Адорно Теодор
Адо́рно Теодо́р, Теодор Людвиг Визенгрунд-Адорно (Theodor Ludwig Wiesengrund Adorno) (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне – 6.8.1969, Фисп, Швейцария), немецкий философ, социолог, музыковед, композитор, ведущий представитель франкфуртской школы (наряду с М. Хоркхаймером). В 1921–1924 гг. учился во Франкфуртском университете, в 1925 г. изучал композицию у А. Берга в Вене. В 1928–1931 гг. редактор венского авангардистского музыкального журнала Der Anbruch. В 1931–1933 гг. доцент Франкфуртского университета (с 1950 профессор). В 1934–1937 гг. в Великобритании, в 1938–1949 гг. в США. С 1949 г. во Франкфурте-на-Майне, руководитель Института социальных исследований (с 1953), председатель Немецкого социологического общества (с 1963).
В критике культуры и общества, развитой Адорно, сплетаются многообразные идейные источники: гегелевская диалектика господства и рабства, теория товарного фетишизма и овеществления человеческих отношений К. Маркса (в неомарксистской интерпретации Д. Лукача), концепция «рациональности» М. Вебера, психоанализ З. Фрейда, равно как опыт художественного авангарда первых десятилетий 20 в. В программном сочинении «Диалектика Просвещения. Философские фрагменты», созданном совместно с Хоркхаймером в 1939–1944 гг. («Dialektik der Aufklärung. Philosophische Fragmente», 1947; русский перевод 1997), анализируются внутренние противоречия исторического процесса «рационализации» («просвещения»), восходящего к истокам европейской цивилизации (Одиссей как парадигматическая фигура становления индивидуального самосознания и «демифологизации» мира) и достигающего кульминации в Новое время: прогресс в рациональном овладении природой сопровождается превращением разума в простой инструмент господства, подавлением внутренней (человеческой) природы, отчуждением человека от самого себя. С торжеством инструментального отношения к миру средства становятся целью, а «просвещение» обращается в «миф». В центре внимания Адорно – регрессивные социально-антропологические изменения (отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т. п.), связанные со стандартизацией отношений в монополистическом «управляемом обществе» и развитием массовой культуры. В период пребывания в США Адорно и его сотрудниками было проведено социологическое и психоаналитическое исследование разных типов личности с точки зрения предрасположенности к принятию «демократического» или «авторитарного» руководства («The Authoritarian personality», 1950).
Критикуя неопозитивистский идеал «научной» философии как нейтрального описания сущего (в 1961 Адорно выступил оппонентом К. Поппера в т. н. споре о позитивизме в немецкой социологии), а также реставрацию онтологии в феноменологии Э. Гуссерля и экзистенциализме («Zur Metakritik der Erkenntnistheorie», 1956), Адорно развивает идеи антисистематической «отрицательной диалектики» («Negative Dialektik», 1966), в которой сливаются теоретико-познавательные и социально-критические мотивы. У Адорно, в отличие от Г. В. Ф. Гегеля, отрицание перестаёт быть моментом перехода к какому-либо новому синтезу – оно выступает и как релятивирование всякой замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя конкретной возможности «утопии», не формулируемой в виде какой-либо позитивной модели. Неотъемлемая от критической рефлексии «устремлённость к иному», сопровождающая представление о мировой истории как перманентной катастрофе, восходит к традиции иудейского мессианизма, воспринятого Адорно в его секуляризованной форме через Э. Блоха и В. Беньямина.
В противостоянии абстрактной систематике «идентифицирующего мышления» Адорно, вслед за Беньямином, видит цель философии в раскрытии индивидуальной специфики единичного и особенного, выявлении с помощью свободной «констелляции» понятий («ансамбля моделей») «непонятийного», «нетождественности» предмета самому себе в перспективе его возможного бытия «иным». Однако наиболее адекватно опыт «нетождественного» может передать, согласно Адорно, искусство – «наместник» природы в её неподавленной индивидуальности, «социальная антитеза обществу, непосредственно не выводимая из него» («Ästhetische Theorie», 1990, S. 19). «Опосредованная непосредственность» искусства, определяемая конфигурацией его полярных начал – миметически-выразительного и конструктивно-рационального, – «являет» истину, не высказывая её: в силу непонятийного языка искусства явленное им требует интерпретации, никогда ею не исчерпываясь.
В концепции «новой музыки» как протокольной фиксации «непросветлённого страдания» – в противоположность гармоническому преображению страстей, свойственному классической музыке («Философия новой музыки», «Philosophie der neuen Musik», 1949; русский перевод 2001), – Адорно исходит из опыта композиторов новой венской школы А. Шёнберга (его монодрама «Ожидание» – «сейсмограмма травматического шока»), А. Берга, А. фон Веберна. Считая необратимой тенденцию имманентного развития музыкального материала к интеграции всех его отдельных параметров, достигающую кульминации в 12-тоновой технике Шёнберга (возврат к «свободной атональности» предшествующего периода был бы, согласно Адорно, регрессом), Адорно отвергает реставрацию отживших музыкальных форм, характерную, например, для неоклассицизма, и выступает с критикой формирующегося в лоне массовой музыкальной культуры «регрессивного слышания», диссоциирующего воспринятое на стереотипные элементы и не способного к восприятию художественной формы как целого («Диссонансы. Музыка в управляемом мире», «Dissonanzen. Musik in der verwalteten Welt», 1956). Проблематичной предстаёт у Адорно выдвинутая им идея «неформальной музыки» («Vers une musique informelle», 1961), преодолевающая контроверзу «тотального детерминизма» додекафонии и серийной музыки и «абсолютной случайности» алеаторики.
Автор ряда музыкальных произведений (песни на слова С. Георге, Г. Тракля, О. Кокошки, Г. Хайма, Б. Брехта, камерная музыка, сочинения для оркестра и хора). Был музыкальным консультантом Т. Манна в его работе над романом «Доктор Фаустус». Свойственные Адорно стремление к максимальной концентрации изложения и афористическая лаконичность стиля сложились под влиянием австрийского писателя и публициста К. Крауса.