Львов Николай Александрович
Львов Никола́й Алекса́ндрович [4(15).5.1753, имение Никольское-Черенчицы в Новоторжском уезде Новгородской губернии, ныне Тверская область – в ночь на 22.12.1803 (3.1.1804), Москва; похоронен в Никольском-Черенчицах], российский архитектор, инженер, график, литератор, естествоиспытатель. Тайный советник; член Российской академии (1783), почётный член Императорской Академии художеств (1786).
Архитектурная деятельность
Дворянин. Получил домашнее образование; затем проходил военную службу в Преображенском полку в Санкт-Петербурге. Специального архитектурного образования Львов не получил. В 1773 г. перешёл на гражданскую службу в Коллегию иностранных дел, в 1782 г. – в Почтовый департамент. В 1773–1777 гг. совершил несколько поездок по Западной Европе, знакомясь с памятниками изобразительного искусства и архитектуры; в 1781 г. посетил Италию.
Один из ведущих мастеров зрелого русского классицизма, Львов проявил смелость и своеобразие творческого почерка в интерпретации классических форм. Так, в первой самостоятельной постройке – соборе Святого Иосифа в Могилёве (1781–1798; утрачен) – он одним из первых в храмовой архитектуре русского классицизма применил чистый дорический ордер и систему двойного купола. В дальнейшем проектировал многочисленные культовые сооружения с разнообразной композицией объёмов; самое крупное среди них – собор Борисоглебского монастыря в Торжке (1785–1789). Наиболее монументальным и традиционным по решению был неосуществлённый проект Казанского собора в Санкт-Петербурге (1787–1791).
Усадебные храмы Львова менее масштабны и строги: Троицкая церковь-ротонда и пирамидальная колокольня (т. н. Кулич и Пасха; 1785–1787) в селе Александровское (ныне в черте Санкт-Петербурга), Екатерининская церковь в усадьбе Мурино (1786–1790) – изящная классицистическая вариация ярусного храма «иже под колоколы». Тема купольной ротонды неоднократно варьировалась Львовым в храмовом зодчестве; наиболее совершенными примерами являются церковь Святой Екатерины в Валдае (1786–1793) и Воскресенская церковь в усадьбе Никольское-Черенчицы (1789–1806), ставшая усыпальницей Львова и его рода.
Львов был одним из наиболее последовательных приверженцев палладианства в России (перевёл и издал в 1798 1-ю книгу трактата А. Палладио «Четыре книги об архитектуре» с собственными комментариями). Интерпретация палладианских мотивов ярче всего проявилась в архитектуре усадебных ансамблей и особняков (в большей части сохранились только в чертежах). Их общими чертами были компактный центрический объём, увенчанный куполом, термальные окна, ордерные детали.
Львов умело сочетал художественное и практичное, учитывая особенности российского климата и уклада жизни. Универсальность Львова-архитектора наиболее полно раскрылась при создании усадеб: Знаменское-Раёк (1787–1790-е гг.) и Никольское-Черенчицы (1780–1790-е гг.) близ Торжка, Вороново (конец 1780-х – начало 1790-х гг.) и Введенское (1790-е гг.) под Москвой. Львов также занимался в них устройством пейзажных парков; как инженер создавал системы печей, сушилок, погребов и гидротехнических сооружений.
Львов спроектировал ряд общественных сооружений для Санкт-Петербурга, среди которых – здание Почтамта (1782–1789), занимающее целый квартал и наделённое рациональной внутренней планировкой. Создал торжественный гранитный портик Невских ворот (проект, 1780; строительство, 1784–1787) Петропавловской крепости. Неосуществлённым остался самый крупный государственный проект – здание Кабинета Её Императорского Величества, для которого отводилось место в начале Невского проспекта. Для Москвы в 1797 г. Львов проектировал перестройку старого Кремлёвского дворца (частично осуществлена).
В 1797 г. император Павел I назначил Львова «директором угольных приисков и разработки оных в империи» (Фёдорова. 1999. С. 57). Львов занялся поисками месторождений угля, научными экспериментами по добыче из него серы, производству «каменного» картона. В эти же годы он предпринял попытку внедрения в России новой технологии землебитного строительства, которая была использована при строительстве по его проекту Приоратского дворца в Гатчине (1797–1799).
Работал как график. Среди произведений Львова – выполненные тушью иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия (1780-е гг., Русский музей, Санкт-Петербург) и произведениям Г. Р. Державина (до 1775, Институт русской литературы, Санкт-Петербург), а также гравюры в технике лависа («Вид Выборгского замка», 1783).
