Музыковедение
Музыкове́дение (музыкознание), наука о музыке.
Изучает музыку как специфическую форму художественного освоения мира, обобщает практику сочинения и исполнения музыкальных произведений. Принципы классификации музыковедческих дисциплин обосновывались по-разному, в зависимости от исторического состояния музыковедения и методологической позиции автора (X. Риман, Г. Адлер и др.). За рубежом наибольшее распространение получила классификация Адлера, делившего музыковедение на историческое и систематическое; в отечественной науке прочно утвердилось разделение на историческое и теоретическое музыковедение.
Историческое музыковедение (история музыки) воссоздаёт целостную картину развития музыкального искусства в социальном и культурном контексте. Оно включает: описание хода исторического развития музыки и периодизацию; характеристику господствовавших музыкально-эстетических воззрений, направлений, течений, школ, стилей и жанров; изучение инструментария, концертного и нотоиздательского дела; жизнеописания деятелей музыкального искусства и др. В историческое музыковедение в качестве относительно самостоятельных отраслей входят этномузыковедение, музыкальная фольклористика и ряд вспомогательных дисциплин: музыкальные палеография, археография, источниковедение, текстология, иконография, а также нотография и музыкальная библиография.
Теоретическое музыковедение (теория музыки) охватывает комплекс сведений об общих законах музыки, о музыкальном произведении с точки зрения присущей ему внутренней логики и организации, а также об отдельных элементах музыкального языка и средствах музыкальной выразительности. Основу теории музыки составляют учения о гармонии, полифонии, музыкальной форме, а также о мелодии, музыкальном метре и ритме, о музыкальной фактуре и композиции. Теория музыки даёт научное объяснение музыкальных закономерностей и вырабатывает основу для практического овладения техникой сочинения. С историческим и теоретическим музыковедением тесно соприкасаются: музыкальная эстетика, инструментоведение, музыкальная археология, музыкальная акустика, музыкальная педагогика, теория и история исполнительского искусства, а также дисциплины инструктивно-прикладного назначения (сольфеджио и др.). Деление на историческое и теоретическое музыковедение условно; в ходе развития музыковедения теория и история постепенно сближаются. Музыковедение 20–21 вв. использует данные и исследовательские методы других наук (математика, физика, лингвистика, психология, социология и др.).
Предмет музыковедения менялся со временем. Учёные-музыканты древних цивилизаций Востока (Месопотамии, Китая, Индии), античные философы и писатели (пифагорейцы, Платон, Аристотель, Птолемей, Марциан Капелла) связывали музыкальные представления с религиозными и космологическими системами. В музыкально-теоретических трудах Аристоксена, Птолемея и Аристида Квинтилиана обоснована система греческих монодических ладов, психическое воздействие музыки (см. Этос). Свод основных достижений античного музыкознания представлен в трактате «Основы музыки» Боэция (6 в.). Существен вклад в развитие музыковедения учёных Среднего и Ближнего Востока (аль-Фараби, аль-Кинди, Ибн Сина и др.), византийских теоретиков (Иоанн Кукузель).
Центром средневекового музыковедения стала Западная Европа, где античные музыкальные учения истолковывались в христианско-теологическом ключе. Вместе с тем музыкальная теория сближалась с музыкальной практикой, сосредоточенной в монастырях, церковных школах и университетах. Практика обучения музыке вызвала к жизни множество теоретических трактатов. Среди авторов: Гвидо Аретинский (11 в.), реформировавший нотацию и создавший систему сольмизации; Франко Кёльнский, Иоанн де Гарландия, изложившие правила сложения многоголосия. Трактаты 14–15 вв. (Филипп де Витри, Маркетто Падуанский, Иоанн де Мурис) формулируют нормы многоголосия, принципы мензуральной нотации, ладовой организации (см. Лад) и хроматики (см. Хроматизм); впервые предложено жанровое разделение музыки (Иоанн де Грокейо). Крупнейшими учёными-музыкантами эпохи Возрождения стали Й. Тинкторис (автор первого музыкального словаря), Г. Глареан и Дж. Царлино. Обобщив достижения франко-фламандской и итальянской школ полифонии строгого письма, они систематизировали учение о контрапункте и ладовой организации музыки. Принципы, ставшие основой музыкального искусства Нового времени, отражены в работах В. Галилеи, М. Преториуса.
