Московский академический театр имени Вл. Маяковского
Моско́вский академи́ческий теа́тр и́мени Вл. Маяко́вского, российский драматический театр. Создан в 1922 г. на базе расформированного Театра революционной сатиры (Теревсат, работал в 1919 в Витебске, в 1920–1922 в Москве). Часть труппы Теревсата, пополненная актёрами других московских театров, составила исполнительское ядро образовавшегося коллектива (в 1922–1943 московский Театр Революции, в 1943–1954 Московский театр драмы, с 1954 Московский театр имени Вл. Маяковского, с 1964 академический).
В 1922–1924 гг. театр возглавлял В. Э. Мейерхольд. Поставленный им в 1923 г. спектакль «Доходное место» А. Н. Островского стал образцом новаторского раскрытия классической пьесы, а его же постановка «Озеро Люль» А. М. Файко (1923, совместно с А. М. Роомом) – один из самых убедительных примеров конструктивизма в сценическом искусстве (художник В. А. Шестаков).
В 1924 г. главным режиссёром стал А. Л. Грипич. С середины 1920-х гг. театр ориентировался на современную драматургию: «Эхо» В. Н. Билль-Белоцерковского (1924), «Воздушный пирог» (1925) и «Конец Криворыльска» (1926) Б. С. Ромашова и др. Спектакли ставились режиссёрами разных школ; наиболее значительный след в истории театра тех лет оставил А. Д. Дикий («Человек с портфелем» Файко, 1928, и др.).
С 1930 г. в Театре Революции работал А. Д. Попов (художественный руководитель в 1931–1935). Работая над современными пьесами, прежде всего Н. Ф. Погодина («Поэма о топоре», 1931; «Мой друг», 1932; «После бала», 1934), он создал спектакли, которые ознаменовали собой освоение актуального жизненного материала и появление нового героя на сцене. В его спектакле «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1935, совместно с И. Ю. Шлепяновым) динамичный рисунок мизансцены, конкретность примет быта, колорит эпохи сочетались с глубокой человечностью образов главных героев в блестящем исполнении М. И. Бабановой и М. Ф. Астангова.
После ухода Попова руководители менялись – во главе театра стояли: художник и режиссёр Шлепянов (главный режиссёр в 1935–1937), Н. В. Петров (главный режиссёр в 1937–1938), М. М. Штраух (художественный руководитель в 1938–1942). Среди наиболее интересных постановок в период 1936–1941 гг.: «Собака на сене» Лопе де Веги (1937, режиссёр В. Н. Власов), «Таня» А. Н. Арбузова (1939, режиссёр А. М. Лобанов), «Павел Греков» Б. И. Войтехова и Л. С. Ленча (1939, режиссёры Астангов и М. Е. Лишин), «Бесприданница» А. Н. Островского (1940, режиссёр Ю. А. Завадский).
Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. театр работал в эвакуации в Ташкенте (в 1941–1943). Здесь были поставлены спектакли «Питомцы славы» («Давным-давно») А. К. Гладкова (постановка С. А. Майорова, режиссёр Бабанова) и «Фронт» А. Е. Корнейчука (постановка Майорова, режиссёр В. П. Ключарёв; оба – 1942). В 1943 г. театр возвратился в Москву и в него влились объединённые ранее труппы Московского театра Ленсовета и Московского театра драмы (работавшие под руководством Н. М. Горчакова в помещении Театра Революции).
В 1943–1967 гг. главный режиссёр театра – Н. П. Охлопков, определивший принципы дальнейшего творческого развития коллектива: стремление к гражданской тематике, романтической патетике, созданию монументальных образов. Особое внимание он уделял жанру современной героической драмы. Одна из значительных работ театра в 1940-х гг. – его постановка «Молодой гвардии» по А. А. Фадееву (1947). При его участии вышли спектакли: «Мать» по М. Горькому (1948, инсценировка Охлопкова, режиссёр Ф. Н. Каверин), «Гостиница "Астория"» (1956) и «Океан» (1961) А. П. Штейна (режиссёры Охлопков и В. Ф. Дудин), «Садовник и тень» по пьесе «Половчанские сады» Л. М. Леонова (1957, режиссёр А. В. Кашкин, художественный руководитель Охлопков). Одновременно ставилась и классика: совместно с режиссёром Кашкиным Охлопков выпустил спектакли «Гроза» Островского (1953), «Гамлет» Шекспира (1954) и «Медея» Еврипида (1961), ставшие заметными явлениями московской художественной жизни.
С 1967 г. главный режиссёр – А. А. Гончаров (художественный руководитель в 1987–2001). Соратниками в деле построения его «авторского» театра были директор М. П. Зайцев и заведующий литературной частью В. Я. Дубровский. Постановки Гончарова отличали зрелищная театральная форма, публицистический пафос, актёрский ансамбль. Среди значительных работ: «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова (1969 и 2000), «Мария» А. Д. Салынского, «Трамвай "Желание"» Т. Уильямса (обе – 1970), «Характеры» по В. М. Шукшину (1973), «Беседы с Сократом» Э. С. Радзинского (1975), «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову (1979), «Кошка на раскалённой крыше» Уильямса (1981), «Завтра была война» по Б. Л. Васильеву и «Театр времён Нерона и Сенеки» Радзинского (обе – 1985), «Закат» И. Э. Бабеля (1988), «Виктория?..» («Завещание лорда Нельсона») Т. Раттигана (1991), «Жертва века» по пьесе «Последняя жертва» Островского (1994), «Театральный романс» по пьесе «Кукушкины слёзы» А. Н. Толстого (1995), «Как вам это понравится» Шекспира (1997).