Член Вольного экономического общества (1791).
Литературное творчество
Первые поэтические опыты Н. А. Львова дошли до нас в рукописном журнале «Труды четырёх разумных общников», составленном поэтом совместно с Н. П. Осиповым, Петром и Николаем Ермолаевыми в 1771 г. и включавшем «главным образом переводы стихотворений французских писателей эпохи классицизма» (Лаппо-Данилевский. 1989. С. 257). В конце 1770-х гг. Львов оказался в центре кружка стихотворцев, искавших новые пути в поэзии (Г. Р. Державин, В. В. Капнист, И. И. Хемницер). К жизни этого дружеского кружка, получившего в науке название «львовского» (или «львовско-державинского»), в разное время были причастны такие литераторы и люди искусства, как М. Н. Муравьёв, художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, композиторы Д. С. Бортнянский и Е. И. Фомин, президент Академии художеств А. Н. Оленин и др. Приверженность классическим традициям сочеталась здесь с интересом к новейшим веяниям предромантизма и к русскому фольклору. Вместе с Капнистом Львов подготовил посмертное издание басен И. И. Хемницера (части 1–3, 1799; басни в частях 1–2 напечатаны с редакторской правкой Львова). Среди ранних литературных опытов Львова – «Итальянский дневник», в котором отражены его впечатления от европейского путешествия в 1781 г. (полностью опубликован в 1998).
Для поэзии Львова характерны камерность и доверительность, соединение в одном ряду высокой, низкой и диалектной лексики. Первая значительная публикация – «Идиллия. Вечер 1780 года ноября 8» (в заглавие вынесена дата женитьбы автора) – стихотворение в духе «лёгкой поэзии», опубликованное в журнале «Собеседник любителей российского слова» (1783. Ч. 1). Многие стихотворения Львова, в том числе экспериментальные «русские» оды («Новый 19 век в России», «Народное воскликновение на вступление нового века», созданы в 1800-х гг.) и песни, при жизни автора не публиковались. Из многочисленных дружеских посланий напечатано лишь одно – «Отрывок из письма А. М. Б<акунину>» (1796). Новаторскими в жанровом отношении являются и поэмы Львова, отличающиеся тесным переплетением народно-поэтических и сентиментальных мотивов и образов, разнообразием стихотворных форм: поэма «Зима» (1791), незавершённая полиметрическая поэма «Добрыня, богатырская песнь» (1796; написана только первая глава, издана в 1804 г. в журнале «Друг Просвещения»; уточнённый текст см.: Лаппо-Данилевский. 2012), поэма с прозаическими вставками «Ботаническое путешествие на Дудорову гору 1792 мая 8-го дня» (издана в 1805).
Увлечение русским фольклором отразилось и в либретто комической оперы «Ямщики на подставе» с характерным подзаголовком «игрище невзначай» (композитор Е. И. Фомин; поставлена в конце 1787 в Санкт-Петербурге; отдельное издание – Тамбов, 1788) – в текст оперы Львов ввёл несколько народных песен. Тексты других комических опер Львова [«Сильф, или Мечта молодой женщины» (1778, вторая редакция – 1790-е гг.; на сюжет новеллы Ж.-Ф. Мармонтеля «Муж-сильф, «Le mari sylphe», 1758), «Милет и Милета» и «Парисов суд», обе – 1796] полностью изданы только в 1994 г. В 1790 г. Львов издал в собственном художественном оформлении в 2 томах «Собрание народных русских песен с их голосами» (Львов – составитель сборника и автор вступительной статьи «О русском народном пении»; он же привлёк к участию И. Прача, которому принадлежит гармонизация). Здесь впервые в русской фольклористике народные песни систематизированы по жанрам [в 1-м издании (1790) – 100 песен; во 2-м (1806) – 150 песен]; это собрание стало основой для позднейших собирателей русского музыкального фольклора.
Важнейшим из переводческих трудов Львова стало издание сборника «Стихотворения Анакреонта Тийского» (1794) с греческим текстом (подготовлен иеромонахом Евгением Вулгарисом) и параллельным стихотворным переводом, комментариями и предисловием Львова, давшее импульс развитию русской анакреонтической поэзии.
Львов также интересовался русскими древностями и подготовил издания «Летописец Русской от пришествия Рурика до кончины царя Иоанна Васильевича» (Санкт-Петербург, 1792. Ч. 1–5) и «Подробная летопись от начала России до Полтавской баталии» (Санкт-Петерубрг, 1798–1799. Ч. 1–4).