Учёных 17 в. (Р. Декарт, М. Мерсенн, А. Кирхер, А. Веркмейстер) отличал естественно-научный подход к музыке. К концу 17 в. складывается учение о генерал-басе, опубликованы первые самостоятельные труды по истории музыки (Дж. А. Бонтемпи в Италии, В. К. Принц в Германии), изданы собрания античных музыкальных трактатов (датским учёным-энциклопедистом М. Мейбомом). С появлением в 18 в. многотомных музыкально-исторических исследований (труды П. и Ж. Бонне-Бурдло, Ж.-Б. де Лаборда во Франции, Дж. Б. Мартини, Дж. Хокинса, Ч. Бёрни, И. Н. Форкеля, собрание средневековых музыкально-теоретических источников на латинском языке М. Герберта) и музыкально-лексикографических работ [словари и энциклопедии С. де Броссара, Ж.-Ж. Руссо (франц. яз.), И. Г. Вальтера, И. Маттезона (нем. яз.)] складывается музыкально-историческая наука. Демократизация общественно-политический атмосферы ко 2-й половине 18 в. способствовала развитию музыкальной критики и публицистики (Маттезон, Руссо, Д. Дидро, Ж. Д’Аламбер и др.), ярко отразивших борьбу направлений в искусстве. Деятельность французских энциклопедистов, Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера, И. Канта и других способствовала подъёму музыкальной эстетики как самостоятельной отрасли музыковедения. К достижениям теоретического музыковедения 18 в. относятся: система Ж.-Ф. Рамо, заложившая основу классического учения о гармонии, фундаментальные труды по контрапункту И. Й. Фукса, Ф. В. Марпурга и Дж. Б. Мартини. Тогда же зародилось учение о музыкальных формах (И. Ф. Кирнбергер, Г. К. Кох), усилился интерес к вопросам исполнительства (трактаты И. И. Кванца, К. Ф. Э. Баха, Л. Моцарта).
В 19 в. в обиход вошёл сам термин «музыковедение». Оно представляло собой уже самостоятельную науку – с собственными понятийно-аналитическим аппаратом и методами исследования. Во 2-й половине 19 в. особым интересом к национальной культуре и её крупнейшим представителям вызвано появление изданий сочинений Дж. П. да Палестрины, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, в 20 в. – Й. Гайдна, Р. Вагнера и др., а также первых классических биографий Баха, Генделя, Моцарта, которые составили немецкие исследователи Ф. Шпитта, Ф. Кризандер, О. Ян, обновили и дополнили в 20 в. А. Швейцер, Г. Аберт, А. Эйнштейн и др. В 19 – начале 20 вв. созданы фундаментальные исторические исследования (Ф.-Ж. Фетис, А. В. Амброс, Ж. Комбарьё, А. Шеринг), всесторонне охватившие европейскую музыкальную культуру. Эта традиция в 20 в. продолжена сводными коллективными трудами под редакцией Х. Римана, Г. Адлера, Э. Бюкена, А. Лавиньяка и Л. де Ла Лоранси; т. н. Оксфордской и Нортонской «историями музыки» и др. Крупнейшие представители музыкальной историографии 20 в. – Ж. Тьерсо, Р. Роллан, О. Э. Дойч, Г. Кречмар. Прогресс исторического музыковедения стимулировал подъём археографической работы, музыкальной палеографии, текстологии, нотографии и библиографии (собрание музыкальных трактатов на латинском языке Э. де Кусмакера во 2-й половине 19 в., антологии и серии памятников музыкального искусства прошлых веков, издающиеся в Западной Европе и США).