В этот период спектакли ставились и приглашёнными режиссёрами. Среди постановок 1970–1990-х гг.: «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (1971, режиссёры М. О. Кнебель и Н. А. Зверева), «Смотрите, кто пришёл!» В. К. Арро (1982, режиссёр Б. А. Морозов), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1985, режиссёр П. Н. Фоменко), «Игра теней» (1986) и «Дни нашей жизни» («Любовь студента», 1993; обе – режиссёр Ю. В. Иоффе), «Жанна» А. М. Галина (1987, режиссёр С. Н. Арцибашев), «Розенкранц и Гильденстерн мертвы...» Т. Стоппарда (1990, режиссёр Е. М. Арье), «Наполеон Первый» Ф. Брукнера (1992, режиссёр Т. С. Казакова), «Шутка мецената» по А. Т. Аверченко (1992) и «Кин IV» Г. И. Горина (1995; обе – режиссёр Т. В. Ахрамкова), «В баре токийского отеля» Т. Уильямса (1996, режиссёр А. Я. Шапиро), «Загадочные вариации» Э. Э. Шмитта (1999, режиссёр Е. А. Невежина), «Кукольный дом» («Нора») Г. Ибсена (1999, режиссёр Л. Е. Хейфец).
В 2002–2011 гг. художественный руководитель – Арцибашев. В эти годы поставил спектакли: «Женитьба» Н. В. Гоголя (2002), «Банкет» Н. Саймона и «Карамазовы» В. Ю. Малягина по роману «Братья Карамазовы» Достоевского (оба – 2003), «Мёртвые души» (2005) и «Как поссорились…» В. Ю. Малягина по повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя (2009), «Любовь глазами сыщика» по П. Шефферу (2004), «Шаткое равновесие» Э. Олби (2006), «Опасный поворот» Дж. Б. Пристли (2008), «Три сестры» А. П. Чехова (2010).
С начала 21 в. с театром сотрудничают режиссёры: А. А. Огарёв («Месяц в деревне» И. С. Тургенева, 2011), А. А. Коручеков («На чемоданах» Х. Левина, 2012), Н. В. Кобелев («Девятьподесять», документальная драма, посвящённая 90-летней истории театра, 2012; «Декалог на Сретенке» Саши Денисовой, 2014; «Последние» М. Горького, 2015; «Бердичев» Ф. Н. Горенштейна, 2016), С. В. Землякова («На траве двора» А. И. Эппеля, 2015) и др.
В 2011–2022 гг. главный режиссёр – М. Карбаускис, поставил спектакли: «Таланты и поклонники» Островского и «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта (оба – 2012), «Кант» М. Ивашкявичюса (2013), «Плоды просвещения» (2015, спектакль посвящён учителю – П. Н. Фоменко), «Русский роман» (2016) и «Изгнание» (2017) Ивашкявичюса, «Обломов» по И. А. Гончарову (2018), «Йокнапатофа» по роману «Когда я умирала» У. Фолкнера (2019), «Семейный альбом» по пьесе «На покой» Т. Бернхарда (2020), «Школа жён» Мольера (2021) и др.
С 2022 г. художественный руководитель – Г. М. Перегудов (в этом же году к 100-летию театра поставил спектакль-альманах «Истории»; в 2023 выпустил спектакль «Любовь по Маркесу» – сценическая версия театра).
Среди актёров (в разные годы): А. И. Андриенко, Г. А. Анисимова, А. Б. Ардова, М. Ф. Астангов, Т. А. Аугшкап, М. И. Бабанова, Е. И. Байковский, А. Д. Балтер, Г. В. Беляева, А. Н. Болтнев, М. А. Болтнева, Н. В. Бутырцева, Т. Г. Васильева, Э. Г. Виторган, Н. Н. Волков, Ю. С. Глизер, Н. Г. Гундарева, А. Г. Гусев, А. Б. Джигарханян, Т. В. Доронина, В. Н. Запорожский, К. А. Зубов, Л. Л. Иванилова, В. А. Ильин, З. А. Кайдановская, Д. А. Карасёв, С. В. Кардашёв, Т. М. Карпова, И. К. Кашинцев, М. М. Козаков, Е. И. Козлитина, Е. Н. Козырева, К. Ю. Константинов, В. В. Корешков, И. М. Костолевский, А. С. Лазарев, Е. Н. Лазарев, П. А. Лазарева, Е. П. Леонов, А. А. Лобоцкий, Р. С. Мадянов, С. А. Мартинсон, А. С. Мартынов, Э. Е. Марцевич, И. А. Марычев, Е. В. Мольченко, С. В. Немоляева, Ю. Н. Никулин, Л. В. Нильская, Л. И. Овчинникова, Д. Н. Орлов, В. М. Орлова, Т. А. Орлова, И. Л. Охлупин, В. П. Павлов, Н. Б. Палагушкина, Е. В. Парамонов, А. В. Парра, Р. Я. Плятт, Д. В. Повереннова, К. М. Половикова, М. В. Полянская, О. Е. Прокофьева, О. И. Пыжова, Б. И. Пясецкий, А. Б. Ровенских (Равенских), И. Ю. Розанова, Е. В. Романова, А. В. Ромашин, С. В. Рубеко, Л. Н. Руденко, В. Я. Самойлов, Л. Н. Свердлин, Е. П. Симонова, Л. А. Соловьёва, Д. И. Спиваковский, О. И. Судзиловская, Л. П. Сухаревская, Б. М. Тенин, Н. М. Тер-Осипян, А. В. Фатеев, А. К. Фатюшин, М. И. Филиппов, Е. П. Шевченко, М. М. Штраух, О. М. Яковлева и др.