлую болезнь горла (ожидание скорой смерти выразилось в стихотворениях «Последние элегии», «Замолкни, Муза мести и печали…», оба – 1855, и др.). Выздоровление поэта совпало со смягчением цензуры и подъёмом общественной жизни в начале царствования императора Александра II. В сборнике «Стихотворения» (1856; 2-е дополненное издание – 1861) поэзия Некрасова впервые предстала в своём жанрово-тематическом разнообразии: «ролевая» и интимная лирика; баллады, сатиры и др.; поэма «Саша» (1855) – о типе многоречивого «лишнего человека», подготовившего почву для новых людей «дела». Сборник, открывавшийся стихотворением-манифестом «Поэт и гражданин», вызвал сильный общественный резонанс. Некрасов стал лидером «гражданского» направления в поэзии, выразителем настроений разночинной интеллигенции. Большой популярностью в этой среде пользовались пропагандистские стихотворения Некрасова, призывавшие молодёжь к революционной борьбе («Песня Ерёмушке», 1859), прославлявшие её кумиров («Памяти Белинского», 1853; «Памяти Добролюбова», 1864; «Пророк», 1874, – о Чернышевском). «Революционизирующей» тенденцией отмечен и позднейший цикл «декабристских» поэм: «Дедушка» (1870), «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая», «Княгиня М. Н. Волконская»; 1871–1872). Сам Некрасов, однако, был далёк от революционной деятельности, что объяснял в своих стихах бессилием и неспособностью к самопожертвованию – родовыми чертами некрасовского поколения – и что служило предметом горькой рефлексии «насмешливого внутреннего голоса» («Рыцарь на час», 1862).
С конца 1850-х гг. поэзия Некрасова перестаёт быть преимущественно «негодующей», проникается христианскими мотивами терпения, прощения и любви; на смену лирическому переживанию действительности приходит эпическое созерцание. В поэме «Тишина» (1857) Крымская война 1853–1856 гг. представлена как национальная трагедия, всенародное горе, разрешаемое в общей молитве пред «скудным алтарём». Русский народ, прежде у Некрасова бывший объектом сострадания и просветительских надежд («Школьник», 1856), превращается в объект восхищённого удивления, в носителя высших нравственных идеалов, недостижимых для имущих и образованных сословий. Неразрешимой загадкой видится Некрасову присущее народу сочетание огромной мощи и внутренней свободы с кротостью и смирением, доходящим до бездумной рабской покорности («Размышления у парадного подъезда», 1860; «Железная дорога», 1864). Народному безмолвию «во глубине России» («В столицах шум, гремят витии…», 1858) противопоставлена шумная, пёстрая жизнь столицы, также с эпическим размахом, но уже с ядовитой иронией изображённая в цикле «городских» сатир («О погоде», 1858–1865; «Газетная», 1865; «Балет», 1866; «Недавнее время», 1871).
В 1856–1857, 1864, 1867, 1869 и 1873 гг. выезжал за границу. В 1861 г. купил усадьбу Карабиха в Ярославской губернии, где отныне проводил почти каждое лето. Тогда же приступил к созданию цикла «крестьянских» поэм, ставших его высшим творческим достижением. Поэма «Коробейники» (1861), написанная не только о народе, но и для него (посвящена «другу-приятелю Гавриле Яковлевичу, крестьянину деревни Шоды Костромской губернии»), показывает народную жизнь в нерасчленённом единстве праздника и труда, игры и преступления, любви и смерти. В поэме доминирует народно-поэтическая стилистика (зачин поэмы – «Ой, полна, полна коробушка…» – стал народной песней). Редкий у Некрасова жизнеутверждающий пафос сближает поэму со стихотворением «Крестьянские дети» (1861), где даже ненавистный труд оборачивается «нарядной своей стороной». Поэма «Мороз, Красный нос» (1863–1864) – парадоксальный трагедийный эпос, утверждающий незыблемость и величие трудовой крестьянской жизни, её семейных устоев. Предметом изображения является не столько быт, сколько бытие крестьянина, глубины его миропонимания; социально-историческая определённость образов уступает место символическим обобщениям.
С 1863 г. до конца жизни работал над своим итоговым произведением – поэмой «Кому на Руси жить хорошо», оставшейся незавершённой. Закончены и опубликованы при жизни Некрасова «Пролог» и 1-я часть поэмы (1869), главы «Последыш» (1873), «Крестьянка» (1874), «Пир на весь мир» (1876). «Крестьянская эпопея», поэма-странствие, рисует широкую панораму пореформенной России, неотделимой от её давнего и недавнего (крепостнического) прошлого. Русская жизнь показана здесь во всём её социальном разнообразии, но преобладает изображение именно крестьянства как главного носителя национальных начал и традиций, не чуждого внутренней сложности и конфликтов. Господствующее в поэме «крестьянское» ви́дение действительности вступает в сложное взаимодействие с авторским, которое, впрочем, чаще всего с ним отождествляется. Поэма пронизана фольклорной образностью и стилистикой, а сказочный зачин, несмотря на многоликость показанного Некрасовым греха и неправды, предопределяет её оптимистическое звучание, связанное с народной верой в осуществимость идеалов справедливости и добра.
В лирике 1870-х гг. преобладают иные настроения: переходящий в отчаяние скептицизм по отношению к «лучшему будущему» и действенности поэтического слова («Уныние», «Элегия», оба – 1874; «Как празднуют трусу», 1876); жалобы на клевету, мучения от болезни; предощущение собственной смерти, забвения и даже гибели России, терзаемой «кровожадными птицами» и «ядовитыми гадами» («Смолкли честные, доблестно павшие…», 1872–1874). Катастрофичность происходящего Некрасов осмысляет в глобальных масштабах, выступая критиком всей современной цивилизации – «дряхлого мира на роковом пути»: «Дни идут… Всё так же воздух душен…», 1877; «Страшный год (1870)», 1872–1874; «Утро», 1874. Эти стихотворения определили тональность сборника «Последние песни» (1877), в который вошла также сатирическая поэма «Современники» (1875–1876), рисующая «красками мрачнее ювеналовских» российский деловой мир – «юбиляров» и «триумфаторов», пирующих над умирающей страной. С этой тональностью контрастируют завершающие сборник отрывки из поэмы «Мать» (1877, не окончена) и стихотворение «Баюшки-баю» (1877) – колыбельная песня матери над умирающим сыном.
Некрасов скончался после продолжительной болезни; его похороны вылились в политическую манифестацию.
Некрасов ввёл в русскую поэзию целые пласты новой лексики (журнальной, профессиональной, жаргонной, диалектной и т. д.), расширил её жанровый и метрический репертуар (культивировал трёхсложные метры, песенные ритмы), привил ей фольклорную образность в невиданных прежде объёмах, создал первые образцы урбанистической лирики. Ближайшие подражатели Некрасова – поэты «крестьянской школы» (И. З. Суриков, С. Д. Дрожжин и др.), создатели народнической и революционно-пропагандистской поэзии (А. Н. Плещеев и др.). Более глубокое и разностороннее влияние Некрасов оказал на поэзию Серебряного века и советского периода (А. А. Блок, В. Я. Брюсов, Андрей Белый, Н. А. Клюев, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, А. А. Ахматова, А. Т. Твардовский и др.).