Лексикография 19–20 вв. представлена крупнейшими словарями и энциклопедиями Дж. Гроува, Х. Римана, Ф. Блуме. С конца 19 в. началось развитие музыкальной фольклористики, усилился интерес к неевропейским музыкальным культурам (этномузыковеды Э. фон Хорнбостель, К. Закс, В. Виора в Германии). В конце 19 в. возник ряд международных и региональных музыковедческих обществ, с 1927 г. постоянно функционирует Международное музыковедческое общество. К достижениям теоретического музыковедения 19 в. принадлежит учение о музыкальной форме и её элементах, систематизированное А. Рейхой и А. Б. Марксом (представителями т. н. традиционной школы). Учение о контрапункте и фуге развито Ф.-Ж. Фетисом, Л. Буслером и Э. Праутом. Риман и его последователи применили функциональный подход к музыкальной форме и гармонии, привлекая результаты психологических и акустических исследований (Г. Гельмгольца, позднее – К. Штумпфа). Значительную веху в теоретическом музыковедении начала 20 в. составила «психоэнергетическая» концепция Э. Курта, выдвинувшего процессуально-динамическое истолкование музыкальных закономерностей. Одновременно Г. Шенкер разработал теорию многослойности музыкальной формы и т. н. метод редукции. Музыковедение Западной Европы и США в 20 в. характеризует усиленное внимание к разработке и исследованию новейших методов композиторского письма, нередко декларируемых самими композиторами (А. Шёнберг, А. фон Веберн, П. Хиндемит, О. Мессиан, П. Булез, К. Штокхаузен, В. Лютославский, Я. Ксенакис и др.), к методологическим вопросам музыкальной истории, музыкальной эстетики, философии и социологии музыки, взаимоотношениям «массовой» и «элитарной» культур и т. д. Среди исследователей: В. Апель, К. Палиска, С. Лангер (США), Т. Адорно, Х. Эггебрехт, К. Дальхауз, Г. Бесселер, Э. Г. Майер (Германия), К. Блаукопф (Австрия), К. фон Фишер (Швейцария), Ж. Шайе (Франция), Б. Сабольчи (Венгрия), З. Лисса, Ю. Хоминьский (Польша), В. и О. Косма (Румыния), В. Крыстев, С. Стоянов, Д. Христов (Болгария).
В России музыковедение сформировалось относительно поздно. К собственно русской традиции относятся сохранившиеся с 15 в. анонимные певческие азбуки. Во 2-й половине 17 в. в работах A. Мезенца и Ивана Шайдура подготовлен, а Тихоном Макарьевским осуществлён перевод крюковой нотации на европейскую 5-линейную. В трактатах И. Т. Коренева и Н. П. Дилецкого обоснованы принципы партесного пения и перенесены на русскую почву достижения западноевропейской музыкальной теории. Среди значительных работ о музыке 18 в. (как правило, переводных или анонимных) – хроника русской музыкальной жизни Я. фон Штелина. Начало русской музыкальной фольклористике положили первые сборники народных песен В. Ф. Трутовского и Н. А. Львова – И. Прача. Обсуждение путей развития отечественного музыкального искусства и борьба за сохранение его самобытности при освоении норм европейского профессионализма определили облик русского музыковедения 19 в., имевшего выраженную музыкально-критическую направленность. Традиции, заложенные в музыкально-критических работах В. Ф. Одоевского и А. Н. Серова (который ввёл русский термин «музыкознание»), нашли широкое развитие в литературной деятельности В. В. Стасова, Г. А. Лароша, П. И. Чайковского, Ц. А. Кюи, С. Н. Кругликова, Н. Д. Кашкина, В. Г. Каратыгина. В центре внимания русского музыковедения находится национальное искусство: творчество М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, композиторов «Могучей кучки» и др. Вместе с тем созданы значительные труды о зарубежных композиторах, среди них: первая крупная монография о В. А. Моцарте А. Д. Улыбышева; работы о Л. ван Бетховене А. Н. Серова и В. Ленца.
