Фраёнов Виктор Павлович
Фраёнов Ви́ктор Па́влович (24.10.1930, Москва – 4.9.2002, там же), российский музыковед, педагог, заслуженный работник культуры РСФСР (1982), заслуженный деятель искусств РФ (2003).
Отец – Павел Семёнович Фраёнов (1898–1986), кандидат технических наук (1946), преподавал в Московском автомобильно-дорожном институте (доцент с 1948), музыкант-любитель (играл на гитаре). Мать – Анастасия Сергеевна (урождённая Давыдова; 1899–1976), школьный учитель.
Трудовую деятельность начал в 1943 г. учеником электрика на киностудии «Воентехфильм» (с 1945 «Моснаучфильм», в 1966–2004 «Центрнаучфильм»). По окончании вечерней школы поступил в класс гитары Музыкального училища Октябрьской революции. Проявил интерес и способности к музыкально-теоретическим дисциплинам и в 1949 г. по рекомендации И. В. Способина продолжил обучение на 2-м курсе теоретического отделения Музыкального училища при Московской консерватории (окончил в 1951). Здесь учился у Д. А. Блюма (сольфеджио), И. В. Способина (гармония), В. Н. Рукавишникова (полифония), В. С. Галацкой и П. С. Рыбаковой (музыкальная литература) и др. В 1956 г. окончил как теоретик Московскую консерваторию; в числе его педагогов: В. А. Цуккерман (дипломный класс), И. В. Способин, Ю. А. Фортунатов (инструментоведение), А. Ф. Гедике (органный класс). К периоду обучения относятся собственные опыты в композиции.
В 1956–2002 гг. преподавал в Музыкальном училище при Московской консерватории: классы музыкальной литературы и анализа музыкальных форм на исполнительских отделениях, полифонии (с 1963) и анализа музыкальных произведений (с 1980) на теоретическом отделении. Педагогическая работа В. П. Фраёнова всегда находилась в связи с исследовательской деятельностью: в течение всей жизни он изучал музыку разных эпох, научно-музыкальную литературу (составил собственную обширную библиотеку и фонотеку), находился в курсе новейших научных публикаций. Широко образованный человек, глубокий учёный, блестящий лектор, имел репутацию одного из ведущих музыкальных педагогов современности. Давал мастер-классы, читал лекции в музыкальных учебных заведениях Смоленска, Риги, Тбилиси, Ташкента, Фрунзе (ныне Бишкек), Полтавы и др. Среди многочисленных учеников: композиторы Н. С. Корндорф, М. Г. Коллонтай (Ермолаев), А. В. Семёнов, музыковеды Е. И. Чигарёва, И. Е. Лозовая, И. В. Степанова, О. В. Величкина (Франция), дирижёры А. А. Левин, В. К. Полянский, В. М. Юровский, пианисты В. П. Афанасьев, И. Беркович (Израиль), С. Е. Сенков, Д. Феофанов (США), Д. Ю. Маликов, виолончелист А. Н. Селезнёв. В Музыкальном училище при Московской консерватории продолжают преподавать (на начало 2023) его ученики – теоретики Т. А. Петрова, О. Б. Хвоина и др.
Автор универсального учебника «Полифония» (1-е издание 1987), широко известного в России и за рубежом. Структуру учебника отличают ясность и концентрированность подачи материала (теоретическая часть; практические авторские упражнения в полифонии строгого стиля и фуге; историческая 3-я часть).
Другой научно-педагогический труд, учебник «Музыкальная форма» (не окончен, не опубликован), над которым В. П. Фраёнов работал в течение нескольких десятилетий, содержит ряд завершённых частей и разделов, посвящённых исследованию классико-романтических форм, а также планы и наброски отдельных глав. В своём подходе к музыкальной форме автор опирается на достижения европейской и русской научно-теоретических школ – теорию формы А. Б. Маркса, Л. Бусслера, некоторые идеи С. И. Танеева (в частности, теорию мотива), учебник музыкальной формы И. В. Способина, работы Ю. Н. Холопова, убедительно претворяя разрозненные теории в самостоятельную, подробную и основательную концепцию. В начальных (законченных) главах учебника формы находятся сведения о метрической основе форм инструментальной музыки, о способах сложения элементарных форм (предложение, период и их разновидности), по всей видимости впервые в истории музыкальной науки изложенные последовательно, определённо и логично.
Учебник формы, как и учебник полифонии, по мысли автора, имеет в первую очередь дидактическое назначение; автор руководствовался идеальной моделью самоучителя – книги, по которой можно освоить предмет без посредства преподавателя. Подобная задача определяет структуру и протяжённость разделов в книге, высокую степень подробности в изложении, большое количество нотных примеров. Детальное изучение частных принципов формосложения уравновешено обращением к вопросам более общего характера (понятиям склада, типа изложения, разграничения понятий музыкального материала и музыкальной темы и др.) вплоть до обобщений, выходящих за пределы собственно музыкознания в область эстетико-философскую (вступительная статья к учебнику музыкальной формы, посвящённая самому понятию формы в музыке и в искусстве вообще).
Лекции по музыкальной форме, прочитанные В. П. Фраёновым в 1999–2002 гг. (текст восстановлен по ученическим тетрадям), опубликованы в 2003 г.
Автор учебных программ по предметам «Полифония» (1987, 2001), «Анализ музыкальных произведений» (1982, 1987), программы-конспекта по предмету «Музыкальная литература народов СССР» (охватывает курсы русской и советской музыки; 1977).
Автор статей в «Музыкальной энциклопедии» («Пассакалья», «Подвижной контрапункт», «Полифонические вариации», «Свободный стиль», «Сложный контрапункт», «Строгий стиль», «Фактура», «Франк Сезар Огюст», «Фуга, «Фугато», «Фугетта», «Чакона» и др.; всего около 30), Музыкально-энциклопедическом словаре, «Большой Российской энциклопедии». Для неосуществлённого энциклопедического проекта «Русская Британника» в 1995 г. подготовил статьи о А. К. Глазунове и Р. М. Глиэре (опубликована в качестве приложения к статье О. В. Фраёновой в сборнике «Рейнгольд Глиэр – Борис Лятошинский», 2014. C. 189–192).
Жена (с 1956) – Е. М. Фраёнова.