Среди теоретических трудов и руководств русских авторов наиболее значительными являются учебники гармонии П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова, а также «Основы оркестровки» последнего. Русское музыковедение вышло на уровень общеевропейского с появлением оригинальных концепций Г. Э. Конюса (теория метротектонизма) и Б. Л. Яворского (теория ладового ритма). Выдающимся достижением отечественного музыковедения является теория контрапункта С. И. Танеева, поставленная им на научную математическую основу. Исследования древнерусского церковного пения Д. В. Разумовского, В. М. Металлова, С. В. Смоленского и др. заложили основы русской музыкальной медиевистики, палеографии и семиографии. В начале 20 в. вышли в свет исторические труды и источниковедческие материалы Н. Ф. Финдейзена, М. М. Иванова, А. Н. Римского-Корсакова, В. В. Яковлева и др. Собирание и исследование фольклора Ю. Н. Мельгуновым, П. П. Сокальским, Н. Е. Пальчиковым, Н. М. Лопатиным, В. П. Прокуниным, Е. Э. Линёвой и др., деятельность Музыкально-этнографической комиссии определили высокий научный уровень русской музыкальной фольклористики. Облик отечественного музыковедения 20 в. формировали Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, И. И. Соллертинский и др. В исследование древнерусского певческого искусства фундаментальный вклад внесли работы М. В. Бражникова, Н. Д. Успенского и др., русской музыки 17–18 вв. – С. С. Скребкова, Т. Н. Ливановой, В. В. Протопопова, Ю. В. Келдыша, А. А. Гозенпуда, Н. А. Герасимовой-Персидской, русской вокальной лирики – В. А. Васиной-Гроссман. Исторические проблемы западноевропейской музыки получили освещение в трудах М. В. Иванова-Борецкого, К. А. Кузнецова, Т. Н. Ливановой, В. Э. Фермана, Р. И. Грубера, М. С. Друскина, В. Д. Конен, Д. В. Житомирского, О. Т. Леонтьевой, В. Н. Брянцевой, Ю. Н. Хохлова, А. П. Милки, Е. М. Царёвой, М. А. Сапонова. Зарубежной музыке 20 в. посвящены исследования Г. М. Шнеерсона, Б. М. Ярустовского, И. Ф. Бэлзы, И. И. Мартынова, а также В. С. Виноградова, В. М. Беляева – по неевропейским музыкальным культурам. На новую ступень поднялось изучение общих и региональных проблем музыкального фольклора в работах А. Д. Кастальского, А. М. Листопадова, З. В. Эвальд, Е. В. Гиппиуса, И. И. Земцовского, К. В. Квитки, В. Л. Гошовского, У. Гаджибекова, X. С. Кушнарёва, А. В. Затаевича, Б. Г. Ерзаковича и др.
Созданы летописи жизни и творчества, а также предприняты издания собраний сочинений М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского (не завершено), Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, серии «Памятники русского музыкального искусства». Отдельным периодам и проблемам русской музыкальной истории посвящены исторические исследования Н. В. Туманиной, Ю. В. Келдыша, О. Е. Левашёвой, А. И. Кандинского, Е. М. Левашёва. Вопросы отечественной музыки 20 в. разработаны И. В. Нестьевым, М. Е. Таракановым, Г. Ш. Орджоникидзе, М. Д. Сабининой, М. Г. Арановским и др. Новые идеи выдвинуты отечественными музыковедами и в теоретических отраслях музыковедения. Значительную роль сыграли работы в области музыкальной психологии (Е. А. Мальцева, Б. М. Теплов) и музыкальной акустики (Н. А. Гарбузов). Теорию переменных функций в гармонии создал Ю. Н. Тюлин. Развитию идей Танеева, вопросам истории и теории полифонии посвящены труды С. С. Богатырёва, С. С. Скребкова, В. П. Фраёнова. В области учения о музыкальной форме В. А. Цуккерманом и Л. А. Мазелем был развит метод т. н. целостного анализа музыкального произведения; В. П. Бобровским, Е. А. Ручьевской – функциональный аналитический подход. С 1970–1980-х гг. широко разрабатываются вопросы музыкальной палеографии, археографии, библиографии и лексикографии. Новые значительные работы появились в области гармонии (Ю. Н. Холопов), истории полифонии (В. В. Протопопов, Ю. К. Евдокимова), музыкального ритма (В. Н. Холопова), музыкальной психологии (Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский), социологии (А. Н. Сохор), эстетики (А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков, А. В. Михайлов, Т. В. Чередниченко), фольклористики (Э. Е. Алексеев). В круг исследовательских задач вошли музыкальная текстология (Н. Л. Фишман, Л. З. Корабельникова), взаимоотношение культур Запада и Востока (Н. Г. Шахназарова), теория музыкальных жанров и стилей (М. К. Михайлов), история нотации (И. А. Барсова), история музыкально-теоретических систем (Холопов и его школа) и др.